Структура международной торговли и условия, ее определяющие

международная торговля – это система (совокупность) международных товарно-денежных отношений, складывающаяся из внешней торговли всех стран мира.

Международная торговля (МТ) — сложная экономическая категория, которая может рассматриваться по меньшей мере в трех аспектах: организационно-техническом, рыночном и социально-экономическом.

Организационно-технический аспект изучает физический обмен товарами и услугами между государственно оформленными национальными хозяйствами (государствами).

Организационно-рыночный аспект определяет МТ как совокупность мирового спроса и мирового предложения, которые материализуются в двух встречных потоках товаров и (или) услуг — мировом экспорте (вывозе) и мировом импорте (ввозе).

Социально-экономический аспект рассматривает МТ как особого типа общественно-экономические отношения, возникающие между государствами в процессе и по поводу обмена товарами и услугами.

Для характеристики международной торговли применяется ряд показателей:

стоимостной и физический объем мирового товарооборота;

общая, товарная и географическая (пространственная) структура;

уровень специализации и индустриализации экспорта;

коэффициенты эластичности МТ, экспорта и импорта, условия торговли;

внешнеторговая, экспортная и импортная квоты;

торговый баланс.

Структура мирового товарооборота показывает соотношение в общем его объеме тех или иных частей в зависимости от избранного признака.

Общая структура отражает соотношение экспорта и импорта в процентах или в долях. В физическом объеме это соотношение равно 1, а в суммовом доля импорта всегда больше, чем доля экспорта. Это связано с тем, что экспорт оценивается в ценах FOB (Free on board), по которым продавец оплачивает только доставку товара в порт и его погрузку на борт судна; импорт же оценивается в ценах CIF (cost, insurance, freight, т. е. они включают в стоимость товара, стоимость фрахта, страховые расходы и иные портовые сборы).

Товарная структура мирового товарооборота показывает долю той или иной группы товаров в его общем объеме. При этом надо иметь в виду, что в МТ товар рассматривается как продукт, удовлетворяющий какую-либо общественную потребность, на который направлены две основные рыночные силы — спрос и предложение и одна из них обязательно действует из-за рубежа.

Товары, производимые в национальных экономиках, по-разному участвуют в МТ. Некоторые из них не участвуют в ней вообще. Поэтому все товары делятся на торгуемые и неторгуемые.

Торгуемые — это товары свободно перемещаемые между странами, неторгуемые — в силу тех или иных причин (неконкурентоспособны, стратегически важны для страны и т. п.) не перемещаются между странами. Когда говорят о товарной структуре мирового товарооборота, то речь идет только о торгуемых товарах.

Географическая (пространственная) структура мирового товарооборота характеризуется его распределением по направлениям товарных потоков — совокупности товаров (в стоимостном физическом выражении), движущихся между странами.

В пространственной структуре следует различать также региональный, интеграционный и внутрикорпорационный товарооборот. Это части мирового товарооборота, отражающие его концентрацию в пределах одного региона (например, Юго-Восточной Азии), одной интеграционной группировки (например, ЕС) или одной корпорации (например, какой-либо ТНК).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: