Создание организационных структур, ориентированных на потребителя, (см. рис. 7.10) обусловлено тем, что многим предприятиям приходится иметь дело с разными категориями потребителей, каждая из которых предъявляет свои требования к продукции предприятия или требует различных услуг. Например, на многих крупных предприятиях Советского Союза существовали отдельные производства для военной и гражданской продукции. Многие вузы наряду с подготовкой студентов занимаются, с одной стороны, довузовской подготовкой школьников, а, с другой стороны послевузовской подготовкой, как в виде аспирантуры, так и в виде различных высших школ повышения квалификации. И с этой точки зрения вузы являют собой яркий пример департаментизации по различным признакам на разных уровнях управления.
1.4. МЕТОДЫ МЕНЕДЖМЕНТА
ПОНЯТИЕ МЕТОДА В УПРАВЛЕНИИ
Управление — это сложный и динамичный процесс, направляемый и осуществляемый менеджерами посредством использования разнообразных способов, приемов, позволяющих эффективно организовать выполнение функций, процедур и операций. В совокупности они выступают как методы менеджмента, применяемые для постановки и достижения целей предприятия. Методы менеджмента - это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных целей.
|
|
Важной задачей методов управления является обеспечение высокой эффективности работы, слаженности, максимальной активности каждого работника.
Например, при определении категории цели требуется ответить на вопрос: "Чего следует достичь?", функция отвечает на вопрос: "Что надо делать, чтобы управлять?", а метод ставит вопрос: "Как наиболее рационально достичь поставленной цели?"
По особенностям и характеру воздействия на мотивы поведения сотрудников выделяют три группы методов: экономические, организационно-распорядительные и социально-психологические.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ
Экономические методы менеджмента занимают центральное место в системе методов. Обусловлено это тем, что они определяются экономическими отношениями, и в первую очередь лежащими в их основе объективными потребностями и интересами людей.
Эффективность использования рычагов и стимулов зависит от глубины познания объективных экономических законов и закономерностей, а также от умения реализовать их в управленческой деятельности.
Таким образом, экономические методы менеджмента — это совокупность способов воздействия путем создания экономических условий, побуждающих работников действовать в нужном направлении и добиваться решения поставленных перед ними задач.
|
|
Экономические методы обеспечивают решение стоящих перед производством задач через восприимчивость коллектива, каждого работника к экономическим рычагам и стимулам. Экономические действия усиливаются при расширении полномочий структурных единиц и их самофинансировании. В таких условиях члены трудового коллектива побуждаются к эффективной работе не столько административным воздействием, сколько экономическим стимулированием. Только в условиях определенной самостоятельности возможна реальная отдача от экономических методов руководства: коллектив приобретает возможность распоряжаться полученным доходом, фондом зарплаты и реализует свои интересы.
Основная идея всей работы в этом направлении сводится к тому, чтобы поставить все звенья управления и подразделения предприятия в такие условия, при которых бы они могли успешно осуществлять свои цели.
Экономические методы менеджмента оказывают не прямое, а косвенное воздействие на управляемый объект. До исполнителей доводятся только поставленные цели и задачи, ограничения и общая линия поведения, в рамках которых они сами ищут оптимальные способы решения проблем, своевременное и качественное выполнение которых отмечается денежным вознаграждением. Арсенал и содержание экономических рычагов определяются спецификой управляемой системы. Чаще всего они выступают в следующих формах: планирование, финансирование, кредитование, ценообразование, экономическое стимулирование, хозрасчет.
1. Планирование. С помощью планирования определяется программа функционирования и развития предприятия и его структурных подразделений. После утверждения плана он направляется их линейным руководителям для организации выполнения доведенных количественных показателей.
2. Финансирование. Финансирование как самостоятельная экономическая категория обусловлена другой категорией - ценами. С помощью финансов формируются пропорции распределения вновь созданной стоимости, фонды накопления и потребления, создаются финансовые ресурсы для функционирования и развития предприятия.
3.Кредитование предполагает создание условий, побуждающих предприятие рационально использовать кредиты и собственные оборотные средства, повышать рентабельность. Этот метод предоставляет возможность сочетать централизованное управление с хозяйственной самостоятельностью. Банк, предоставляя кредит предприятию, контролирует объективность кредита, его целевой характер, срочность, возвратность.
4. Ценообразование. Центральное место среди различных рычагов экономического механизма занимают цена и ценообразование, в которых отражаются все стороны деятельности предприятия. Цена, с одной стороны, отражает издержки производства на уровне общественно необходимых, с другой — распределительные отношения, выполняет социальную функцию, поскольку определяет платежеспособный спрос.
5. Экономическое стимулирование основывается на использовании:
- принципов и методов оценки и стимулирования повышения эффективности труда на каждом рабочем месте;
- системы оплаты труда, материального поощрения работников и распределения прибыли;
- фондов заработной платы, материального поощрения, научно-технического и социального развития.
6. Хозяйственный расчет означает, что предприятие должно покрывать свои расходы доходами, получаемыми от реализации продукции, работать рентабельно, давать прибыль, соблюдать режим экономии, обеспечивать хозяйственную деятельность на основе самоокупаемости и самофинансирования.
Существенным фактором укрепления хозрасчетных отношений является усиление роли хозяйственного договора как основного документа, определяющего права и обязанности сторон по поставкам, а также повышение материальной ответственности предприятий и организаций за невыполнение договорных обязательств. Следует иметь в виду, что эффективность экономических методов во многом определяется обоснованностью экономических нормативов, таких, как уровень рентабельности, распределение прибыли между подразделениями, отчисления от прибыли, нормы амортизации, ставки банковского кредита и т.д.
|
|
ОРГАНИЗАЦИОННО-РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ
Организационно-распорядительные методы управления занимают особое место в системе менеджмента. Это объясняется тем, что они создают необходимые условия функционирования предприятия. Посредством этих методов формируются трудовые коллективы, организационные структуры управления, деятельность предприятия регламентируется и обеспечивается инструкциями, фиксирующими механизм работы с кадрами.
Для эффективного выполнения указанных процедур в рамках этих методов необходим набор приемов и способов, которые основывались бы либо на прямом принуждении людей к определенному поведению в интересах производства, либо на создании возможности такого принуждения. При этом воздействие в большинстве случаев характеризуется однозначностью, одно-вариантностью выполнения поставленных задач. Такой подход призван обеспечить организационную четкость и дисциплину труда.
Организационно-распорядительные методы реализуются в различных формах:
- методах организационного воздействия;
- методах распорядительного воздействия;
- методах дисциплинарного воздействия.
Методы организационного воздействия: Регламентирование - жесткий тип организационного воздействия, содержание которого сводится к разработке и введению в действие организационных положений, обязательных для исполнения и действующих в течение точно определенного этими положениями периода. При этом различают общеорганизационное, функциональное и должностное регламентирование.
|
|
Организационное регламентирование — это положения общеорганизационного характера, определяющие организационную особенность и порядок функционирования социально-экономической системы в целом. Примером такого положения служит Закон "О предприятиях" и др.
Функциональное регламентирование сводится к разработке положения, предусматривающего внутренний порядок, организационный статус различных звеньев, их задачи, функции, полномочия и пр. Таким положением, например, является Положение о линейных и функциональных органах.
Должностное регламентирование осуществляется посредством штатов и должностных инструкций, в которых устанавливаются перечень должностей и основные требования к их замещению. Помимо регламентирования применяют и другой метод организационного воздействия — нормирование.
Наиболее мягким способом организационного воздействия является инструктирование: ознаком-ление с условиями работы, объяснению возможных проблем, предостережению от повторяющихся ошибок, совету по выполнению отдельных видов работ и т. д.
Инструктирование всегда имеет форму методической и информационной помощи и может осуществляться путем личных контактов, коллективно, посредством радио, телефона, видеоустройств и др.
Методы распорядительного воздействия и дисциплинарного воздействия распорядительное воздействие осуществляется в процессе функционирования системы и направлено на обеспечение слаженной работы управленческого аппарата, на поддержание системы в заданном режиме работы или перевод ее в более совершенное состояние. Такие условия могут выражаться в виде устного или письменного распоряжения и иметь форму приказа или договора. Распорядительное воздействие чаще, чем организационное, требует контроля и проверки исполнения, которые должны быть четко организованы на предприятии. С этой целью оно устанавливает единый порядок учета, регистрации и контроля за выполнением приказов, распоряжений и указаний.
Приемы и способы дисциплинарного воздействия сводятся к установлению ответственности и ее практической реализации. При этом выделяют личную, коллективную, материальную, моральную и служебную ответственность.
Важным моментом эффективного применения методов менеджмента является сочетание ответственности разных видов. Для нормального протекания управленческого процесса необходимо соблюдение такого принципа, как обеспечение единства прав и ответственности в каждом его звене. Избыток прав по сравнению с ответственностью приводит, как правило, к управленческому произволу, в то же время их недостаток парализует деловую активность и инициативу.
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ
Наука и практика утверждают, что успешность работы во многом зависит от целого ряда социально-психологических факторов.
Социально-психологические методы - это совокупность специфических способов воздействия на личностные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах, а также на социальные процессы, протекающие в них.
Для реализации механизма социально-психологических методов руководителю недостаточно использовать накопленный опыт, ему необходимо знать закономерности развития глобальных систем взаимодействия людей, методы воздействия на них и трудовые коллективы. В управленческой деятельности возникают самые разнообразные вопросы, проблемы, конфликты, связанные с межличностными отношениями, изменениями универсальных норм современной жизни, повышением культурного и общеобразовательного уровня людей.
Это ведет к значительному увеличению психической нагрузки, а порой и к явной перегрузке. Поэтому знание социально-психологических основ менеджмента необходимо руководителю любого звена.
Эффективность социально-психологического воздействия во многом определяется подготовленностью менеджера, его профессионализмом, организаторскими навыками и знаниями в области социальной психологии.
Социально-психологические методы, что вытекает уже из самого названия, состоят из двух групп методов: социальных и психологических.
а). Социальные методы управления
Эти методы представляют собой конкретные приемы и способы воздействия на процесс формирования и развитие коллектива, на социальные процессы, протекающие внутри его. Они включают:
1) методы социального нормирования — это положения и правила внутреннего поведения, кодексы производственного этикета и т. д. Использование этих методов позволяет установить в коллективе прогрессивные социальные, моральные и этические нормы;
2) методы социального регулирования включают методы повышения социально-производственной активности (обмен опытом, пропаганда, критика, самокритика) и методы социальной преемственности (посвящение в рабочие, праздники трудовой славы,
3) методы морального стимулирования способствуют развитию в коллективе прогрессивных тенденций по достижению наивысших показателей деятельности путем различных форм награждений, вручения грамот, благодарностей;
4) воспитательные методы — это приемы и способы убеждения, контроля за деятельностью руководства, что способствует развитию у работников прогрессивных форм мотивации.
б). Психологические методы управления
Эта группа методов направлена на регулирование взаимоотношений между людьми путем создания оптимального психологического климата в коллективе. К ним относятся:
1) методы профессионального отбора и обучения. Сущность этих методов сводится к отбору людей, обладающих такими психологическими характеристиками, которые в наибольшей степени соответствуют выполняемой работе;
2) методы комплектования малых групп и коллективов сводятся к определению оптимального соотношения между работниками в малых группах на основе исследований по возникающим симпатиям и антипатиям внутри коллектива;
3) методы гуманизации труда. В основу этих методов положено влияние на человека факторов производственной среды: цвет окраски стен, звучание музыки, монотонность труда и др. Гуманным считается труд, который с учетом психологических особенностей человека дает равномерную нагрузку, приносит удовлетворение;
4) методы психологического побуждения основаны на формировании мотивов труда и создании на предприятии условий, способствующих мотивации работников.
Естественно, что применение социально-психологических методов менеджмента должно осуществляться в комбинации с организационно-распорядительными и экономическими методами.