Классическая наука 18-19 вв. Формирование науки как профессиональной деятельности. Дифференциация наук и возрастание их социальной роли

1) дифференциация науки (появление новых отраслей, рост научной информации  специализация научного труда).

2) специализация раньше ученый – универсал, мог заниматься экспериментальными исследованиями и теоретическим анализом теперь резкий рост профессионализации, ученые становятся специалистами не только отдельных наук, но узких областей таких наук.

3) Меняется характер коммуникации между учеными. На место личной переписки приходят первые научные журналы, на страницах которых сообщается о новых результатах исследований, обмениваются мнениями и обсуждают возникшие проблемы науки.

4) Возникновение технических и социально-гуманитарных наук из-за развития производства, перехода к машинной индустрии. Для изобретения технических устройств используются открытия естествознания, (пример: маятниковые часы X. Гюйгенсом, созданные на основе законов колебания механики).

5) Увеличение масштабов применения науки.

Становление технических наук. Истоки: развитие естествознания, растущее индустриальное производство. В технических науках появляются самостоятельные теоретические и прикладные дисциплины. Теоретические дисциплины направлены на создание техники и новых методов управления технологическими процессами, прикладные - на доведение вновь созданных машин до производства.

Связь между техническими науками и инженерными дисциплинами усилило приобрела систематический характер. Технические науки опираются на объективные законы естественной природы, чтобы создавать искусственную природу для овладения веществами и силами природы.

Становление основных отраслей классической физики

Развитие физики в XVIII в. - развитие идей Ньютона, распространение основных положений механики на всю физику.

Механика. Истоки: 1) развитие математики Л. Эйлер, Ж. Д'Аламбер, Ж. Лагранж, П. Лаплас и др. создают аналитический аппарат механики, развивают мат.анализ, теорию дифференциальных уравнений, теорию рядов, вариационное исчисление, теорию вероятности, начертательная геометрия и др.

2) Развитие производительных сил определяет потребность в разработке теории машин и механизмов, механики твердого тела. Исследование законов теплоты (термометрия, калориметрия, плавление, испарение, горение) — одна из центральных тем физики XVIII в. Проводятся исследования по теплофизике, электричеству и магнетизму  эти разделы физики становятся самостоятельными.

Оптика в меньшей мере развивается. В связи с открытием аберрации света английским астрономом Дж. Брадлеем в 1728 г. впервые возникает вопрос о влиянии движения источников света и приемников, регистрирующих световые сигналы, на оптические явления. Наблюдая за неподвижными звездами, Брадлей заметил, что они с Земли кажутся не совсем неподвижными, а описывают в течение года малые замкнутые траектории на небесной сфере. Причиной его является движение телескопа вместе с Землей, в результате которого за то время, пока световая частица движется внутри трубы телескопа, весь телескоп (с окуляром) перемещается вместе с движением Земли. Когда направление движения световой частицы и направление движения Земли составляют прямой угол, угол аберрации вычисляется по простой формуле tg = v /с, где v — скорость движения Земли по орбите, с — скорость света. Измерив величину аберрации (изменение угла аберрации в течение года) и зная скорость движения Земли по орбите, Брадлей подсчитал скорость света с.

Особенности: обособленность механики, оптики, тепловых, электрических и магнитных явлений. Физика не стремится к построению единой картины мира, а нацелена на количественные исследования отдельных явлений, выявление частных закономерностей.

Биология.

В XVIII в. в биологическом познании происходит коренной перелом в направлении систематической разработки научных методов познания и формирования предпосылки первой фундаментальной биологической теории — теории естественного отбора.

Бюффон в 36-томной «Естественной истории» изложил концепцию трансформизма — ограниченной изменчивости видов и происхождения видов в пределах относительно узких подразделений (от одного единого предка) под влиянием среды. К. Линней разделил царства растений и животных на иерархически соподчиненные таксоны — классы, отряды, роды, виды; и описал свыше 10 тыс. видов растений и свыше 4 тыс. видов животных.

В первой половине XVIII в. борьба преформизма и эпигенеза. Преформисты (Ш. Бонне, А. Галлер и др.): проблема эмбрионального развития должна получить свое разрешение с позиций всеобщих принципов бытия, постигаемых исключительно разумом, и поэтому без особого энтузиазма относились к эмпирическим исследованиям в эмбриологии. Сторонники эпигенеза. Ориентация на наблюдательные и экспериментальные операции над процессом образования организма из бесструктурной, неоформленной" изначальной субстанции, приверженность опытному изучению эмбриогенеза. К. Вольф пытался переосмыслить эпигенез в духе материализма и методологических установок физики. Вольф трактовал эпигенез как результат действия двух существенных начал — силы, регулирующей питательные соки, и способности их затвердевания. Уже Вольф сделал недвусмысленный вывод о принципиальной возможности возникновения органических тел в природе... путем зарождения их из неорганических веществ.

Таким образом, система биологического познания в конце XVIII в. подошла к рубежу, который требовал перехода на качественно новый уровень организации средств познания в связи с проблемами эмбриогенеза и создания естественной системы. Лейтмотивом нового этапа развития биологии стала идея эволюции.

От алхимии к химии

Р. Бойль — инициатор организации Лондонского королевского общества, президентом которого он состоял с 1680 г. до самой смерти (1691). Качественные характеристики и превращения химических веществ могут быть объяснены с помощью понятия о движении, размерах, форме и расположении атомов. Он считал, что все разнообразные вещества могут быть разделены на простые вещества (элементы), сложные вещества и смеси, причем сложные вещества являются химически неделимыми и отличаются от смесей простых веществ.

Бойль разрабатывает также экспериментальные основы химии, обосновал метод химического эксперимента. В химическом эксперименте главное то, что исследователь не может заранее предсказать, как поведут себя вещества в той или иной химической реакции. Химический эксперимент призван прежде всего заставить природу выдать ее тайны, а не подтверждать те или иные теоретические гипотезы.

Становление социально-экономических наук.

1. Экономика. Истоки: развитие производства и усиление товарно-денежных отношений  поиск факторов определяющих богатство нации. 1) Донаучный этап (неразвитость рыночных отношений эпохи первоначального накопления капитала). Меркантилизм: важнейший фактор - торговля, благодаря которой происходит накопление денег в виде драгоценных металлов  необходимо усиливать экспорт и уменьшать импорт. Физиократ: источник богатства - не торговля, а земледельческий труд. 2) Классическая политическая экономия (индустриальный капитализм) «О происхождении и причинах богатства народов» (1776) Адам Смит: источник богатства во всех сферах - труд, экономическая деятельность должна регулироваться законами рынка. Индивидуалистический подход «Каждый отдельный человек имеет в виду лишь собственный интерес, преследует лишь собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, которая не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им». 3) К. Маркс подверг критике этот подход, создав теорию прибавочной стоимости и раскрыв механизм капиталистической эксплуатации. + с критикой классической теории выступили сторонники маржинализма (от marginal —предельный), которые доказывали, что ценность товара определяется не общественно-необходимым трудом на его производство, а его предельной полезностью. 4) Неоклассическая теория: 1) принцип индивидуализма, согласно которому именно индивидам отводится решающая роль в экономике, а социальные институты играют вторичную роль. 2) рациональный выбор – при всех условиях индивид поступает рационально, т.е. стремится достичь максимальной выгоды в своей хозяйственной деятельности. 5) неоинституционализм подчеркивает значительное влияние в этом процессе социальных институтов.

2. Социология самостоятельная наука с XIX веке. Основатель Огюст Конт, который ввел название отделил проблематику от общих проблем философии. Прежние учения об обществе сводились к построению утопических проектов о создании идеального государства (Платон, Т. Кампанеллы, и т.д.) Конт призывал отказаться от сочинения утопий и заняться конкретным изучением существующих обществ, используя для этого методы наблюдения и систематического описания, хорошо оправдавшие себя в естествознании.

XIX век - рост эмпирических исследований социальных процессов, как по объему, так и разнообразию сфер приложения. Однако конкретные исследования осуществлялись в отрыве от теории, которая продолжала изучать общие процессы эволюции общества и выдвигать идеи о таких факторах социального развития, как географическая среда, климат, население и другие. Соединение эмпирических методов ис теоретическим их обоснованием впервые произошло в чикагской школе в начале XX века.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: