Если обозначить в конкретной форме правила этикета, то они составляют единство двух его сторон: прежде всего морально-этической, выражающей нравственные нормы: предупредительность, вежливость, естественность, достоинство, тактичность и т.д., и эстетической, указывающей на красоту и изящество манеры поведения.
Способ держать себя, внешняя форма поведения, обращения с людьми, а также тон, интонации и выражения, употребляемые в речи — это манера. Кроме того, это мимика, жесты, позы, походка, характерные для человека. Манеры относят к культуре поведения человека и регулируются этикетом, а настоящая культура поведения — это поступки человека, основанные на нравственных принципах.
Сегодня принято говорить о модели поведения, которая представляет собой некий комплекс знаков (поведенческих, речевых и т.п.). направленных на воспроизведение вариантов поведения, которые помогают личности стать привлекательной в общении с другими людьми.
Высоко ценятся повсюду в мире позитивные свойства деловых людей, такие, как компетентность, порядочность и надежность, что является залогом успешных деловых отношений и взаимного доверия.
|
|
Чтобы не попасть в нелепую ситуацию, предпринимателю необходимо знать правила хорошего тона. На какие образцы и стандарты поведения следует ориентироваться российским бизнесменам сегодня, какие особенности, привычки, ритуалы, обычаи не только своей, но и других культур следует им воспринимать, а какие просто нейтрализовать?
В некоторых публикациях содержатся пожелания западных бизнесменов своим российским коллегам следовать трем «золотым правилам» бизнеса:
o рекламируя себя, не порочь своих соперников, соблюдай корректность, доброжелательность;
o потребитель — «король», что в нашей культуре означает — клиент (покупатель) всегда прав;
o умей выбирать партнера, не жги мостов общения с ним, будь терпимым, толерантным в переговорном процессе, знание позиции партнера по бизнесу — это тоже результат, который открывает возможности к дальнейшему сотрудничеству.
Заметим, однако, что современный российский предприниматель уже не так прост, он охотно приобретает знания в области делового этикета, чтобы сформировать свой привлекательный имидж и соблюдать установленные в деловом мире «правила игры». Свод основных правил поведения во всех странах предполагает такие качества взаимоотношений, как вежливость, естественность, достоинство и тактичность. Приведем некоторые советы и рекомендации.
Приветствие. Оно представляет собой форму взаимного уважения, и в любой ситуации должно показывать не только нашу вежливость, но и искреннюю расположенность, доброжелательность к партнеру. Здесь уместно пользоваться не только речевыми средствами, но и невербальными жестами: кивком, поклоном, улыбкой. «Рад вас видеть, Анатолий Александрович!», остановиться на несколько секунд, тепло улыбнуться ему. Ваши добрые чувства не останутся незамеченными. Обращение по имени и отчеству — это обращение к личности, тем самым вы подчеркиваете уважение к человеку, такое приветствие говорит о вашей культуре, более того, звук собственного имени — самый «сладкий звук» на свете.
|
|
Мы не должны быть эгоистами, ничто не мешает нам доставлять маленькие радости окружающим людям, не ожидая ничего взамен. Дружелюбие, как и хорошие манеры, ничего нам не стоят. Всегда давайте другому человеку почувствовать его значимость для вас, так как одной из глубочайших потребностей человеческой природы является потребность быть признанным, значимым как личность, профессионал, деловой человек и т.д.
Конечно, эти качества воспитываются, затем входят в привычку, становятся второй натурой, а подкрепленные искренностью и доброжелательностью, в сочетании с вежливостью, тактом и достоинством, оказываются вполне естественными в отношениях с другими людьми.
Рукопожатие. Этот жест пришел к нам из глубины веков и демонстрировал отсутствие оружия в руке, позже связывался со значением «заключения договора или торговой сделки». Сегодня рукопожатие выражает чаще всего взаимное расположение людей друг к другу и требует особого такта. Все чаще при взаимном приветствии мужчины и женщины инициатором рукопожатия является она. Исключением из правила является ситуация, когда мужчина намного старше женщины по возрасту или служебному положению, в этом случае он подает руку первым. Не принято обмениваться рукопожатием через порог, стол, через какую-либо преграду.
Если мужчина желает подчеркнуть особое расположение к женщине, то при приветствии целует ей руку, причем «прикладываться» к руке дамы не следует на улице.
В самих приемах рукопожатия фиксируется характер отношений людей друг к другу. При этом существуют «знаковые» варианты. Первый вариант: доминирование, когда рука партнера направлена вниз по отношению к вашей руке и вы чувствуете сильное давление, он как бы пытается управлять вами. Во втором случае: человек протягивает руку так, что его ладонь смотрит вверх, дает вам понять, что уступает вам лидерство. И третий — руки движутся параллельно друг другу и вертикально к плоскости пола, что указывает на отношение равенства, партнерства.
Представление. Посредством представления можно установить нужные и полезные связи. Когда и как необходимо представлять и быть представленным? Допускается множество правил. Принято представлять младшего по возрасту старшему, холостого — женатому, низшего по статусу — высшему, мужчину — женщине, более молодую женщину — старшей и т.д.
Момент представления весьма важен. Лучше употреблять простые фразы типа: «Василий Михайлович, мой коллега», «Представляю Вам Ольгу». Когда мужчину представляют женщине, он встает и слегка кланяется, женщина остается сидеть. Только что прибывшие на встречу или прием не представляются лицам, которые уже покидают его. Не следует представляться в лифтах. Порядок встречи и представления делегации имеет свои четко регламентированные формы, расписанные до мелочей и сходные с формой светского общения.
Наряду с общими правилами культурного поведения существует профессиональный, или деловой, этикет. И здесь важнейшее значение принадлежит установлению и сохранению наиболее оптимальных взаимоотношений с коллегами, деловыми партнерами в выполнении профессиональных функций. Вы можете иметь обширные знания, но дока не научитесь общаться с окружающими, все ваши знания окажутся бесполезными. Необходимо также считаться с правилами рабочей группы, коллектива, в которых уже сложились определенные стандарты поведения и моральные нормы — корпоративная мораль, а также нормы и правила делового этикета.
|
|
При этом важно соблюдение культуры поведения, которая демонстрирует уважение к человеческой личности, вне зависимости от ее статуса. В «подтексте» делового общения всегда должна проявляться; позитивная обращенность к партнеру, что вызывает обоюдное чувство удовлетворенности и реализует такие потребности человеческой жизни, как внимание, признание, адекватная самооценка, уверенность.
Все указанные правила ориентированы на широкий круг деловых людей, отличаются гибкостью и применимы в нашей и многих других странах. Но чтобы совершить успешную сделку с иностранным партнером, необходимо считаться с правилами этикета его страны.