Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений, - один из видов производств гражданского процесса, отличающийся от других своим предметом и судебными процедурами рассмотрения дел. Цель данного вида производства - защита законных интересов граждан, организаций, иных публичных образований в сфере публичных правоотношений. Уяснить особенности судебной защиты в этой сфере необходимо для успешного решения предлагаемых задач.
Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений, по ГПК РФ 2002 г. претерпело существенные изменения по сравнению с ГПК РСФСР 1964 г., регламентировавшим производство по делам, возникающим из административных правоотношений. Современное производство по делам, возникающим из публичных правоотношений, представляет собой механизм опосредованной защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина. Непосредственным объектом защиты в данном виде производства выступает законный интерес заявителя.
Обратим внимание, что порядок рассмотрения дел, возникающих из собственно административных правоотношений (связанных с наложением административных взысканий или оспариванием законности привлечения к административной ответственности), регулируется в настоящее время КоАП РФ, но не ГПК РФ. Вместе с тем и в данном случае при судебном рассмотрении таких категорий дел не исключено применение общих положений гл. 23 ГПК РФ.
|
|
В производстве по делам, возникающим из публичных правоотношений, осуществляется опосредованная судебная защита конституционных прав и свобод гражданина. Опосредованная - поскольку непосредственным объектом защиты выступает законный интерес (в виде признания недействующим незаконного нормативного акта, признания незаконными решения, действий, бездействия государственного органа либо органа местного самоуправления, должностного лица и пр. -см.: ст. 245, 251, 254, 259 ГПК РФ). Этот тезис находит яркое подтверждение при анализе отдельных категорий дел, отнесенных законом к данному виду производства, в т. ч. и дел, связанных с защитой избирательных прав и права на участие в референдуме (гл. 26 ГПК РФ). Судебная защита данных конституционных прав осуществляется посредством защиты законного интереса, который и выступает непосредственным объектом защиты (в суде оспаривается законность решения, действия или бездействия органов, должностных лиц, объединений, избирательных комиссий и комиссии референдума, которыми, по мнению заявителя, нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме - ср.: ст. 259 и 261 ГПК РФ).
Гражданский процессуальный кодекс РФ относит к данному виду производства три категории дел: 1) по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов; 2) по заявлениям об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих; 3) по заявлениям о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ. Данный перечень не исчерпывающий: федеральным законом к ведению суда могут быть отнесены и другие дела, возникающие из публичных правоотношений (абз. 4 ст. 245 ГПК РФ).
|
|
Отличительной чертой производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, ГПК РФ называет недопущение спора о праве, подведомственного суду. Если при подаче заявления будет установлено, что имеет место спор о праве, подведомственный суду, заявление оставляется без движения (при соблюдении заявителем правил подсудности); в этом случае заявитель имеет право обратиться в суд в порядке искового производства. В случае если при этом нарушаются правила подсудности дела, судья возвращает заявление (ч. 3 ст. 247 ГПК РФ).
Если наличие спора о праве, подведомственного суду, обнаружится в ходе судебного рассмотрения, заявление следует оставлять без рассмотрения. В данном случае возможность судебной защиты не исключается, но реализовать ее надлежит по-другому - в порядке искового производства. Именно такую рекомендацию дает и Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 20.01.2003 № 2 "О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" (ч. 4 п. 10).
Следует обратить внимание, что ГПК РФ устанавливает особенности судебных процедур, обусловленные спецификой предмета процесса и объекта защиты. Законом предусматриваются дополнительные гарантии защиты (сокращенные сроки рассмотрения дел, активная роль суда в определении предмета процесса и инициатива суда в доказывании, специальное правило распределения обязанностей по доказыванию). В частности, в числе общих положений гл. 23 ГПК РФ законодатель установил, что при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, не применяются правила, заочного производства (ч. 2 ст. 246 ГПК РФ); суд не связан основаниями и доводами заявленных требований (ч. 3 ст. 246 ГПК РФ); суд вправе истребовать доказательства по своей инициативе в целях правильного разрешения дела (ч. 2 ст. 249 ГПК); бремя доказывания противоположного утверждаемому заявителем факта возлагается на соответствующий орган, принявший нормативный правовой акт, или на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие), - ч. 1 ст. 249 ГПК РФ. Таким образом, сфера проявления принципов состязательности и диспозитивности несколько ограничена по сравнению с исковым производством, что обусловлено природой данного вида производства.
При изучении производства по делам о признании недействующими нормативных правовых актов и решении задач важно правильно соотносить компетенцию судов общей юрисдикции, уставных (конституционных) судов субъектов РФ и Конституционного Суда РФ, их функции. Необходимо обратить внимание, что оспорить законность нормативного акта в порядке гражданского судопроизводства можно только при условии, что данным актом нарушаются права и свободы заявителя, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими правовыми актам! (ч. 1 ст. 251 ГПК РФ).
Гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действия (бездействие) органа государственной власти, орган местного самоуправления, должностного лица, государственной или муниципального служащего, если считают, что нарушены из права и свободы (ч. 1 ст. 254 ГПК РФ). Обратим внимание, что в данном случае спора о праве субъективном также не должен быть - иначе следует обращаться за защитой в порядке искового производства. В заявлении необходимо указать, какие прав; и свободы лица нарушены оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) (абз. 2 ч. 1 ст. 247 ГПК РФ). Однако объект судебной защиты явится законный интерес. Это важно учитывать при толковании ст. 255 ГПК РФ.
|
|
При изучении производства по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ (гл. 26 ГПК РФ) следует обратить внимание на новеллы, внесенные в ГПК РФ Федеральным законом от 21.07.2005 № 93-ФЗ (в т. ч. на особенности обеспечения заявления - ч. 3 ст. 260' ГПК РФ).
При решении задач нужно правильно определять содержание судебного решения и его последствия по каждой категории дел.