Финансовый контроль

Сфера деятельности финансового контроля - процесс формирования и использования финансовых ресурсов и денежных фондов на их основе. Объект финансового контроля - различные стороны деятельности участников распределительного процесса, т.е. объект шире сферы деятельности.

Существуют различные формы финансового контроля в зависимости от органов, его осуществляющих:

1. Государственный финансовый контроль

2. Негосударственный финансовый контроль.

А) ведомственный;

Б) внутрихозяйственный;

В) аудиторский

Общегосударственный контроль осуществляют высшие органы госвласти, а также специальные органы.

Важнейшие структуры, осуществляющие вневедомственный контроль: с законодательной стороны - через специально созданный орган - Счетную Палату РФ. Аналогичные структуры создают на региональном и местном уровнях. Счетная Палата - юридическое лицо, подотчетное Парламенту РФ, состоит из Председателя, замов, аудиторов и аппарата, осуществляющего исполнительную роль. Основные задачи Счетной Палаты:

1. Осуществляет финансовую экспертизу проектов ФЗ и правительственных актов, федеральных органов госвласти, предусматривающие дополнительные расходы из федерального бюджета или влияющих на его исполнение.

2. Оценка обоснованности проектов Федерального бюджета и внебюджетных фондов.

З. Определение эффективности и целесообразности расходования государственных средств, а также использования госсобственности.

4. Контроль за своевременным исполнением доходов и расходов Федерального бюджета и внебюджетных фондов.

5. Анализ отклонений от исполнения бюджета, предложения по их устранению.

6. Контроль законности движения федеральных средств и средств внебюджетных фондов через банковскую систему.

Контрольную деятельность в Администрации Президента осуществляет Главное контрольное управление, занимающееся не только финансовым контролем, но и денежным, а также следит за исполнением Указов Президента.

Непосредственно финансовым контролем занимается система Минфина РФ (Контрольная роль-КРУ, а система федеральных казначейств на местах осуществляет вневедомственный контроль). Контроль за расходованием региональных и местных бюджетов производят Минфины республик, финансовые управления и департаменты областей, краев, округов, - на нижнем уровне - городов и районов - осуществляется вневедомственный контроль).

Контролем за своевременностью и полнотой поступления средств в бюджетную систему и внебюджетные фонды занимаются ФНС, таможенная служба. Им предоставлены широкие права, чтобы осуществлять эффективный финансовый контроль.

Ведомственный финансовый контроль осуществляется госорганами отдельных ведомств, министерств, отраслей в отношении подведомственных предприятий и организаций.

Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется на самих предприятиях и организациях. Преимущество внутрихозяйственного финансового контроля - то, что он осуществляется работниками предприятия - теми, кто лучше всего знает состояние самого предприятия, однако интересы проверяющих не всегда нацелены на проявление всех финансовых нарушений.

Аудиторский контроль может быть внешним (спец. фирмы, аудиторы) и внутренним. Различают З вида внешнего аудита: общий (различные стороны ФХд предприятия); банковский, страховой. В обязательном порядке внешний аудит проводят банки, страховые компании, АО, инвестиционные фонды.

Внутренний осуществляется на крупных предприятиях с филиалами, для чего создается на предприятии специальная аудиторская служба. Этот вид аудита находится на стадии формирования.

В процессе осуществления финансового контроля незивисимо от органов и видов применяются следующие методы:

1. Проверка. Проверяются отдельные вопросы ФХД предприятия, организации на основе отчетных и других документов - это самый массовый метод финансового контроля (ГНИ - тематическая проверка исчисления налога на прибыль).

2. Обследование. Охватывает более широкий круг показателей или вопросов. При этом может проводится опрос, анкетирование, может осуществляться наблюдение за ФХД предприятия.

3. Анализ. Суть анализа - изучение отдельных вопросов для установления причинно-следственных связей с применением специальных экономико - математических методов. Не все экономисты выделяют его как отдельный метод, т.к. он применяется не только при контроле, но и при планировании и на разных этапах фин. управления.

4. Ревизия - наиболее полный и обстоятельный метод контроля за ФХД предприятия по первичным и бухгалтерским документам. В отличие от проверок ревизия - более комплексный метод. Однако, не всякая ревизия охватывает всю ФХД, есть и тематические, по количеству обследуемых вопросов обширнее, чем проверки. Виды: плановые и неплановые; сплошные, тематические и выборочные.

Формы финансового контроля (в зависимости от времен проведения):

предварительный (перед совершением финансовой операции или перед началом выполнения финансовых планов);

текущий (в ходе реализации финансовых планов, программ);

последующий (по результатам выполнения планов и совершения финансовых операций). Как разновидность этого контроля - ревизия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: