Самосовершенная, Подобная Драгоценности Йогини как женщина

Из произведений Сахаджайогиничинты ясно, что она получила прекрасное образование и была сведуща как в вопросах рели­гиозных, так и светских. Будучи женщиной, Сахаджайогини­чинта могла получить свое образование каким угодно спосо­бом. Судя по литературным произведениям того периода, ца­ревны, дочери высших чиновников и придворных, девушки из семей знати (кшатрия: ksatriya), а также куртизанки и танцов­щицы могли обучаться санскриту, композиции, поэзии, музы­ке, танцу и различным наукам (шастра: sastra), в том числе камашастре (kamasastra), или науке любви. Хотя наиболее ве­роятно, что образование получали женщины именно из этих групп, есть свидетельства и о том, что иногда образование было доступно служанкам и женщинам из низких каст.

Вывод об образовании, полученном Сахаджайогиничинтой, можно сделать из сообщений Таранатхи о ее занятиях, ее зна­комстве с жизнью царского двора, а также свидетельств, при­сутствующих в самом тексте ее произведения. В историях ли­ний преемственности, поведанных Таранатхой, говорится, что Сахаджайогиничинта продавала вино, а потом пасла свиней. До этого же, когда она еще звалась Виласьяваджрой, она снаб­жала вином царя, а это положение было гораздо выше, чем быть простой хозяйкой питейного заведения. Хозяйки винных лавок подавали рисовое пиво и местные вина разной и зачас­тую весьма сомнительной публике, но Сахаджайогиничинта занимала придворную должность, и на нее была возложена серьезная обязанность обеспечивать двор лучшим виноградным вином, достойным царских уст. Вина такого качества ввози­лись из Аравии, Персии и Кашмира. Сахаджайогиничинта должна была иметь дело с караванщиками, торгующими дра­гоценными камнями и пряностями для дорогих вин, и, возмож­но, обладала познаниями в таких смежных дисциплинах, как счетное дело, наука о драгоценных камнях и виноградарство. По своей должности она должна была часто бывать во дворце, а возможно, даже жила там. Она была достаточно знакома с царем, чтобы знать о его смертельном страхе перед змеями. Она сообщила о его слабости Домбихеруке, чтобы помочь ему обратить царя на путь. Как повествуется дальше в этой исто­рии, когда Домбихерука напустил змей на его дворец, Сахад­жайогиничинта тут же подсказала его величеству, куда ему обратиться за помощью.

Происхождение из знатной или купеческой семьи или при­дворная должность согласуется с полученным Сахаджайогини­чинтой широким образованием и ее занятием. Точно так же то, что она была вхожа во дворец, была знакома с царской семьей, знала науку эротики, искусство и танец, могло объясняться и тем, что она была дочерью куртизанки или танцовщицы. Что касается ее буддийского образования, то в начале своего текста Сахаджайогиничинта говорит, что провела много лет в предан­ном служении у ног своего гуру. Этот период ученичества позво­лил ей изучить философию абхидхармы, йогачары и Тантры.

Сахаджайогиничинта была образованным и культурным че­ловеком, способным быть духовным наставником во всех вопро­сах, начиная с философских основ и заканчивая высокими мето­дами йогини-тантр. Тем не менее, в конце концов она покинула высшее общество и поселилась в деревне с супругом из низкой касты, у нее была дочь, а на жизнь она зарабатывала пастьбой свиней. В этом она похожа на таких махасиддхов, как Тилопа и Сараха, которые кормились выжиманием масла и изготовлением стрел, переняв эти ремесла от своих спутниц из низких каст, несмотря на то, что были учеными и могли при желании полу­чать жалованье, работая писцами или учителями. Став тантри­ческой йогини, Сахаджайогиничинта предпочла более простой и свободный образ жизни, не скованный социальными рамками, потому что занятия, странствия и общество свинопаса не слиш­ком привлекают чье-либо внимание, за исключением разве что человека, который ищет тантрического гуру.

Хотя Таранатха сообщает, что Сахаджайогиничинта извест­на как знаток «высшего блаженства», до нас дошло мало исто­рий, свидетельствующих, что она была учителем. В этом нет ничего необычного, даже если речь идет о такой известной фи­гуре, поскольку тантрические повествования, к сожалению, очень лаконичны. Сохранившаяся история о Сахаджайогиничинте довольно красноречива. В ней говорится о ее ученике Падмаваджре, одном из «основателей» буддийской Тантры. Пад-маваджра служил жрецом у царя Уддияны и гордился своей образованностью и ораторским искусством. Как-то раз на од­ной из его буддийских проповедей появилась некая собира­тельница хвороста, которая, слыша его слова, то смеялась, то плакала. После проповеди она подошла к нему и объяснила, что смеялась потому, что радовалась его умению так красиво говорить, а плакала потому, что не поняла, о чем шла речь. Эта женщина велела Падмаваджре искать гуру Анангаваджру, свинопаса из убогой деревушки на севере.

Найдя Анангаваджру, Падмаваджра почти не обратил на него внимания, но сразу же был восхищен женщиной, с который жил этот учитель. Все свои действия она совершала с полным вниманием, и в каждом ее жесте светилась глубокая погружен­ность в реальность. Когда Падмаваджра наблюдал, как она вы­полняет свою грязную работу, ее безупречные, изящные, похо­жие на танец движения углубили его духовное понимание. Он понял, что, глядя, как она ходит и движется, он получает более глубокое учение, чем если бы слушал любые рассуждения по буддийской философии. Ученый стал умолять Сахаджайогиничинту принять его в ученики, но она рассвирепела и, осыпав ударами, выгнала, приговаривая: разве может она, женщина из низкой касты, быть учителем. Однако Падмаваджра не ушел, а устроился ночевать в свинарнике. Пока он спал, свиньи добра­лись до его сумы и сжевали все книги. Наутро, обнаружив, что произошло, он стал кричать и топать ногами. На Сахаджайогиничинту такое проявление страсти и гнева произвело большое впечатление, и она согласилась взять его в ученики: «А, так ты не совсем безупречен! Может быть, в конце концов и научишься чему-нибудь от меня!». Падмаваджра получил от Сахаджайоги-ничинты и ее супруга посвящение и наставления. Их дочь из­брала Падмаваджру своим тантрическим спутником, и они вме­сте вернулись во дворец, где Падмаваджра вновь приступил к своим обязанностям, но они вдвоем выполняли тантрическую практику тайно, пока их изобличение не потребовало от них обоих проявить сверхъестественные силы, что способствовало об­ращению многих людей на путь Тантры.

В этом рассказе отразилась разносторонность жизни, обра­зования и практики Самосовершенной, Подобной Драгоценно­сти Йогини из Уддияны. Подобно драгоценному камню, про­славленная йогини столь же многогранна. Она — открывательница учений Тантры, полученных ею в видении во время глу­бокой медитации. Она — искусный оратор, поражающий сво­их слушателей чувственным и кипучим видением тантрической сексуальности. Она — искусная проповедница, приобщающая слушателей к духовной практике, внушая им, что мирские удо­вольствия непостоянны и в конечном счете не приносят удов­летворения. Она — тонкий философ, который рассматривает со всех сторон и распутывает теоретические хитросплетения. Окружавшие ее женщины были вознаграждены за свое присут­ствие на проповедях поразительным и, возможно, уникальным зрелищем того, как будда откликается на страсть, проявляет любовь и желание, участвует в трансцендентальной забаве — эротической игре.

Сочинение Сахаджайогиничинты чрезвычайно важно для оценки интеллектуального уровня тантрических женщин, пото­му что Сахаджайогиничинта искусно, авторитетно и свежо пишет о таком предмете, в котором женщины, как считалось, были невежественны, а именно, о йоге тантрического союза. Кроме того, Самосовершенная, Подобная Драгоценности Йоги­ни не была единственной среди женщин обладательницей этого знания. Она передавала это учение собранию женщин, и, опи­раясь на ее сочинение, мы можем кое-что сказать и о них. Во-первых, это не урок для новичков, потому что здесь мимохо­дом упоминаются многие сложные учения и высшие практики. Таким образом, содержание текста указывает на то, что ее уче­ницы были не новичками. Достижение ими высоких уровней духовного пути находит свое подтверждение в том, что они названы «прославленными йогинями, наделенными величием саморожденной мудрости». Сахаджайогиничинта передавала свое учение и мужчинам: среди ее учеников были Падмавадж­ра и Гхантапа, которые обрели просветление благодаря прак­тике тантрического союза и стали известны как «основатели» буддийской Тантры.

Примечателен и тот факт, что жизненный путь Сахаджайо­гиничинты проходил в Уддияне. В тантрической литературе Уддияна предстает как наилучшее место для изучения и прак­тики Тантры, поскольку там находилась община женщин-тант-ристок. В Уддияну отправлялись и становились там ученика­ми женщин многочисленные знаменитые практики Тантры: Падмасамбхава, Камбала, Анангаваджра, Лилаваджра, Луи-па, Тилопа, Гхантапа, Буддашриджняна, Гамбхираваджра, Падмаваджра, Атиша и Гоцангпа. Обычно имеется боль­ше информации об этих йогинах, чем об их учителях-женщи­нах, однако Сахаджайогиничинта представляет собой такой тип женщины, с которым они могли встречаться в Уддияне. Ее пример дает нам увлекательную возможность получить пред­ставление об окружении, образе жизни и блистательной мудро­сти, которыми могла обладать женщина-гуру из Уддияны.

Существовало мнение, что женщины ничего не знали о тантри­ческой сексуальной йоге и их или эксплуатировали в своих целях мужчины, или они участвовали в ней по своей воле, потому что были «ведьмами» или «распутницами». Это утвер­ждение необходимо пересмотреть в свете доказательств того, что женщины с самого начала учили этой йоге и способствовали ее становлению. Мы даже находим конкретный основополага­ющий текст на эту тему, автором которого была женщина. По­скольку женщины были учителями и знатоками сексуальных йог, справедливо предположить, что женщины не передавали бы учения, которые они сами находили неприемлемыми, ос­корбительными или не совместимыми с их духовными целями. Никакие внешние причины не заставляли их это делать, пото­му что в контексте Тантры нет высшего авторитета, чем гуру, чьи толкования для учеников имеют наибольшую весомость и ценность. В роли гуру как живого авторитета в области тант­рического союза женщины были вольны излагать учения в со­ответствии со своими собственными переживаниями и убежде­ниями. Таким образом, вероятно, женщины учили и распрост­раняли учения о тантрическом союзе в таком виде, который был для них приемлем. Некоторые из мужчин, ныне признава­емых традицией авторитетными создателями практик, получи­ли эти учения от женщин. То, что эти учения передавались по мужской линии, не исключает их происхождения от женщин.

Эксплуатация несовместима с изначальным замыслом и за­дачами тантрического союза, как он описывается в классичес­ких текстах-первоисточниках и в этом важном учении, пере­данном женщиной. Знание задуманной формы и содержания практик может помочь выявить отступления от них, а также установить, какова была общественная и культурная среда, благоприятствовавшая их возникновению. Если же в какой-то момент истории этой традиции в нее вторглись отношения, ос­нованные на эксплуатации, как предполагают некоторые, важ­но исследовать, какие особенности общественного устройства, обычаев и учений повлекли за собой унижение женщин посред­ством практики, появлению которой они изначально способ­ствовали. Любое вырождение, которое может быть отмечено документально, следует признать изменой первоначальному духу этих практик, как они были задуманы женщинами. Так или иначе, эти учения сохранились в своей классической форме, а практики — как живая традиция.

Есть буддийские учения и практики, которые зародились в тепличных условиях монастырей, но сексуальные йоги не мо­гут претендовать на такое происхождение. Сексуальная садхана предоставляла естественное поле для выражения интересов и устремлений женщин. Поскольку среди первых учителей и со­зидателей этой разновидности практик были женщины, разум­но предположить, что они не стали бы создавать такие практи­ки, в которых ими бы манипулировали или их бы эксплуати­ровали, или не стали бы истолковывать эти практики в таком ключе. Поскольку женщины способствовали их созданию, они вели к просветлению женщин. Ученые женщины, такие как Лакшминкара и Сахаджайогиничинта, ремесленницы, как Йогини Изготовительница Стрел, танцовщицы, как Домбийогини, куртизанки, как партнерша Гхантапы, и женщины-гуру, как Гангадхара, — все они практиковали йогу союза в русле своего собственного пути к просветлению.

ГЛАВА ВОСЬМАЯ-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: