Стадии и уровни развития малых групп

А.В.Петровский создал психологическую теорию формирования коллектива:

Группа состоит из 3 слоев (страт), каждая из которых характеризуется определенным процессом, в рамках которого выстраиваются отношения между членами группы.

· I слой – непосредственные контакты между людьми (основаны на эмоциональном приятии или неприятии);

· II слой – отношения опосредуются совместной деятельностью;

· III слой – ядро группы; развитые отношения, основанные на принятии всеми членами группы единых целей групповой деятельности; данный слой соответствует высшему уровню развитию группы (коллектив).

А – центральное звено малой группы, которое задает предмет групповой деятельности; Б – ценностно-ориентационное единство формируется определенное отношения к групповой деятельности для реализации предмета труда; В – межличностные отношения; Г – поверхностные связи между членами группы.


1 – существует общественно значимая деятельность, которая опосредуется межличностными отношениями (коллектив);

2 – только что созданные группы;

3 – тесные межличностные отношения, обусловленные направленностью на антиобщественные отношения (антиобщественные группы);

4 – антиобщественные группы, которые имеют разрозненные межличностные отношения;

5 – группа имеет чрезвычайно слабую выраженность социальной содержательности деятельности и слабую значимость групповых процессов.

Групповые эффекты – механизм функционирования группы, посредством которых реализуются групповые процессы и реализуются групповые состояния. Данные механизмы обеспечивают интеграцию индивидуальных действий в совместную деятельность и общение.

Групповые эффекты:

1) эффект социальной фасилитации – усиление доминантных реакций в присутствии других (открыт в 1897 г. Н.Триплетом); эффект присутствия других влияет на мотивацию и продуктивность деятельности человека → активность человека повышается;

Факторы, определяющие степень реакции:

· количество окружающих;

· взаимоотношения симпатии и антипатии внутри группы;

· значимость окружающих для человека;

· степень пространственной близости между людьми.

Причины возникновения эффекта:

· социальное возбуждение;

· боязнь социальной оценки или обеспокоенность ею;

· перегрузка когнитивной системы.

2) эффект принадлежности к группе (групповая идентификация)

Структура групповой идентификации:

· когнитивный компонент – человек осознает принадлежность к группе (путем сравнения своей группы с другими по значимым признакам);

· эмоциональный компонент – переживание своей принадлежности к группе в форме различных чувств (любовь / ненависть; гордость / стыд);

· поведенческий компонент – проявляется когда человек реагирует на других людей с позиции своего группового членства.

Виды групповых идентичностей (по С.Московичи):

· объективные природные идентичности – даны от природы, воздействовать на них человек не может:

o принадлежность к роду «человек»;

o пол;

o возраст;

· объективные социальные идентичности:

o национальность;

o религия;

o культура;

o субкультура;

o гражданство;

o профессия;

· субъективные идентичности:

o ролевые характеристики;

o самооценка личностных черт и достижений.

3) психофизиологический эффект – изменение психофизиологических реакций организма в результате присутствия других людей;

4) эффект социальной лени – по мере увеличения количества членов в группе происходит уменьшение среднего индивидуального вклада в общую групповую работу

Факторы, определяющие степень социальной лени:

· наличие индивидуальной ответственности за результаты своего труда;

· групповая сплоченность и дружеские отношения;

· численность группы;

· кросс-культурные различия;

· гендерные различия;

Причины социальной лени:

· реакция человека на оценку его личности и деятельности со стороны других людей.

5) эффект «синергии» – прибавочная интеллектуальная энергия, которая возникает при объединении людей в целостную группу и выражается в групповом результате; групповой результат превышает сумму индивидуальных результатов;

6) эффект группомыслия – преобладает определенный способ мышления, который приобретается людьми в ситуации, когда поиск согласия в группе пересиливает реалистическую оценку возможных альтернативных действий;

7) эффект конформизма – изменение поведения или мнения человека в результате реального или воображаемого давления группы

Условия проявления конформизма:

· степень конформизма возрастает при выполнении сложной деятельности или если человек чувствует себя некомпетентным в данной деятельности;

· тип личности;

· численность группы (наибольшую степень конформизма люди проявляют когда сталкиваются с единодушным мнением 3 и более человек);

· состав группы:

o значимость людей для человека;

o эксперты;

· сплоченность группы;

· статус;

· наличие союзника;

· публичный ответ.

8) эффект подражания – следование общим образцам поведения, эталонам и стереотипам, принятым в группе; эффект подражания лежит в основе любого научения и способствует адаптации людей друг к другу;

9) эффект «ореола» (гала-эффект) – влияние на содержание знаний, мнений и оценок личности специфической установки, имеющейся у одного человека по отношению к другому;

Условия возникновения эффекта:

· дефицит времени;

· перегруженность информацией;

· незначимость другого человека;

· стереотип восприятия (обобщение характеристик группы, к которой принадлежит человек).

10) эффект «бумеранга»;

11) эффект «мы и они» – эффект «мы» выражается в чувстве принадлежности к определенной группе, а эффект «они» - в чувстве отстраненности от других; включает 2 эффекта:

· эффект сопричастности;

· эффект эмоциональной поддержки;

12) эффект группового фаворитизма – тенденция каким-либо образом благоприятствовать членам своей группы в противовес членам другой группы;

13) эффект группового эгоизма – направленность групповых интересов, целей и норм против интересов, целей и норм поведения отдельных членов группы или всего общества;

14) эффект «маятника» – циклическое чередование групповых эмоциональных состояний;

Факторы, определяющие эффект «маятника»:

· степень занятости;

· стиль управления группой;

· время суток и день недели;

· уровень дисциплины;

· сложившаяся система взаимоотношений в группе.

15) эффект волны – распространение в группе определенных идей, ценностей и норм (должны соответствовать интересам и потребностям группы.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: