Общее руководство технической эксплуатацией всех видов флота, входящих в состав морской компании, работой подчиненных служб и отделов аппарата управления компании, руководство судоремонтными предприятиями, ЦПКБ осуществляет главный инженер компании (директор по ТЭФ).
Всю деятельность в области управления ТЭФ в компании можно объединить в четыре взаимосвязанных направления:
- оперативное руководство, планирование, организация и контроль ТЭФ;
- развитие и модернизация флота, внедрение новой техники на судах и береговых предприятиях компании;
- организация рационального использования топливно-энергетических ресурсов;
- развитие и руководство деятельностью судоремонтных предприятий.
Для выполнения этих функций в составе аппарата управления компании выделяют следующие службы и отделы, подчиненные главному инженеру: служба судового хозяйства, технический отдел, отдел теплотехники, служба судоремонтных заводов. В ряде компаний главному инженеру подчинена служба материально-технического снабжения, а в части развития и ремонта средств связи и электрорадионавигации – служба связи и электрорадионавигации. Организационная структура управления ТЭФ в морском пароходстве показана на рисунке 4.
|
|
Служба судового хозяйства является основной службой, осуществляющей оперативное управление технической эксплуатацией флота пароходства. В функции ССХ входит организация технического использования флота, подготовка и проведение ТО и ремонта и судов, различных видов освидетельствования судов органами надзора, инспекторских осмотров.
В своем составе ССХ имеет следующие подразделения:
- отдел технической эксплуатации флота;
- отдел ремонта и ТО флота;
- отдел теплотехники;
- отдел (сектор, группу) судового оборудования и сменно-запасных частей.
В зависимости от числа судов и состава флота компании вместо перечисленных отделовв ССХ могут быть образованы соответствующиесектора, группы или выделены отдельные специалисты.
Отдел технической эксплуатации флота проводит работу по совершенствованию технического использования судов и их элементов, руководит работой судовых экипажей по освоению новой техники, контролирует выполнение судовым экипажем положений, правил, инструкций и методических указаний по эксплуатации судовых технических средств и конструкций. Отдел осуществляет планирование, организацию и проведение инспекторских осмотров судов, участвует в рассмотрении проектови приемке судовиз постройки.
Рисунок 4 – Организационная структура технических служб пароходства
В состав отдела входят механики и электромеханики-наставники, которые проверяют знания судовыми экипажами своих обязанностей, контролируют правильность ведения судовой документации, изучают деловые качества и оценивают квалификацию судовых механиков и электромехаников, проводят инспекторские осмотры судов. Механики и электромеханики-наставники периодически выходят в рейсы для проверки и оказания помощи судовым механикам и электромеханикам в повышении уровня технической эксплуатации судов, анализируют причины аварий и отказов оборудования, участвуют в разработке рекомендаций по их предотвращению. Они имеют право делать судовой администрации указания по вопросам ТЭ, требовать объяснения в. случае невыполнения ранее данных указаний и представлять главному инженеру свои предложения о необходимых технических мероприятиях и расстановке судовых специалистов.
|
|
Механики и электромеханики-наставники должны систематически изучать, обобщать и распространять передовой опыт технической эксплуатации судов. Это выражается в корректировке ранее заданных режимов работы механизмов, периодичности выполнения осмотрово-профилактических работ. Кроме того, механики и электромеханики-наставники должны постоянно контролировать и инспектировать работу судовых экипажей, что положительно сказывается на профессиональном уровне и дисциплинированности судовых специалистов.
Отдел ремонта и технического обслуживания флота разрабатывает планы ремонта и докование флота; устанавливает лимиты на ремонт и ТО судов; ведет учет и анализ расходов средств на все виды ремонта, включая затраты на судовое оборудование, СЗЧ и ценный инвентарь; организует сдачу судов в ремонт и приемку их из ремонта; обеспечивает проведение предремонтной дефектации, осуществляет контроль за ремонтом и ТО судов; проверяет сметы и исполнительные калькуляции на все виды ремонта судов. Отдел ведет учет и анализ бюджета ремонтного времени по каждой группе судов и в целом по флоту компании. Представляет план-заявку на ремонт флота и расчет бюджета ремонтного времени на планируемый год.
В состав отдела включены групповые инженеры, за каждым из которых закреплена группа из 10–15 обслуживаемых судов, групповые инженеры-электро-механики, специалисты по холодильному оборудованию, автоматике, инженеры-кораблестроители. Отдел, как правило, возглавляет заместитель начальника службы по ТО и ремонту флота.
Групповой инженер-механик является ведущим специалистом ССХ, который обеспечивает ТО судов своей группы. Он составляет годовые и квартальные заявки на ремонт, организует подготовку судов к ремонту (заказывает техническую документацию, дает заявку на оборудование и СЗЧ, проверяет составленные на судах ремонтные ведомости, оформляет заказы на работы нулевого этапа). В целях увеличения эксплуатационного периода судов групповые инженеры должны обеспечить максимально возможное выполнение работ по ТО в процессе эксплуатации. Групповой инженер отвечает за правильное использование бюджета ремонтного времении средств на ремонт и должен добиваться их экономного расходования за счет сокращения объема ремонта судов на заводе, повышения относительного объема работ, выполняемых без вывода судов из эксплуатации. Групповой инженер должен хорошо знать техническое состояние судов своей группы, вести учет сроков действия судовых документов Регистра судоходства, требований надзорных организаций и комиссий инспекторских осмотров, учет замены оборудования и СЗЧ, затрат средств на ремонт и бюджета ремонтного времени.
Отдел теплотехники организует рациональное использование топлив и смазочных масел и разрабатывает нормы их расхода. Отдел составляет плановые заявки и контролирует расход средств на топлива и смазочные масла, проводит теплотехнические испытания судовых энергетических установок и вводит рациональные режимы работы. Одна из важнейших функций отдела теплотехники – изыскание путей и возможностей экономии топливно-энергетических ресурсов на судах и береговых предприятиях, внедрение достижений передового опыта экипажей и результатов научно-исследовательских работ по рациональному топливоиспользованию.
|
|
Основной контингент отдела теплотехники составляют теплотехнические партии, численность которых устанавливают исходя из состава флота. Главная их задача – проведение теплотехнических испытаний судов в рейсах и теплотехнические обследования на стоянках. В результате испытаний, а также изучения опыта экипажей, имеющих лучшие показатели в использовании мощности,– экономии расхода топлива и затрат на топлива и смазочные масла, отдел выдает рекомендации судам по выбор оптимальных режимов работы судовойтехники.
Теплотехническая лаборатория контролирует качество принимаемых топлив, смазочных масел, определяет сроки замены масел, ведет наблюдение за состоянием поверхностей нагрева паровых котлов и теплообменных аппаратов, поверхностей охлаждения дизелей. На лабораторию возложена обязанность составлять водный режим для паровых котлов, готовить химические реактивы и снабжать ими судовые лаборатории, производить анализ топлив и смазочных масел для определения их физико-химических показателей в процессе эксплуатации и при выполнении экспериментальных работ на судах. Работники лаборатории инструктируют судовых механиков по вопросам, входящим в их компетенцию, участвуют в работах по внедрению химических методов очистки механизмов и судового оборудования от эксплуатационных отложений.
Отдел судового оборудования и сменно-запасных частей определяет потребность и составляет заявки на судовое оборудование и СЗЧ, комплектует обменный фонд оборудования, ведет учет и контролирует наличие, расход и хранение на судах и складах службы материально-технического снабжения судового оборудования и СЗЧ, выдает разрешение судовой администрации на получение СЗЧ и судового оборудования. Основная функция отдела – формирование обменного фонда оборудования и СЗЧ для обеспечения технической эксплуатации, включая ремонт флота. Ежегодно отдел составляет заявку на механизмы, сменные детали, гребные винты, валы, баллеры, поставляемые отечественными заводами, а также зарубежными фирмами; совместно со службой судоремонтных заводов устанавливает номенклатуру сменных деталей, подлежащих изготовлению на судоремонтных заводах компании, оформляет заявку на включение их в производственную программу СРЗ и осуществляет контроль за изготовлением.
|
|
Технический отдел организует разработку основных направлений развития флота и его технических средств, проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для нужд компании; разрабатывает планы внедрения новой техники и передовой технологии, охраны окружающей среды, планы обобщения и распространения передового опыта, организует их выполнение и контроль; руководит работой по изобретательству, рационализации и технической информации. Кроме того, технический отдел обеспечивает разработку технической документации на ремонт, модернизацию, перевооружение и дооборудование судов: рассматривает и готовит заключения по проектам новых судов, проектам стандартов и руководящих технических материалов; выполняет работы по стандартизации и паспортизации флота, по сбору и обработке информации о надежности технических средств и конструкции судов компании; организует работу НТС компании. Техническому отделу подчинены: конструкторское бюро, бюро технической информации, бюро рационализации и изобретательства, научно-техническая библиотека компании. В выполнении ряда функций технический отдел взаимодействует с другими службами и отделами компании, например при рассмотрении проектов на строительство судов и разработке требований к судам нового пополнения – со службами судового хозяйства, мореплавания, перевозок и движения флота; технико-экономического анализа внедрения новой техники – с планово-экономическим отделом и т.д.
Служба судоремонтных заводов контролирует производственно-хозяй-ственную деятельность ремонтных предприятий, обеспечивает повышение качества, сокращение сроков и стоимости ремонта судов. На основании заявок ССХ на ремонт флота служба судоремонтных заводов совместно с судоремонтными заводами разрабатывает производственные программы, планы развития СРЗ и оперативных баз технического обслуживания судов.
Служба проводит подготовительную работу по закреплению серийных транспортных судов на СРЗ. что позволяет накапливать на заводах техническую документацию по ремонту закрепленных судов, технологическую оснастку, приспособления, специальный инструмент. Кроме того, служба оказывает содействие заводам во внедрении оптимального режима ремонта судов; развитии специализации и кооперации, увеличении доли работы нулевого этапа и других прогрессивных организационных форм и методов ремонта. В компаниях, где отсутствует данная служба ее функции выполняют заместители начальника ССХ по судоремонтным предприятиям и главные механики.
Служба связи и электрорадионавигации обеспечивает техническую эксплуатацию всех средств связи и ЭРН на судах, руководит работой электрорадионавигационных камер. Служба организует бесперебойную работу оборудования связи и судовых электрорадионавигационных приборов, их ремонт, регулировку и проверку. В ее функции входит обеспечение судов аппаратурой связи, электрорадионавигационными приборами, картами и навигационными пособиями. Кроме того, служба связи и ЭРН разрабатывает перспективные и текущие планы внедрения новых средств связи и электрорадионавигационных приборов, представляет в ССХ и технический отдел компании предложения планов ремонта и модернизации флота и внедрения новой техники.
Рост морского транспорта, ускорение научно-технического прогресса, постоянное усложнение транспортных судов вызывают необходимость дальнейшего совершенствования организации управления ТЭФ. Возможными путями проведенияэтой работы являются: улучшение системы показателей и критериев оценки уровня технической эксплуатации; использование математических методов и ЭВМ при разработке планов для оценки и выбора многовариантных решений отдельных задач; повышение ответственности руководителей и отдельных работников за порученное дело.
Вопросы для самоконтроля
1. На какое подразделение Министерства инфраструктуры возложено общее руководство эксплуатацией морского и речного флота Украины?
2. Кто осуществляет общее руководство технической эксплуатацией всех видов флота, входящих в состав судоходной компании?
3. Какие службы судоходной компании отвечают за оперативное управление технической эксплуатацией флота?
4. Перечислите обязанности механика-наставника.
5. На какое подразделение в администрации судоходной компании возложены обязанности по стандартизации и паспортизации флота?
6. Как организуется поставка сменно-запасных частей на суда компании?
7. Перечислите функции службы судоремонтных предприятий.
Практическое занятие №4