Климов Е.А. Потребности как источник активности личности //Основы психологии. М., 1997. С.105–107

Потребностью в психологии называют нужду индивида во внешних объектах, которые необходимы ему для существования и развития. Потребность включает:

переживание напряжения, беспокойства

более или менее ясное представление о своем желаемом состоянии

некоторые представления о видах активности, предметах, посредством которых может быть улучшено актуальное переживание и достигнуто желаемое состояние.

Потребности варьируют в зависимости от множества факторов – общественного положения, профессиональной, национальной, микрогрупповой принадлежности, уровня и стиля полученного воспитания, образования, привычного семейного уклада, от пола, возраста, индивидуально-типологических особенностей нервной системы, состояния здоровья человека. Например, один тяготится без частых контактов с людьми, у него обострена потребность в общении, желание побыть на людях, поговорить. Другого как раз тяготят частые контакты, шумная компания; ему важно побыть одному, иначе он быстро утомляется. С точки зрения профессиональной пригодности, разные варианты могут быть равно благоприятны (скажем, склонность к риску – это внутренняя помеха для взрывника на геофизических работах и в то же время желательное качество для пожарного при боевой работе).

Изменение потребностей сильно зависит от доступных способов их удовлетворения. Так, потребность в новых сведениях у одного может развиться за счет чтения, у другого – за счет слушания пересудов окружающих, у третьего – в ходе самостоятельных попыток разобраться в природе вещей. Нет смысла требовать проявления каких-то потребностей. надо доставлять человеку должные способы удовлетворения имеющихся у него побуждений.

Есть врожденные (природные) и социогенные (прижизненно формирующиеся) потребности. К числу врожденных относят: любопытство, влечения к двигательной активности, к противоположному полу, к самосохранению. Направленность влечений обычно не вполне осознается. При хорошем воспитании они включаются в системы социогенных потребностей, меняя при этом формы своего проявления (съесть не как попало, а чтобы было приготовлено красиво; казалось бы, жиры, белки и углеводы не меняются от красоты блюда. А вот извольте удовлетворить эстетическую потребность!). Включение природных потребностей в системы социогенных называют одухотворением первых.

К группе социогенных относят: потребности в определенных, излюбленных предметах питания, одежды, быта (материальные потребности); социальные потребности (потребность занять достойное место среди людей и реализовать к ним свое отношение, потребность принять моральные нормы, идеалы, образ мыслей определенной общественной группы, потребность в продуктивной общественно-полезной деятельности, в труде (толочь воду в ступе очень тягостно, это было наказанием у монахов-иезуитов), потребность создать семью, воспитать детей.

Потребности следующей группы иногда называют духовными: потребность в выработке системы убеждений – мировоззрения; потребность в познании какой-либо специальной области явлений действительности; потребность в творческой, преобразующей деятельности в какой-либо специальной области; потребность в восприятии красивого, прекрасного и в эстетическом оформлении среды обитания; потребность в овладении все более высокими уровнями мастерства, продуктивности в своем деле.

Особенность социогенных потребностей в том, что, хотя одной из основ, на которых они возникают, являются врожденные влечения, они, в отличие от последних, связаны с достаточно полным, ясным осознанием предпочитаемых объектов, действий.

Потребности – побудители поведения, источник активности. Поэтому всегда важен вопрос об их воспитании, самовоспитании.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: