double arrow

Государственный долг: классификация и современное состояние

Государственный долг РФ определяется как долговые обязательства перед физическими и юридическими лицами, субъектами РФ, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами.

Государственные займы можно классифицировать по ряду признаков:

• по субъектам заемных отношений – займы, размещаемые центральным и территориальными органами власти;

• по обращению на рынке – рыночные, которые свободно покупаются и продаются, и нерыночные, которые не могут менять своих владельцев;

• по валюте заимствований - внутренние и внешние;

• в зависимости от срока привлечения средств – краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1 года до 5 лет), долгосрочные (от 5 лет и выше);

• по методу определения дохода долговые обязательства государства бывают с твердым или плавающим доходом;

• по обеспеченности – закладные и беззакладные;

• по характеру выплачиваемого дохода – выигрышные, процентные, беспроигрышные;

• и др. признакам.

Государство обладает достаточной полнотой прав по управлению государственным и муниципальным внутренним долгом, формирующимся в результате заемных операций. Управление госдолгом РФ возложено на Правительство РФ либо уполномоченное им Министерство финансов РФ.

Наибольшее распространение получили облигации федеральных займов (ОФЗ) и государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО). Кроме них в обращении находятся облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ), облигации внутреннего государственного валютного займа (ОВГВЗ), облигации внешних облигационных займов. Названные виды облигаций имеют разновидности. Так, например, облигации федеральных займов выпускаются с постоянным (ОФЗ-ПД), переменным (ОФЗ-ПК), фиксированным (ОФЗ-ФК) купонным доходом, с амортизацией долга (ОФЗ-АД), а также при условии обязательного хранения в депозитарии либо без такого условия. К иным ценным бумагам относятся, например, товарные долговые обязательства в виде целевых товарных чеков.

Среди мероприятий по управлению государственным (муниципальным) долгом наиболее распространенными в мировой практике являются: рефинансирование, конверсия, консолидация, унификация и некоторые другие. Рефинансирование, т.е. выпуск новых займов в целях покрытия ранее выпущенных долговых обязательств, используется обычно при недостаточности средств централизованного денежного фонда (бюджета). Например, в связи с кризисной ситуацией 17 августа 1998 г. государственные краткосрочные обязательства (ГКО) по согласованию с их владельцами подлежали обмену на облигации федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ) с новыми сроками погашения (с 2013 по 2018 гг.). Конверсия займа заключается в изменении размера доходности займа (снижение или повышение процентной ставки дохода). Изменение сроков действия ранее выпущенных займов называется консолидацией. В 1990 г. в Российской Федерации совместно с конверсией займа была проведена и консолидация: срок погашения казначейских обязательств был сокращен с 16 до 8 лет, а процентная ставка повышена с 5 до 10%.

БК РФ ввел новое понятие – реструктуризация долга, под которой понимается основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный и муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, с иными условиями обслуживания и погашения.

Другим мероприятием по управлению государственным долгом являются мероприятия государства по унифицированию займов, означающему обмен нескольких ранее выпущенных займов на один новый.

Аннулирование государственного внутреннего долга, т.е. полный отказ от долговых обязательств, является, как правило, крайней мерой по управлению внутренним долгом. Принятие такой меры обусловлено обычно сменой политической власти.

Однако в современных условиях развития экономики государств по рыночному пути эти инструменты не используются, поскольку их применение ведет к нанесению ущерба репутации государства как заемщика.

1) верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2015 года в сумме 7 трлн.245 млрд. рублей;

2) верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2015 года в сумме 71,9 млрд. долларов США, или 55,3 млрд. евро;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: