Для того чтобы установить круг задач и содержание ТЭФ, необходимо четко определить ее роль и место в процессе производства на морском транспорте. Доставляя продукты производства до потребителя или до места переработки, транспорт является продолжением процесса производства в сфере обращения. Продукцией транспорта является перемещение товаров. Именно в изменении места нахождения товаров, в результате чего изменяется их потребительская стоимость, заключается материальный характер транспортного производства.
Непрерывное производство, в том числе и на транспорте, включает два взаимосвязанных процесса: производства и обращения. Для процесса производства необходимы три элемента:
— труд как целесообразная деятельность человека;
— предметы труда, т.е. все то, на что направлен человеческий труд;
— средства труда (машины, оборудование, средства перемещения грузов и т.д.), т.е. все то, с помощью чего люди воздействуют на предметы труда.
Применительно к морскому транспорту основными элементами процесса производства являются: труд, перемещаемый груз (предмет труда) и суда (средства труда). При транспортировке груза к его стоимости присоединяется стоимость живого и овеществленного труда, в результате чего стоимость его возрастает. Процесс обращения на флоте проявляется в виде коммерческой и финансовой работы, реализующей результаты процесса производства – транспортную продукцию.
|
|
Техническая эксплуатация флота является составной частью первого элемента процесса производства на морском транспорте, т.е. как один из видов производственной деятельности людей, обеспечивающей готовность судов к использованию по назначению, их исправное состояние, надежную экономическую работу судовой техники. Непосредственное использование судов по прямому назначению, включающее технологию и организацию перевозок и грузовых работ, обеспечивает другой вид производственной деятельности – коммерческую эксплуатацию (по установившейся терминологии – «эксплуатацию флота»).
Эти два вида производственной деятельности – коммерческая и техническая эксплуатация флота – во взаимодействии с предметами труда (перемещаемый груз) и средствами труда (транспортные суда) и представляют собой процесс производства на морском транспорте.
Техническая эксплуатация флота с точки зрения специфики функционирования может также рассматриваться и как самостоятельная функциональная производственная система, в которой суда уже являются не средствами труда, а предметами труда. Такое превращение судна из средства труда в предмет груда происходит потому, что в производственной системе «техническая эксплуатация флота» судно и его элементы являются объектом приложения труда моряков и береговых специалистов.
|
|
Основными задачами технической эксплуатациифлота являются:
— обеспечение высокой степени готовности судов к использованию по назначению;
— обеспечение требуемого уровня надежности судов и технической безопасности мореплавания;
— содержание судов в исправном состоянии;
— рациональное использование судовой техники, топлив и масел;
— увеличение эксплуатационного периода судов;
— сокращение затрат на техническую эксплуатацию флота.
Применительно к сложным техническим объектам часто используют понятие «жизненный цикл», включающий в себя две крупные стадии: создание и эксплуатацию. Стадия создания судна начинается с научных исследований, в результате которых обосновывают программу пополнения флота на перспективу, разрабатывают эксплуатационно-технические требования по каждому типу судна и технические задания на их проектирование. В эту же стадию входят разработка проекта и постройка судна, которая завершается приёмо-сдаточными испытаниями, проводимыми для проверки соответствия построенного судна утвержденному проекту.
Стадия эксплуатации начинается с момента подписания приемной комиссией акта приемки судна, подтверждающего его готовность к использованию по назначению, и заканчивается списанием. Она включает в себя использование по назначению, техническое обслуживание и ремонт. На стадии эксплуатации реализуются, поддерживаются и восстанавливаются заложенные в проекте технико-эксплуатационные характеристики и свойства судна.
Рассмотрение ТЭФ как функциональной производственно-технической системы позволяет применять методы системного подхода при исследовании и решении задач технической эксплуатации.