Индивидуальное сознание – это совокупность идей, взглядов, чувств, свойственных конкретному человеку

ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ складывается на основе сознаний отдельных людей, но не является их простой суммой.

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ человека всегда многообразнее и ярче общественного сознания, но при этом, оно всегда более узко по взгляду на мир и гораздо менее охватно по масштабу рассматриваемых проблем.

Индивидуальное сознание отдельного человека не достигает той глубины, которая присуща общественному сознанию, охватывающему все стороны духовной жизни общества. Но общественное сознание приобретает свою всеохватность и глубину из содержания и опыта отдельных индивидуальных сознаний членов общества.

Таким образом,

общественное сознание есть всегда продукт индивидуального сознания.

ФОРМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯэто различные способы интеллектуального и духовного освоения действительности: политика, право, мораль, философия, искусство, наука и т.д.Таким образом, можно говорить о следующих формах общественного сознания:

1. Политическое сознание.

2. Правовое сознание.

3. Нравственное сознание

4. Эстетическое сознание.

5. Религиозное сознание

6. Атеистическое сознание

7. Естественнонаучное сознание.

8. Экономическое сознание.

9. Экологическое сознание

Общественное сознание формируется В ДВУХ УРОВНЯХ:

1. Обыденное, или эмпирическое сознание

2. Научно-теоретическое сознание.

Проблема сущности человека в истории философии.

Человек — это сложная целостная система, являющаяся компонентом более сложных систем — биологической и социальной.

В центре философского учения о человеке стоит проблема сущности человека.

Философы видели отличие человека от животного и объясняли его сущность, пользуясь различными специфическими качествами человека. На самом деле человека можно отличать от животного и по плоским ногтям, и по улыбке, и по уму, и по религии и т. д. Но нельзя не заметить, что в данном случае сущность человека пытаются определить исходя не из самого человека, а обращаясь к признакам, отличающим его от ближайшего вида, как бы со стороны. Однако со стороны методологии такой прием оказывается не совсем правомерным, ибо сущность любого предмета определяется прежде всего имманентным способом бытия самого этого предмета, внутренними законами его собственного существования.

Такой субстанцией, которая лежит в основе исторического бытия и развития человека и составляет его сущность, как свидетельствует современная наука, является трудовая деятельность, осуществляемая всегда в рамках общественного производства. Люди не могут заниматься трудовой деятельностью, не вступая прямо или опосредованно в общественные отношения, совокупность которых и образует общество. С развитием общественной деятельности и трудового производства развиваются и общественные отношения людей.

При этом нужно учитывать всю совокупность общественных отношений:

— материальных и идеальных(идеологических);

— настоящих и прошлых.

Это положение означает, что человека надо понимать диалектически. Другими словами, его нельзя сводить лишь к «экономическому человеку», или только к «человеку разумному», или к «человеку играющему» и т. д. Человек может быть одновременно:

— производящим;

— разумным;

— культурным;

— нравственным;

— политическим и т. д.

Другая сторона этого вопроса состоит в том, что человек — это дитя человеческой истории. Человек в современном мире не взялся «ниоткуда», он — результат развития общественно-исторического процесса. Другими словами, речь идет о единстве человека и человеческого рода.

Человек оказывается в одно и то же время и объектом, и субъектом общественных отношений, потому что он не только результат общества и общественных отношений, но и, в свою очередь, их творец.

Существует диалектическое взаимоотношение между человеком и обществом:

— человек — это микрообщество, проявление общества на микроуровне;

— общество — это человек в его общественных отношениях.

В своем реальном проявлении сущность обнаруживается в существовании человека.

Человеческим существованием называется бытие индивида как целостного существа во всем многообразии форм, видов и свойств его проявления.

Целостность бытия выражается в первую очередь в том, что человек — это единство трех основных начал:

— биологического;

— социального;

— психического.

Таким образом, человек — это биопсихосоциальный феномен.

Свое наиболее полное выражение проблема человеческого существования нашла в экзистенциализме (философии существования).

Древняя Греция дала начало западно-европейской философской традиции вообще и философской антропологии в частности.

В философии Древней Греции изначально человек не существует сам по себе, а лишь в системе определенных отношений, которые воспринимаются как абсолютный порядок и космос. Со всем в своей природной и социальной среде, соседями и полисом, неодушевленными и одушевленными предметами, животными и богами человек живет в едином, нераздельном мире.

Понятие космоса имело человеческий смысл, вместе с тем человек мыслился как часть космоса, как микрокосм, который является отражением макрокосмоса, понимаемого как живой организм. Такие взгляды на человека существовали у представителей милетской школы, которые стояли на позициях гилозоизма, т. е. отрицали границу между живым и неживым и полагали всеобщую одушевленность универсума.

Обращение к антропологической проблематике связано с критической и просветительской деятельностью софистов и созданием философской этики Сократом.

В концепции софистов можно проследить три основных момента:

— релятивизм и субъективизм в понимании таких этических феноменов, как благо, добродетель, справедливость и т. д.;

— введение человека в бытие как главное действующее лицо;

— наполнение процесса познания экзистенциальным смыслом и обоснование экзистенциального характера истины.

В Средние века человек исследуется как часть мирового порядка, который установлен Богом. А представление о человеке, выраженное в христианстве, сводится к тому, что он — это «образ и подобие Бога».

С социальной точки зрения в Средние века человек провозглашается пассивным участником божественного порядка и является существом тварным и ничтожным по отношению к Богу. Главная задача людей — приобщиться к Богу и обрести спасение в день Страшного суда. Поэтому вся человеческая жизнь, ее метафизическое содержание выражается в парадигме: грехопадение — искупление.

Яркими представителями средневековой христианской философской антропологии были:

Августин Блаженный;

Фома Аквинский.

Августин Блаженный считал, что человек — это противоположность души и тела, являющиеся независимыми.

По мнению Фомы Аквинского, человек — это промежуточное существо между животными и ангелами.

В новое время философская антропология формируется под влиянием зарождающихся капиталистических отношений, научного знания и новой культуры, которая получила название гуманизм.

Философия эпохи Возрождения (Ренессанса) поставила человека на земную основу и на этой почве пыталась решить его проблемы. Она утверждала естественное стремление человека к добру, счастью и гармонии. Ей свойственны гуманизм и антропоцентризм. В философии этого периода Бог не отрицается полностью, но вся философия оказывается проникнута пафосом гуманизма, автономии человека, верой в его безграничные возможности.

Немецкая классическая философия ставит человека в центр философских исследований. Как составная часть чувственного мира явлений человек подчинен необходимости, а как носитель духовности он свободен. Но главная роль отводится немецкими мыслителями нравственной деятельности человека.

55 Антропо-, социо- и культурогенез о важнейших факторах становления и развития человека.

Трудовая деятельность людей как основной фактор антропосоциогенеза. Общественное бытие и общественное сознание, характер их соотнесенности.

Труд – это целесообразная деятельность человека по созданию материальных благ и духовных продуктов. Труд является главной предпосылкой и основным условием непосредственно самой человеческой жизни, а совместный труд выступает важнейшим фактором общественного устройства этой жизни.

В отличие от животного мира, человек удовлетворяет свои жизненно необходимые потребности, не биологически приспосабливаясь к природе, а преобразует природу посредством труда, приспосабливая её под себя.

Таким образом, человеческий труд – это акт постоянного творчества, постоянного преобразования существующего и создания нового, это процесс напряженной интеллектуальной и духовной деятельности, непрестанного осмысления действительности и поиска оптимального решения задач различной сложности.

Благодаря этому труд стимулировал интеллектуальное развитие человека и выделение человека из животного мира.

Интеллектуализация человека, в свою очередь, привела к постоянному усложнению и непрерывному совершенствованию орудий и приемов труда, что обратной связью вновь потребовало интеллектуализации человека.

Таким образом, преобразуя трудом природу, человек одновременно преобразовывал и себя. Благодаря труду человек постоянно расширял свой познавательный потенциал, развивался умственно, приобретал навыки совместной деятельности, то есть общественной жизни. Необходимость передачи знаний и навыков по наследству привела к появлению процессов социализации, благодаря чему человек уже с детства стал воспитываться как существо социальное, то есть неотъемлемо так или иначе включенное в общество в том или ином его виде.

Любой труд продиктован необходимостью и начинается с изготовления орудий. Наиболее древними орудиями являются орудия охоты, рыболовства и войны, которые возникли в ответ на главные необходимости того времени – питание и защита (как от хищников, так и от враждебных иноплеменников).

С временем эти орудия из примитивных, полуобработанных подручных средств превратились в достаточно надежные и эффективные приспособления для решения ежедневных насущных проблем.

С появлением более совершенных орудий охоты и рыболовства в питании человека стала возрастать доля потребления мясной и белковой пищи, что увеличило физический потенциал человека, сделало его сильнее, конкурентоспособнее в мире животных, повысило выживаемость и численность. За счет поступления с мясной пищей в мозг большого количества необходимых для его развития и питания веществ, человек стал быстрее совершенствоваться умственно. Его всё более проясняющееся сознание и усиливающиеся способности к абстракциям и умозаключениям стимулировали новое совершенствование орудий и способов труда, развитие общественных отношений и способствовали появлению новых знаний о природе.

Решающим для превращения человека в разумное и общественное животное стало пользование огнем и приручение животных. Это повлекло за собой появление такового нового вида труда, как скотоводство, к которому затем прибавилось земледелие. Вследствие этого трудовая деятельность стала разнообразнее и искуснее за счет прядения, ткачества, обработки металлов, гончарного ремесла, судоходства, кулинарии, виноделия, ювелирного искусства и т.д.

Из-за формирования богатой и насыщенной трудовой деятельности возникли излишки её продуктов, что привело сначала к обмену, а потом к торговле, и в результате – к дифференциации человеческого общества по производству того или иного полезного продукта. Всё это вызвало собой появление союзов племен, расширение межплеменных контактов, формирование наций, оформление их экономических и политических интересов, возникновение государств.

С появлением государств развились право и политика, расширились возможности человечества в совместной трудовой деятельности, что привело к развитию науки и формированию основных культурных черт цивилизаций.

Таким образом, труд непосредственно не только обеспечивает физическое выживание человека в природе, но и выделяет человека из природы, возвышает над нею и обусловливает основные характеристики человеческого общества, поскольку вся система общества является в своей основе тем или иным совместным трудом.

Таким образом, благодаря труду, бытие отдельного человека включено в общественное бытие.


53 Философская антропология как комплексное учение о человеке.

В широком смысле слова – философское учение о человеке, его “сущности” и “природе”. В таком понимании самые разные философские направления, представляя различные способы осмысления человека и человеческого мира, являются вместе с тем различными вариантами Ф.а. В специальном смысле слова Ф.а. – философское направление, развивавшееся преимущественно в Германии и связанное прежде всего с именами Шелера, Плеснера и Гелена. I. Очевидно различие между течениями, эксплицирующими антропологическую проблематику, и теми подходами, в рамках которых правомерность Ф.а. оспаривается. Однако и в концепциях, декларирующих “антиантропологизм” (как, например, “фундаментальная онтология” Хайдеггера или структурализм), и в направлениях, индифферентных к антропологии (как, например, англо-американская лингвистическая философия), антропологическая проблематика присутствует имплицитно. Неоднозначна позиция по отношению к Ф.а., занимаемая марксизмом. С одной стороны, марксизм XX в. ведет критику антропологии с позиций историзма, усматривая в попытке построения Ф.а. как самостоятельной дисциплины натурализм (Лукач, Хоркхаймер, Адорно) и декларируя “теоретический антигуманизм” (Альтюссер). С другой стороны, многие приверженцы и симпатизанты неомарксизма пытаются преодолеть антропологический дефицит классического марксизма за счет разработки философии человека – в качестве такого преодоления замышляется “философия надежды” Блоха, в контексте придания марксизму “антропологического фундамента” понимает свою философскую активность поздний Сартр (см.: первый том “Критики диалектического разума”).

Индивид, индивидуальность, личность

Между тем понятия «индивид», «личность», «человек» — однопорядковые, но не идентичные. Вместе с тем не следует впадать и в другую крайность — резкое разграничение и противопоставление этих понятий.

Наиболее общим, родовым понятием является понятие человека. Человек — это субъект общественно-исторической деятельности и культуры или, точнее, субъект данных общественных отношений и тем самым общемирового исторического и культурного процесса. По своей природе он представляет собой целостную биосоциальную (биопсихосоциальную) систему, уникальное существо, способное понятийно мыслить, производить орудия труда, обладающее членораздельной речью и нравственными качествами.

Что касается понятия индивид, то это — единичный представитель человеческого рода, отдельно взятый человек, безотносительно к его реальным антропологическим и социальным особенностям. Родившийся ребенок — индивид, но он не есть еще человеческая индивидуальность. Индивид становится индивидуальностью по мере того, как он перестает быть только «единицей» человеческого рода и приобретает относительную самостоятельность своего бытия в обществе, становится личностью.

Личность представляет собой диалектическое единство общего (социально-типического), особенного (классового, национального и т. д.) и отдельного (индивидуального). В конкретно-исторических обстоятельствах она выступает как целостность, тип которой формируется определенной социальной системой. Личность — это действительность индивида как социального феномена и субъекта, реализующего себя в различных видах социального общения и действия.

Социальные качества личности проявляются в ее действиях, поступках, в ее отношении к другим людям.

Аналитика внутреннего мира человека:
проблема счастья, смысл жизни, проблема смерти и бессмертия.
Творческая жизнедеятельность как выражение личностного начала.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: