double arrow

Практические материалы

Методика изучения особенностей мотивации учения школьников *

Цель: выявить ведущие мотивы учения школьников в классе (группе).

Оборудование: карточки, на каждой из которых написаны следующие суждения:

1. Понимаю, что ученик должен хорошо учиться.

2. Стремлюсь быстро и точно выполнять требования учителя.

3. Понимаю свою ответственность за учение перед классом.

4. Хочу закончить школу и учиться дальше.

5. Понимаю, что знания мне нужны для будущего.

6. Хочу быть культурным и развитым человеком.

7. Хочу получать хорошие отметки.

8. Хочу получать одобрение учителей и родителей.

9. Хочу, чтобы товарищи были всегда хорошего мнения обо мне.

10. Хочу быть лучшим учеником в классе.

11. Хочу, чтобы мои ответы на уроках были всегда лучше всех.

12. Хочу занять достойное место среди товарищей.

13. Хочу, чтобы товарищи по классу не осуждали меня за плохое учение.

14. Хочу, чтобы не ругали родители и учителя.

15. Не хочу получать плохие отметки.

16. Нравится узнавать на уроке о закономерностях явлений, причинах их возникновения и др.

17. Люблю узнавать новое.

18. Нравится, когда учитель рассказывает интересное.

19. Люблю решать задачи разными способами.

20. Люблю думать, рассуждать на уроках.

21. Люблю брать сложные задания, преодолевать трудности.

Проведение исследования. Первая серия. Учащимся дают карточки, на каждой из которых написано одно из суждений. Предлагается разложить карточки на пять групп: в одно группу отложить все карточки с мотивами, которые имеют очень важное значение для учения, во вторую – имеют значение, в третью – имеют небольшое значение, в четвертую – имеют очень малое значение, в пятую – совсем не имеют значения.

Вторая серия. Из тех же карточек надо отобрать только 7, на которых написаны побуждения, которые, по мнению испытуемого, особенно важны.

Третья серия. Из тех же карточек отложить только 3, на которых написаны особенно важные для ребенка побуждения.

Результаты выбора по каждой серии фиксируются в протоколе.






Сейчас читают про: