Правила делового этикета

Если обозначить в конкретной форме правила этикета, то они составляют единство двух его сторон: прежде всего морально-этической, выражающей нравственные нормы: предупредительность, вежливость, естественность, достоинство, тактичность и т.д., и эстетической, указывающей на красоту и изящество манеры поведения.

Способ держать себя, внешняя форма поведения, обращения с людь­ми, а также тон, интонации и выражения, употребляемые в речи — это манера. Кроме того, это мимика, жесты, позы, походка, характер­ные для человека. Манеры относят к культуре поведения человека и регулируются этикетом, а настоящая культура поведения — это по­ступки человека, основанные на нравственных принципах.

Сегодня принято говорить о модели поведения, которая представ­ляет собой некий комплекс знаков (поведенческих, речевых и т.п.). направленных на воспроизведение вариантов поведения, которые по­могают личности стать привлекательной в общении с другими людьми.

Высоко ценятся повсюду в мире позитивные свойства деловых лю­дей, такие, как компетентность, порядочность и надежность, что яв­ляется залогом успешных деловых отношений и взаимного доверия.

Чтобы не попасть в нелепую ситуацию, предпринимателю необхо­димо знать правила хорошего тона. На какие образцы и стандарты пове­дения следует ориентироваться российским бизнесменам сегодня, какие особенности, привычки, ритуалы, обычаи не только своей, но и других культур следует им воспринимать, а какие просто нейтрализовать?

В некоторых публикациях содержатся пожелания западных биз­несменов своим российским коллегам следовать трем «золотым пра­вилам» бизнеса:

o рекламируя себя, не порочь своих соперников, соблюдай кор­ректность, доброжелательность;

o потребитель — «король», что в нашей культуре означает — кли­ент (покупатель) всегда прав;

o умей выбирать партнера, не жги мостов общения с ним, будь терпимым, толерантным в переговорном процессе, знание по­зиции партнера по бизнесу — это тоже результат, который от­крывает возможности к дальнейшему сотрудничеству.

Заметим, однако, что современный российский предприниматель уже не так прост, он охотно приобретает знания в области делового этикета, чтобы сформировать свой привлекательный имидж и соблю­дать установленные в деловом мире «правила игры». Свод основных правил поведения во всех странах предполагает такие качества взаи­моотношений, как вежливость, естественность, достоинство и так­тичность. Приведем некоторые советы и рекомендации.

Приветствие. Оно представляет собой форму взаимного уважения, и в любой ситуации должно показывать не только нашу вежливость, но и искреннюю расположенность, доброжелательность к партнеру. Здесь уместно пользоваться не только речевыми средствами, но и не­вербальными жестами: кивком, поклоном, улыбкой. «Рад вас видеть, Анатолий Александрович!», остановиться на несколько секунд, тепло улыбнуться ему. Ваши добрые чувства не останутся незамеченными. Обращение по имени и отчеству — это обращение к личности, тем самым вы подчеркиваете уважение к человеку, такое приветствие го­ворит о вашей культуре, более того, звук собственного имени — са­мый «сладкий звук» на свете.

Мы не должны быть эгоистами, ничто не мешает нам доставлять маленькие радости окружающим людям, не ожидая ничего взамен. Дружелюбие, как и хорошие манеры, ничего нам не стоят. Всегда давайте другому человеку почувствовать его значимость для вас, так как одной из глубочайших потребностей человеческой природы явля­ется потребность быть признанным, значимым как личность, про­фессионал, деловой человек и т.д.

Конечно, эти качества воспитываются, затем входят в привычку, становятся второй натурой, а подкрепленные искренностью и добро­желательностью, в сочетании с вежливостью, тактом и достоинством, оказываются вполне естественными в отношениях с другими людьми.

Рукопожатие. Этот жест пришел к нам из глубины веков и демон­стрировал отсутствие оружия в руке, позже связывался со значением «заключения договора или торговой сделки». Сегодня рукопожатие выражает чаще всего взаимное расположение людей друг к другу и требует особого такта. Все чаще при взаимном приветствии мужчины и женщины инициатором рукопожатия является она. Исключением из правила является ситуация, когда мужчина намного старше жен­щины по возрасту или служебному положению, в этом случае он по­дает руку первым. Не принято обмениваться рукопожатием через по­рог, стол, через какую-либо преграду.

Если мужчина желает подчеркнуть особое расположение к жен­щине, то при приветствии целует ей руку, причем «прикладываться» к руке дамы не следует на улице.

В самих приемах рукопожатия фиксируется характер отношений людей друг к другу. При этом существуют «знаковые» варианты. Первый вариант: доминирование, когда рука партнера направлена вниз по отно­шению к вашей руке и вы чувствуете сильное давление, он как бы пыта­ется управлять вами. Во втором случае: человек протягивает руку так, что его ладонь смотрит вверх, дает вам понять, что уступает вам лидер­ство. И третий — руки движутся параллельно друг другу и вертикально к плоскости пола, что указывает на отношение равенства, партнерства.

Представление. Посредством представления можно установить нуж­ные и полезные связи. Когда и как необходимо представлять и быть представленным? Допускается множество правил. Принято представлять младшего по возрасту старшему, холосто­го — женатому, низшего по статусу — высшему, мужчину — женщи­не, более молодую женщину — старшей и т.д.

Момент представления весьма важен. Лучше употреблять простые фразы типа: «Василий Михайлович, мой коллега», «Представляю Вам Ольгу». Когда мужчину представляют женщине, он встает и слегка кланяется, женщина остается сидеть. Только что прибывшие на встречу или прием не представляются лицам, которые уже покидают его. Не следует представляться в лифтах. Порядок встречи и представления делегации имеет свои четко регламентированные формы, расписан­ные до мелочей и сходные с формой светского общения.

Наряду с общими правилами культурного поведения существу­ет профессиональный, или деловой, этикет. И здесь важнейшее значение принадлежит установлению и сохранению наиболее опти­мальных взаимоотношений с коллегами, деловыми партнерами в вы­полнении профессиональных функций. Вы можете иметь обширные знания, но дока не научитесь общаться с окружающими, все ваши знания окажутся бесполезными. Необходимо также считаться с пра­вилами рабочей группы, коллектива, в которых уже сложились опре­деленные стандарты поведения и моральные нормы — корпоративная мораль, а также нормы и правила делового этикета.

При этом важно соблюдение культуры поведения, которая демон­стрирует уважение к человеческой личности, вне зависимости от ее статуса. В «подтексте» делового общения всегда должна проявляться; позитивная обращенность к партнеру, что вызывает обоюдное чув­ство удовлетворенности и реализует такие потребности человеческой жизни, как внимание, признание, адекватная самооценка, уверенность.

Все указанные правила ориентированы на широкий круг деловых людей, отличаются гибкостью и применимы в нашей и многих других странах. Но чтобы совершить успешную сделку с иностранным партнером, необходимо считаться с правилами этикета его страны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: