Технические и производственные подразделения морской компании

Общее руководство технической эксплуатацией всех видов флота, входящих в состав морской компании, работой подчиненных служб и отделов аппарата управления компании, руководство судоремонтными предприятиями, ЦПКБ осу­ществляет главный инженер компании (директор по ТЭФ).

Всю деятельность в области управления ТЭФ в компании можно объединить в четыре взаимосвязанных направления:

- оперативное руководство, планирование, организация и контроль ТЭФ;

- развитие и модернизация флота, внедрение новой техники на судах и бере­говых предприятиях компании;

- организация рационального использования топливно-энергетических ресурсов;

- развитие и руководство деятельностью судоремонтных предприятий.

Для выполнения этих функций в составе аппарата управления компании вы­деляют следующие службы и отделы, подчиненные главному инженеру: служба судового хозяйства, технический отдел, отдел теплотехники, служба судоремонт­ных заводов. В ряде компаний главному инженеру подчинена служба материаль­но-технического снабжения, а в части развития и ремонта средств связи и электрорадионавигации – служба связи и электрорадионавигации. Организационная структура управления ТЭФ в морском пароходстве показана на рисунке 4.

Служба судового хозяйства является основной службой, осуществляющей оперативное управление технической эксплуатацией флота пароходства. В функции ССХ входит организация технического использования флота, подготовка и проведение ТО и ремонта и судов, различных видов освидетельствования судов органами надзора, инспекторских осмотров.

В своем составе ССХ имеет следующие подразделения:

- отдел технической эксплуатации флота;

- отдел ремонта и ТО флота;

- отдел теплотехники;

- отдел (сектор, группу) судового оборудования и сменно-запасных частей.

В зависимости от числа судов и состава флота компании вместо перечисленных отделовв ССХ могут быть образованы соответствующиесектора, группы или выделены отдельные специалисты.

Отдел технической эксплуатации флота проводит работу по совершенствованию технического использования судов и их элементов, руководит работой судовых экипажей по освоению новой техники, контролирует выполнение судовым экипажем положений, правил, инструкций и методических указаний по эксплуатации судовых технических средств и конструкций. Отдел осуществляет планирование, организацию и проведение инспекторских осмотров судов, участвует в рассмотрении проектови приемке судовиз постройки.

Рисунок 4 – Организационная структура технических служб пароходства

В состав отдела входят механики и электромеханики-наставники, которые проверяют знания судовыми экипажами своих обязанностей, контролируют пра­вильность ведения судовой документации, изучают деловые качества и оценива­ют квалификацию судовых механиков и электромехаников, проводят инспектор­ские осмотры судов. Механики и электромеханики-наставники периодически вы­ходят в рейсы для проверки и оказания помощи судовым механикам и электроме­ханикам в повышении уровня технической эксплуатации судов, анализируют причины аварий и отказов оборудования, участвуют в разработке рекомендаций по их предотвращению. Они имеют право делать судовой администрации указа­ния по вопросам ТЭ, требовать объяснения в. случае невыполнения ранее данных указаний и представлять главному инженеру свои предложения о необходимых технических мероприятиях и расстановке судовых специалистов.

Механики и электромеханики-наставники должны систематически изучать, обобщать и распространять передовой опыт технической эксплуатации судов. Это выражается в корректировке ранее заданных режимов работы механизмов, перио­дичности выполнения осмотрово-профилактических работ. Кроме того, механики и электромеханики-наставники должны постоянно контролировать и инспектиро­вать работу судовых экипажей, что положительно сказывается на профессиональном уровне и дисциплинированности судовых специалистов.

Отдел ремонта и технического обслуживания флота разрабатывает планы ремонта и докование флота; устанавливает лимиты на ремонт и ТО судов; ведет учет и анализ расходов средств на все виды ремонта, включая затраты на судовое оборудование, СЗЧ и ценный инвентарь; организует сдачу судов в ремонт и приемку их из ремонта; обеспечивает проведение предремонтной дефектации, осуществляет контроль за ремонтом и ТО судов; проверяет сметы и исполнительные калькуляции на все виды ремонта судов. Отдел ведет учет и анализ бюджета ремонтного времени по каждой группе судов и в целом по флоту компании. Представляет план-заявку на ремонт флота и расчет бюджета ремонтного времени на планируемый год.

В состав отдела включены групповые инженеры, за каждым из которых закреплена группа из 10–15 обслуживаемых судов, групповые инженеры-электро-механики, специалисты по холодильному оборудованию, автоматике, инженеры-кораблестроители. Отдел, как правило, возглавляет заместитель начальника службы по ТО и ремонту флота.

Групповой инженер-механик является ведущим специалистом ССХ, который обеспечивает ТО судов своей группы. Он составляет годовые и квартальные заявки на ремонт, организует подготовку судов к ремонту (заказывает техническую документацию, дает заявку на оборудование и СЗЧ, проверяет составленные на судах ремонтные ведомости, оформляет заказы на работы нулевого этапа). В це­лях увеличения эксплуатационного периода судов групповые инженеры должны обеспечить максимально возможное выполнение работ по ТО в процессе эксплуа­тации. Групповой инженер отвечает за правильное использование бюджета ре­монтного времении средств на ремонт и должен добиваться их экономного рас­ходования за счет сокращения объема ремонта судов на заводе, повышения отно­сительного объема работ, выполняемых без вывода судов из эксплуатации. Груп­повой инженер должен хорошо знать техническое состояние судов своей группы, вести учет сроков действия судовых документов Регистра судоходства, требова­ний надзорных организаций и комиссий инспекторских осмотров, учет замены оборудования и СЗЧ, затрат средств на ремонт и бюджета ремонтного времени.

Отдел теплотехники организует рациональное использование топлив и смазочных масел и разрабатывает нормы их расхода. Отдел составляет плановые заявки и контролирует расход средств на топлива и смазочные масла, проводит теплотехнические испытания судовых энергетических установок и вводит рацио­нальные режимы работы. Одна из важнейших функций отдела теплотехники – изыскание путей и возможностей экономии топливно-энергетических ресурсов на судах и береговых предприятиях, внедрение достижений передового опыта эки­пажей и результатов научно-исследовательских работ по рациональному топливоиспользованию.

Основной контингент отдела теплотехники составляют теплотехнические партии, численность которых устанавливают исходя из состава флота. Главная их задача – проведение теплотехнических испытаний судов в рейсах и теплотехниче­ские обследования на стоянках. В результате испытаний, а также изучения опыта экипажей, имеющих лучшие показатели в использовании мощности,– экономии расхода топлива и затрат на топлива и смазочные масла, отдел выдает рекоменда­ции судам по выбор оптимальных режимов работы судовойтехники.

Теплотехническая лаборатория контролирует качество принимаемых топлив, смазочных масел, определяет сроки замены масел, ведет наблюдение за со­стоянием поверхностей нагрева паровых котлов и теплообменных аппаратов, по­верхностей охлаждения дизелей. На лабораторию возложена обязанность состав­лять водный режим для паровых котлов, готовить химические реактивы и снаб­жать ими судовые лаборатории, производить анализ топлив и смазочных масел для определения их физико-химических показателей в процессе эксплуатации и при выполнении экспериментальных работ на судах. Работники лаборатории ин­структируют судовых механиков по вопросам, входящим в их компетенцию, уча­ствуют в работах по внедрению химических методов очистки механизмов и судо­вого оборудования от эксплуатационных отложений.

Отдел судового оборудования и сменно-запасных частей определяет потребность и составляет заявки на судовое оборудование и СЗЧ, комплектует обменный фонд оборудования, ведет учет и контролирует наличие, расход и хранение на судах и складах службы материально-технического снабжения судового оборудования и СЗЧ, выдает разрешение судовой администрации на получение СЗЧ и судового оборудования. Основная функция отдела – формирование обменного фонда оборудования и СЗЧ для обеспечения технической эксплуатации, включая ремонт флота. Ежегодно отдел составляет заявку на механизмы, сменные детали, гребные винты, валы, баллеры, поставляемые отечественными заводами, а также зарубежными фирмами; совместно со службой судоремонтных заводов устанавливает номенклатуру сменных деталей, подлежащих изготовлению на судоремонтных заводах компании, оформляет заявку на включение их в производственную программу СРЗ и осуществляет контроль за изготовлением.

Технический отдел организует разработку основных направлений развития флота и его технических средств, проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для нужд компании; разрабатывает планы внедрения новой техники и передовой технологии, охраны окружающей среды, планы обобщения и распространения передового опыта, организует их выполнение и контроль; руководит работой по изобретательству, рационализации и технической информации. Кроме того, технический отдел обеспечивает разработку техниче­ской документации на ремонт, модернизацию, перевооружение и дооборудование судов: рассматривает и готовит заключения по проектам новых судов, проектам стандартов и руководящих технических материалов; выполняет работы по стан­дартизации и паспортизации флота, по сбору и обработке информации о надежно­сти технических средств и конструкции судов компании; организует работу НТС компании. Техническому отделу подчинены: конструкторское бюро, бюро техни­ческой информации, бюро рационализации и изобретательства, научно-техническая библиотека компании. В выполнении ряда функций технический отдел взаимодействует с другими службами и отделами компании, например при рассмотрении проектов на строительство судов и разработке требований к судам нового пополнения – со службами судового хозяйства, мореплавания, перевозок и движения флота; технико-экономического анализа внедрения новой техники – с планово-экономическим отделом и т.д.

Служба судоремонтных заводов контролирует производственно-хозяй-ственную деятельность ремонтных предприятий, обеспечивает повышение качества, сокращение сроков и стоимости ремонта судов. На основании заявок ССХ на ремонт флота служба судоремонтных заводов совместно с судоремонтными заводами разрабатывает производственные программы, планы развития СРЗ и оперативных баз технического обслуживания судов.

Служба проводит подготовительную работу по закреплению серийных транспортных судов на СРЗ. что позволяет накапливать на заводах техническую документацию по ремонту закрепленных судов, технологическую оснастку, при­способления, специальный инструмент. Кроме того, служба оказывает содействие заводам во внедрении оптимального режима ремонта судов; развитии специали­зации и кооперации, увеличении доли работы нулевого этапа и других прогрес­сивных организационных форм и методов ремонта. В компаниях, где отсутствует данная служба ее функции выполняют заместители начальника ССХ по судоре­монтным предприятиям и главные механики.

Служба связи и электрорадионавигации обеспечивает техническую эксплуатацию всех средств связи и ЭРН на судах, руководит работой электрорадионавигационных камер. Служба организует бесперебойную работу оборудования связи и судовых электрорадионавигационных приборов, их ремонт, регулировку и проверку. В ее функции входит обеспечение судов аппаратурой связи, электрорадионавигационными приборами, картами и навигационными пособиями. Кроме того, служба связи и ЭРН разрабатывает перспективные и текущие планы внедрения новых средств связи и электрорадионавигационных приборов, представляет в ССХ и технический отдел компании предложения планов ремонта и модернизации флота и внедрения новой техники.

Рост морского транспорта, ускорение научно-технического прогресса, постоянное усложнение транспортных судов вызывают необходимость дальнейшего совершенствования организации управления ТЭФ. Возможными путями проведе­нияэтой работы являются: улучшение системы показателей и критериев оценки уровня технической эксплуатации; использование математических методов и ЭВМ при разработке планов для оценки и выбора многовариантных решений от­дельных задач; повышение ответственности руководителей и отдельных работни­ков за порученное дело.

Вопросы для самоконтроля

1. На какое подразделение Министерства инфраструктуры возложено общее руководство эксплуатацией морского и речного флота Украины?

2. Кто осуществляет общее руководство технической эксплуатацией всех видов флота, входящих в состав судоходной компании?

3. Какие службы судоходной компании отвечают за оперативное управление технической эксплуатацией флота?

4. Перечислите обязанности механика-наставника.

5. На какое подразделение в администрации судоходной компании возложены обязанности по стандартизации и паспортизации флота?

6. Как организуется поставка сменно-запасных частей на суда компании?

7. Перечислите функции службы судоремонтных предприятий.

Практическое занятие №4


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: