Обработка полученных данных

Суждения 1–3 направлены на выявление мотивов долга и ответственности, 4–6 – самоопределения и самосовершенствования, 7–9 – мотивации благополучия, 10–12 – престижной мотивации, 13–15 – мотивации избегания неприятностей, 16–18 – мотивации содержанием, 19–21 – мотивацией процессом. Если обратиться к классификации Л.И. Божович, то суждения 1–15 направлены на выяснение социальных мотивов, а 16–21 – на выяснение мотивов, заложенных в самой учебной деятельности.

Первая серия дает большой простор для выбора. Многие дети в этом случае говорят, что для них все важно, все имеет значение. Не исключено, что большинство карточек может оказаться в группе «имеют очень важное значение». Вторая серия ставит ребенка перед необходимостью более строгого отбора. Ребенок вынужден ограничить выбор. Это заставляет его лучше осознать свои побуждения. Третья серия требует еще более глубокого осознания своего отношения к учению. При обработке результатов учитываются только случаи совпадения, когда в двух или трех сериях у ребенка наблюдались одинаковые ответы. Например, если ребенок в двух сериях (первой и второй, или второй и третьей, или первой и третьей) в качестве наиболее значимого выбирает карточку, на которой написано «люблю решать задачи разными способами», то это рассматривается как мотив. Если такого совпадения нет, выбор считается случайным и не учитывается.

***

На основе результатов исследования могут быть сделаны констатирующие выводы о том, какие группы мотивов учения преобладают и какие группы мотивов не выражены.

Интерпретирующие выводы связаны с оценкой уровня развития учебной мотивации. При высоком уровне учебной мотивации (наиболее благоприятном для построения содержательного учебного процесса) наибольшее количество баллов получают мотивы содержания, процесса учения, далее – широкие социальные. Преобладание мотивов благополучия, избегания, престижа свидетельствует о низком уровне сформированности мотивации учения, может указывать на причины трудностей в обучении. Кроме того, возможны и другие варианты сочетания мотивов.

Качественная характеристика учебной мотивации строится с учетом фактов, полученных при помощи данной методики, а также наблюдений и бесед с учащимися.

Итогом общей оценки результатов является, как правило, отнесение данного учащегося к условному уровню развития учебной мотивации. При построении уровней учитель может опираться на соответствующую литературу или воспользоваться уже готовыми классификациями (см. А.К.Маркова и др. «Формирование мотивации учения», с. 69-74). При этом важно отразить различные стороны учебной мотивации, например, познавательную и социальную. Это помогает учителю спланировать работу по формированию желаемого уровня учебной мотивации данного учащегося и целого класса.

Ниже приводится общая характеристика уровней познавательной мотивации учения:

Высокий уровень. Теоретико-познавательные мотивы: ребенок стремится понять, как возникло то или иное понятие, каковы принципы познания. Охотно сотрудничает с учителем, одноклассниками при обсуждении познавательных вопросов. Для него недостаточно формальное заучивание материала. Использует различные источники получения нового знания (словари, энциклопедии и др.). Переживает радость при открытии новых способов решения, обнаружении новых закономерностей и пр.

Средний уровень. Широкие познавательные мотивы; у ребенка выражена общая познавательная потребность. Проявляет любознательность (интересно узнавать все новое, незнакомое). Интерес к новым учебным ситуациям непродолжителен.

Низкий уровень. Учебные мотивы подменяются игровыми. Ребенок в учебную ситуацию привносит игровые отношения: в учителе, одноклассниках видит партнеров по игре, играет на уроке. Учебные мотивы также подменяет коммуникативными. Ребенок предпочитает общение со взрослым в ущерб общению со сверстниками. Общение с учителем строится на неучебном содержании (разговоры об отношениях в семье и проч.). Привлекает внимание учителя разными способами (ябедничанье, поиск сочувствия, жалости и др.).

Можно также условно выделить уровни социальной мотивации учения:

Высокий уровень. Широкие социальные мотивы выражены. Ребенок проявляет ответственность при выполнении учебных заданий. Стремится довести начатую работу до конца. В беседах обнаруживает понимание смысла учения для будущего.

Средний уровень. Социальные мотивы связаны с привлекательностью внешних сторон школьной жизни. Ребенок переживает новый социально-возрастной статус (гордится положением ученика, атрибутами школьной жизни). Ориентирован на положительную оценку, поощрение со стороны учителя, родителей.

Низкий уровень. Социальные мотивы связаны с избеганием возможных санкций учителей и родителей за плохую успеваемость, поведение. Безразличен к оценке учителя и школьным отметкам. Переживает учебу как вынужденную необходимость. Не видит смысла учебы для дальнейшей жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: