double arrow

Регуш Л. А. Программа наблюдения и обработка результатов //Практикум по наблюдению и наблюдательности. С

Программа наблюдения составляется с учетом требований, которые необходимо выполнить для проведения наблюдения и при обработке его результатов, а именно:

а) сформулировать и записать цель наблюдения и предмет наблюдения (исследования);

б) определить объекты, которые будут фиксироваться при наблюдении, и все их выписать, убедившись, что через них есть возможность познать наблюдаемый психологический феномен;

в) определить и описать ситуации, в которых будет проводиться наблюдение;

г) установить временные рамки наблюдения и составить его график;

д) определить форму регистрации наблюдаемых объектов (или вид записи) и оценить возможность сопоставления наблюдаемых фактов, полученных в разное время или в разных ситуациях, возможно, разными наблюдателями;

е) разработать или заготовить (если уже есть готовые формы) бланки регистрации наблюдаемого явления, если имеется такая необходимость.

Составленная в соответствии с этими требованиями программа важна прежде всего самому наблюдателю, поскольку в ней в письменном виде регистрируется все то, что составляет основу конкретной методики наблюдения.

В истории метода наблюдения уже сложились некоторые представления об условиях объективности полученных данных, одно из них – проведение многократных длительных наблюдений. Для выполнения этого требования наличие программы оказывается просто необходимым, так как программа организует наблюдение иногда на протяжении длительного периода, обеспечивая сохранение единообразия процедуры.




Другой способ повышения достоверности данных, получаемых в наблюдении, — проведение независимого наблюдения несколькими наблюдателями. В этом случае также необходима программа как руководство к наблюдению для разных людей. < … >

Несколько замечаний по поводу процедуры наблюдения. Вы уже обратили внимание на то, что ей предшествует и теоретическая, и творческая работа наблюдателя по созданию методики наблюдения. И все-таки перед выходом на наблюдение нужно провести еще техническую подготовительную работу:

· заготовить регистрационные листы (или бланки, схемы);

· точно знать, в какой форме будет вестись запись;

· проверить наличие записывающих средств;

· продумать ситуацию включения в наблюдение;

· определить место, с которого можно наилучшим образом увидеть то, что интересует;



· согласовать график наблюдений с ходом реальной жизни наблюдаемых людей.

Если в ходе наблюдения программа корректируется (например, дополнены или изменены объекты наблюдения или состав испытуемых), то все эти изменения фиксируются письменно в журнале исследований или дневнике наблюдений.

Обработка результатов наблюдений обусловлена его целями, выбранным видом и составленной программой. Если наблюдение проводится по формализованной схеме, то появляется возможность провести первичную обработку, обобщая данные, полученные по каждому показателю, с учетом количества проведенных наблюдений. Вторичная обработка будет зависеть от задач исследования в целом.

Сложнее обстоит дело при обработке результатов наблюдения, которое проводилось на основе фотографической записи и было сплошным. В этом случае исследователь должен проявить и теоретическую эрудицию, и интуицию для выделения линий анализа, по которым могут быть сопоставлены полученные в разных наблюдениях факты. Если определить линии анализа, по которым выделяются общие и отличительные признаки, зафиксированные в разных наблюдениях, то Можно сделать обобщения и выводы из проведенных наблюдений. Вполне допустимо при этом использовать метод контент-анализа, который может помочь в выделении единиц (линий анализа) и основных семантических характеристик изучаемого явления. В этом случае целесообразно воспользоваться работами, посвященными технике контент-анализа текстов.

Поскольку метод наблюдения по сути своей направлен на изучение индивидуального, уникального в психике, он дает преимущественно качественные характеристики изучаемого явления. Как правило, данные, полученные в наблюдении, не удается обрабатывать статистически в силу их небольшого количества. Это обстоятельство следует учитывать при формулировании выводов: они не должны быть шире, чем те ограничения, в рамках которых проводилось наблюдение (по количеству людей, ситуаций, наблюдений и т. п.).

Мотивы

Материал данной темы считается усвоенным, если Вы умеете:

1.1. Определять основные понятия темы.

1.2. Раскрывать содержание основных свойств мотивационной сферы человека – иерархичность и динамичность.

1.3. Называть и описывать основные функции мотивов.

1.4. Объяснять сложности изучения мотивационной сферы человека.

1.5. Давать характеристику различным классификациям мотивов и потребностей.

1.6. Проводить методику изучения ведущих мотивов учения (М.В. Матюхина).

1.7. Представлять результаты исследования (констатация количественных и качественных показателей, анализ данных, психолого-педагогические рекомендации).






Сейчас читают про: