double arrow

Система административного права. Эта проблема теснейшим образом связана с вопросами о понятии предмете и методе административного права

Эта проблема теснейшим образом связана с вопросами о понятии предмете и методе административного права. В то же время вопрос о системе является одним из основных в теории административного права. Подчеркнем, несколько забегая вперед, что, как и другие фундаментальные отрасли права – гражданское, уголовное и другие, административное право обычно подразделяется на Общую и Особенную части. Но такое деление воспринимают не все авторы. Например, в учебнике А.П. Алехина и Ю.М. Козлова вообще нет такого деления: отсутствуют глава или параграф о системе административного права. Таким же образом (относительно системы) решен вопрос в учебном пособии Д.М. Овсянко. Некоторые авторы (В.М. Манохин и др.; А.П. Коренев) идут еще дальше: они подразделяют систему административного права на три части: Общую, Особенную и Специальную. Такое деление возможно, но оно не бесспорно. Трудно согласится с подобным подходом, поскольку он существенно обедняет теорию и содержание административного права.

Теперь обратимся к терминам «система», «системность» применительно к административному праву. Сами по себе они означают некую целостность, единство, органическую связь группы однотипных явлений, феноменов, институтов, которые располагаются в определенной логической взаимосвязанной последовательности и объективно объединяются благодаря действию системообразующих факторов, таких, в первую очередь, как глубокие и неразрывные функциональные и организационные связи, и ряда других. Конечно, применительно не ко всем правовым отраслям можно говорить о делении каждой из них на Общую и Особенную части, которое также является несколько условным. Например, такое деление не применяется обычно в конституционном праве, в котором подчас невозможно отделить друг от друга вопросы общей и особенной частей. Данный вывод применим и к ряду других отраслей, что не ставит под сомнение их статус как самостоятельных отраслей российского права. С другой стороны, появляются новые комплексные отрасли, в отношении которых деление на Общую и Особенную части оказывается недостаточным. Сложность и многообразие регулируемых отношений обусловливают, например, в таможенном праве необходимость выделения в качестве самостоятельного раздела Специальной части в структуре этой новой комплексной отрасли, регламентирующей разнородные и комплексные отношения. Сказанное свидетельствует о сложности проблемы системы любой отрасли права и об отсутствии принципов подразделения этой системы. Представляется, что все-таки главной, наряду с предметом и методом регулирования, третьей особенностью самостоятельной отрасли права является ее целостность.

Правда, термин «самостоятельная отрасль права» также условен, поскольку вопрос заключается в другом: имеется ли в данном случае отрасль права или ее нет, независимо от того, назовем ли мы ее самостоятельной.

В административно-правовой литературе нет единообразного определения системы административного права.

В общем и учебном планах это целостная система объединенных едиными предметом и методом, принципами и целями, органически взаимосвязанная совокупность административно-правовых норм и институтов, расположенных в определенной логической последовательности.

Распространенным, как отмечалось, является деление административного права на Общую часть и Особенную. В свою очередь, градация каждой из названных частей, отнесение к Общей или Особенной части тех или иных институтов и норм административного права – довольно сложные и дискуссионные проблемы, поскольку в литературе высказываются разные мнения и предлагаются различные варианты структуры как Общей, так и Особенной частей. Например, в учебнике А.П. Алехина, Ю.М. Козлова «Административное право Российской Федерации», ч. 2, оказались включены вопросы, несомненно, относящиеся к ч. 1 (в частности, о современности и государственном управлении, об основах административной организации управления, о функциях, методах и формах управления, о законности и способах ее обеспечения). Часть 2 в основном посвящена проблемам, которые обычно рассматриваются в Особенной части (управление в сферах и областях экономики, социально-культурной сфере).

В Московском университете МВД России принято решение о структурной реорганизации курса административное право. Впредь преподавание административного права предполагается осуществлять в рамках двух самостоятельных дисциплин: «Административное право России» (материально-правовой аспект) и «Административно-процессуальное право России». Структурно курс «Административное право России» состоит из трех частей: «Исполнительная власть и административное право»; «Основные институты административного права»; «Административно-деликтное право». Особенная часть в традиционном ее наполнении не предполагается. Вместо вопросов отраслевого и межотраслевого управления рассматриваются основные институты административного права.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: