Матюхина. М.В. Изучение и формирование мотивации учения у младших школьников. Волгоград, 1983. С.4–7

Чтобы понять действия учащегося, необходимо выявить, что побуждает его действовать, ради чего он действует. Один учащийся прилагает большие усилия, чтобы достичь результата, другой при таких же способностях проявляет их значительно меньше. Одного учащегося привлекает трудный материал, другого – более легкий и т.д. Во всех подобных случаях, чтобы правильно оценить действие ученика, надо понять мотивы этих действий. В деятельности различаются мотивы и цели.

Мотив – это внутреннее побуждение к деятельности, то, ради чего человек совершает ту или иную деятельность. Мотивация – это система мотивов, сложная их иерархия.

Цель – представляемый и осознаваемый результат деятельности. Цели, как правило, ясны и педагогу, и ученику. Мотивы же не всегда ясны учителю и ученику.

В зависимости от того, какой мотив побуждает деятельность, она приобретает для ребенка различный смысл. Например, ребенок решает задачу. Цель состоит в том, чтобы найти решение. Мотивы же могут быть различными. Мотив может быть в том, чтобы научиться решать задачи, но может быть в том, чтобы не огорчать учителя или порадовать родителей хорошей отметкой. Объективно во всех этих случаях цель остается той же самой: решить задачу, но смысл деятельности изменяется вместе с изменением мотива, мотив придает деятельности определенный смысл.

Мотивы оказывают влияние на характер учебной деятельности. Если, например, ребенок учится для того, чтобы избежать плохой отметки, наказания, то он учится с постоянным напряжением, учение его лишено радости и удовлетворения.

Когда имеется личностно-значимый мотив, то, если даже возникают отрицательные эмоции, связанные с трудностями в деятельности, они скоро затушевываются и деятельность продолжается.

Различаются мотивы «понимаемые» и «реально действующие». Учащийся понимает, почему надо учиться, но это еще может не побуждать его заниматься учебной деятельностью. Однако при определенных условиях «понимаемые» мотивы становятся мотивами «действующими». <…>

А.Н. Леонтьев различает мотивы и мотивировку. Мотивировка – это объяснение действий; но это объяснение не всегда содержит в себе указание на действительный мотив. Истинный мотив может и не отразиться в мотивировке. Когда у ребенка возникает стремление пойти в школу, стать школьником, он знает, что делают в школе и для чего нужно учиться. Но ведущий мотив, лежащий за этими стремлениями, нередко просто повторяет слышанное от взрослых. Следовательно, можно говорить о мотивах кажущихся и мотивах действительных.

Мотивы могут осознаваться и не осознаваться. Актуально (в момент деятельности) они, как правило, не осознаются. Но даже и в том случае, когда не осознаются, они находят свое психическое отражение в форме определенной эмоциональной окраски действий: учащийся может не осознавать мотив, который его побуждает, однако, может хотеть что-то делать. Вот это желание или нежелание действовать является показателем положительной или отрицательной мотивации.

В отличие от мотива цель, как выше отмечалось, – всегда присутствует в сознании, хотя мотивы и цели могут не совпадать. Если цель приобретает самостоятельную побудительную силу, то она превращается в мотив-цель. Например, решение задачи (цель) увлекло учащегося, это побуждает его продолжать решение; здесь цель приобретает самостоятельное значение и сливается с мотивом. Такое побуждение к деятельности является особенно сильным.

Как правило, учебная деятельность ребенка побуждается не одним мотивом, а целой системой разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняя друг друга, находятся в определенном соотношении между собой. Причем, не все мотивы имеют одинаковое влияние на учебную деятельность: одни из них ведущие, другие второстепенные.

<…> Учебная деятельность побуждается двумя группами мотивов, имеющих «разное происхождение и разную психологическую характеристику». Одни из них, «порождаемые преимущественно самой учебной деятельностью», непосредственно связаны с содержанием и процессом учения. Сюда можно отнести стремление удовлетворить любознательность в учебной деятельности, приобрести определенные научные знания, овладеть способами учебной работы («мотивация содержанием»). Мотивами, заложенными в самом процессе, являются: интеллектуальная активность, стремление к умственной деятельности, творчеству, преодолению препятствий в учебной деятельности.

Другие мотивы – социальные, «порождаемые всей системой отношений, существующих между ребенком и окружающей действительностью», лежат как бы за пределами учебного процесса. В этой группе выделяются несколько типов мотивации, связанной с результатами учения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: