Тема 11. Анализ финансовых результатов и использования прибыли

1. Анализ состава и динамики прибыли.

2. Анализ прибыли от реализации продукции

3. Анализ прочих доходов и расходов

4. Анализ показателей рентабельности

5. Анализ использования прибыли

1) Прибыль – это часть добавленной стоимости, которую получает предприятие после реализации продукции как вознаграждение за вложенный капитал и риск предпринимательской деятельности.

В процессе анализа используют следующие классификации прибыли:

по видам хозяйственной деятельности:

- прибыль от операционной деятельности

- прибыль от инвестиционной деятельности

- прибыль от финансовой деятельности

по составу включаемых элементов

- валовая прибыль

- прибыль до налогообложения

-чистая прибыль

по степени учета инфляционного фактора:

- номинальная прибыль

- реальная прибыль

по экономическому содержанию:

- бухгалтерская прибыль

- экономическая прибыль

по характеру использования чистую прибыль подразделяют:

- капитализированная прибыль

- потребляемая прибыль

Анализ динамики формирования финансовых результатов проводят с помощью методов горизонтального и вертикального анализа.

Горизонтальный анализ проводится на основе абсолютных и относительных показателей динамики.

Вертикальный анализ выявляет изменения в составе прибыли и влияние каждой позиции в отчетности на формирование общего результата.

2) Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого порядка: объема реализации, структуры реализованной продукции, себестоимости и уровня среднереализационных цен:

Объем реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема реализации рентабельной продукции увеличивает объем прибыли и наоборот.

Аналогичным образом влияет на объем прибыли структура реализованной продукции.

Количественно влияние указанных признаков определяют с помощью метода цепной подстановки:

П000

Пусл10*Iрп

Пусл2услусл

Пусл31усл

П111

Прибыль предприятия во многом зависит от ассортиментной политики организации, которая должна быть направлена на получение максимальной прибыли.

Среднереализационная цена единицы продукции- это отношение выручки от реализации к объему продаж продукции. На изменение ее уровня оказывают влияние такие факторы как качество реализуемой продукции, рынке ее сбыта, конъюнктура рынка, инфляционные процессы.

Если на протяжении исследуемого периода произошло изменение цен на продукцию в связи с инфляцией, то изменение цены по каждому виду продукции умножается на объем ее реализации по новым ценам и делится на количество реализованной продукции за отчетный период.

3) Размер прибыли в значительной степени зависит от финансовых результатов деятельности, не связанных с реализацией продукции. Это доходы от инвестиционной и финансовой деятельности, прочие операционные доходы и расходы.

К инвестиционным доходам относятся проценты, полученные по облигациям, по государственным ценным бумагам, доходы от реализации основных средств и иных активов.

К финансовым доходам и расходам относят:

- проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств, в том числе на счетах организации в банке;

- доходы и расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций;

- доходы и расходы, связанные с осуществлением совместной деятельности.

Прочие операционные расходы и доходы _ это безвозмездно полученные активы, прибыли (убытки) прошлых лет, выявленные в отчетном периоде, курсовые разницы по операциям в иностранной валюте.

В процессе анализа изучается состав и динамика прибыли по каждому конкретному случаю.

4) Рентабельность представляет собой степень доходности организации. Она измеряется с помощью системы относительных показателей, характеризующих эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений, выгодность производства отдельных видов продукции.

Система показателей включает в себя:

- рентабельность продукции

- рентабельность операционной деятельности

- рентабельность продаж

- рентабельность операционного капитала

- рентабельность совокупных активов

Уровень рентабельности продукции может быть рассчитан в целом по предприятию и по отдельным видам продукции.

Уровень рентабельности продукции зависит от таких факторов, как структура реализованной продукции, ее себестоимость и средняя цена реализации. Анализ проводят методом цепной подстановке.

Анализ уровня рентабельности по отдельным видам продукции проводят с помощью следующей модели:

Аналогичным образом проводят факторный анализ по другим показателям рентабельности.

Резервами увеличения уровня рентабельности является рост прибыли и снижение себестоимости, что осуществляется на основе увеличения производства и реализации продукции, поиска новых рынков сбыта, повышения качества продукции, реализации ее в оптимальные сроки.

5) Эффективность функционирования предприятия зависит не только от размера прибыли, но и от характера ее распределения. Одна часть прибыли поступает в бюджет в виде налогов и сборов, а другая часть остается в распоряжении предприятия и используется на выплату дивидендов, расширение производства и создание резервных фондов.

Сумма налога на прибыль может изменяться за счет величины налогооблагаемой прибыли и ставки налога:

Чистая прибыль является одним из важнейших показателей, характеризующих конечные результаты деятельности организации. Чистая прибыль используется в соответствии с Уставом предприятия. При распределении чистой прибыли необходимо добиваться оптимизации пропорций между капитализируемой и потребляемой прибыли с целью обеспечения:

- необходимого объема инвестиций для производственного развития;

- необходимой нормы доходности на инвестируемый капитал собственникам организации.

Факторы, влияющие на пропорции распределения прибыли делятся на внутренние и внешние.

К внешним факторам относят:

- правовые ограничения

- систему налоговых льгот при реинвестировании прибыли;

- стоимость внешних источников формирования инвестиционных ресурсов.

К внутренним факторам относят:

- уровень рентабельности предприятия

- необходимость ускоренного завершения начатых инвестиционных проектов;

- соотношение заемного и собственного капитала

- текущая платежеспособность

- наличие альтернативных источников формирования инвестиционных ресурсов.

Основными факторами, определяющими размер капитализированной и потребляемой прибыли являются:

- сумма чистой прибыли

- доля соответствующего направления использования чистой прибыли.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: