Индетерминистские и детерминистские концепции развития человеческого общества

Индетерминизм отрицает всеобщий характер причинности и закономерности. В индетерминистских концепциях история чело­вечества представляется не как закономерный естественно исто­рический процесс, а как совокупность сосуществующих, рожда­ющихся и умирающих культурно-исторических типов, локальных культур или культурных суперсистем, каждая из которых соверша­ет свой самостоятельный путь.

Примером индетерминистской теории является концепция А.Д. Тойнби, Для него характерна религиозная концепция исто­рического процесса, согласно которой основную роль в истории играют. Законы Бога, а не Законы Природы. Основной единицей исторического процесса в системе А. Тойнби является понятие ло­кальной цивилизации, которое служит для обозначения проживаю­щей на определенной территории общности людей, объединенных духовными традициями. Движущей силой развития цивилизации он считает творческое меньшинство, способное увлечь общество в новом направлении. Упадок цивилизации связывает с недостатком созидающей силы у творческого меньшинства.

Детерминизм - учение о закономерной взаимосвязи и причин­ной обусловленности всех явлений. Детерминистские концепции исторического процесса признают прогрессивное развитие чело­веческого общества. Различают:

1. Демографический детерминизм, согласно которому все со­циальные явления зависят от демографического фактора. Предста­вителями этой теории являются Т. Мальтус, А. Кост, А. Секретан, О. Буше. Мальтузианство - это пессимистическая форма демо­графического детерминизма. Согласно Т. Мальтусу, рост населения является источником бедности и нищеты масс. Оптимистическая форма рассматриваемого направления (А. Кост и др.) определяет зависимость всех социальных явлений от демографического фак­тора, который лег в основу предложенной А. Костом периодизации исторического процесса. Эта периодизация состоит из шести эпох: феодализм, когда население состоит из отдельных семей, прожива­ющих в укрепленных поселках; коммуникализм - рост населения приводит к тому, что основной формой поселений становятся горо­да; этатизм — население возрастает настолько, что центрами жизни становятся крупные города-полисы типа Рима; в период четвертой и пятой эпох замедляется рост населения, устанавливается монар­хическая форма правления; шестая эпоха — начинается с буржуаз­ных революций: увеличение населения способствует расширению границ, росту столиц, ручной труд сменяется машинным, углубля­ется социальное неравенство, возникает и обособляется законода­тельная власть.

2. Географический детерминизм обусловливает развитие че­ловечества географической средой (Ш. Монтескье, И.Г. Гердер, Г.Т. Бокль, Л.И. Мечников). Взаимодействие человека и природы рассматривается односторонне, как зависимость человеческого общества от окружающей среды.

3. Технологический детерминизм абсолютизирует техни­ческий прогресс (П.К. Энгельмейер, Ф. Десеауер, М. Шнейдер, П. Струве, У.У. Ростоу).

Американский экономист У.У. Ростоу выделяет пять основ­ных стадий роста: 1) традиционное общество; 2) стадия создания предпосылок для взлета; 3) взлет; 4) движение к зрелости; 5) эпо­ха высокого «массового потребления». Теория У. Ростоу признает ведущую роль материального производства в развитии общества, его обусловленность прогрессом производительных сил, влияние на их развитие социальной среды.

4. Периодизация развития общества по формам хозяйства
(Б. Гильденбранд, А.А. Богданов), критерием чего является фор­ма обмена. Б. Гильденбранд говорит о трех этапах развития как последовательной смене натурального хозяйства денежным, а де­нежного - кредитным. А.А. Богданов выделяет три основных типа
«строения общественной организации»: дробное натуральное хо­зяйство, меновое хозяйство, объединенное натуральное хозяйство (коллективизм).

Институционализм - течение, отрицающее обусловленность развития человеческого общества производственными отношени­ями и признающее в качестве движущей силы неэкономические факторы: психобиологические (Т. Веблен), социально-правовые (Дж. Коммонс), государственные (К. - А. Виттфогель) и другие ин­ституты. Сторонники этого направления считают, что в основе раз­вития общества лежит изменение права, социальной психологии, мотивов деятельности людей.

Структурообразующим элементом в концепции К. - А. Виттфогеля является восточный деспотизм, который характеризуется ведущей ролью государства. Он выделяет три основных типа де­спотий: 1) гидравлическое общество» (Египет, Вавилон, Индия, Китай); 2) «маргинальное общество» (Византия); 3) «субмарги­нальное общество» (Турция и Россия). Если в обществах первого типа возникновение более или менее централизованного деспо­тизма диктуется природной необходимостью (строительство дамб, каналов и т.д.), то в обществах второго и третьего типа деспотичес­кая власть возникает под влиянием «гидравлического общества».

2. Формационный подход к периодизации развития общества

Более сложной детерминистской концепцией является матери­алистическое понимание истории. Оно исходит из того, что в про­изводстве люди вступают в объективные, независимые от их воли и сознания, определяемые уровнем развития производительных сил общества отношения. В их структуре выделяют технико-экономи­ческие и социально-экономические отношения. В рамках данного подхода основная периодизация общества осуществляется по спо­собам производства и формациям.

Единство и взаимодействие производительных сил, находя­щихся на определенном уровне развития, и динамика производс­твенных отношений составляют способ производства. Понятие «общественная формация» используется для обозначения качес­твенно различных типов общества. Однако в реальной действи­тельности наряду с ними существуют элементы старых способов производства и нарождающихся новых в форме общественно-эко­номических укладов, что особенно характерно для переходных периодов от одной формации к другой. Выделяют следующие спо­собы производства: первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, коммунистический.

Развитие экономики первобытного общества подразделяется на два периода:

- период присваивающего хозяйства;

- период воспроизводящего хозяйства.

- Особенности периода присваивающего хозяйства:

- использовались примитивно изготовленные орудия труда (обитый камень);

- коллективный труд по совместному собирательству гото­вых продуктов природы и охоты;

- первоначально - простая кооперация труда без разделения по пол}7 и возрасту. С развитием присваивающего хозяйства возникло естественное разделение труда по полу и возрасту;

- большое значение в развитии производительных сил имело освоение человеком огня;

- определяющей формой производственных отношений вы­ступали отношения коллективной (т.е. стадной, общинной) собственности на землю и на готовые продукты природы,
т.е. на кормовую площадь и на предметы природы;

- в обществе отсутствовали антагонистические противоре­чия;

- уравнительное распределение средств существования.

Эти черты определяют содержание основного экономичес­кого закона первобытного общества: в условиях чрезвычайно низкого уровня производительных сил и господства общинной собственности производство объективно подчиняется обеспече­нию потребности всех членов общины на основе уравнительного распределения коллективно добываемых продуктов, необходи­мых для сохранения жизнеспособности каждого члена коллекти­ва. Основное неантагонистическое противоречие первобытного общества — противоречие между жизненно необходимыми пот­ребностями первобытных людей и низким уровнем развития про­изводительных сил.

Период воспроизводящего хозяйства характеризуется следую­щими изменениями в обществе. Собирательство и охота привели к двум великим открытиям — к открытию земледелия и скотоводс­тва. В силу природных условий произошла специализация одних общин на земледелии, других - на скотоводстве. Это способство­вало росту производительности труда, развитию производитель­ных сил, возникновению новых орудий груда, ткачества и пряде­ния. Стали использоваться медь, бронза, железо. Были изобретены плуг и колесница.

Производственные отношения в своей основе не изменились, т.е. выражались в коллективной собственности на средства про­изводства и на результаты общинного труда. Увеличение объемов производства привело к возникновению излишков и обмену. Стала возникать частная собственность, произошло разложение обще­ства, что привело к новой формации - рабовладельческой.

Рабовладельческий строй был первым общественным спосо­бом производства, основанным на эксплуатации человека челове­ком и антагонизме классов. Его особенности:

— распространение и упрочение частной собственности;

— систематическое массовое применение рабского труда;

— главными отраслями материального производства были земледелие, скотоводство и ремесло;

— важным объектом собственности рабовладельцев была земля;

— неэкономическое принуждение к труду;

— цель — удовлетворение потребностей рабовладельцев. Средство для достижения этой цели — эксплуатация рабов.

Это основной экономический закон рабовладельческого об­щества;

— основное противоречие - антагонистическое противоречие
между рабовладельцами и рабами;

— возникло государство.

В недрах рабовладельческого способа производства зароди­лись элементы феодализма. Это связано с тем, что труд рабов был малопроизводительным. Это стало тормозом в развитии общества. Поэтому рабам стали давать определенную свободу.

Особенности феодализма:

- возникновение класса феодалов — земельных собственни­ков - и класса зависимых и эксплуатируемых крестьян;

- внеэкономическое принуждение к труду;

- в отличие от рабов крепостные крестьяне имели в своей собственности некоторые средства производства;

- основным средством производства была земля;

- господство натурального хозяйства;

- существование феодальной земельной ренты (барщина, на­туральный и денежный оброк), которая выступала эконо­мической реализацией собственности феодалов на землю;

- основной закон феодализма - производство прибавочного продукта, созданного посредством эксплуатации зависи­мых крестьян и присваиваемого феодалом в форме фео­дальной земельной ренты.

Первыми историческими формами капитала были ростовщи­ческий и купеческий капитал. Их характерные особенности:

- для их возникновения достаточно было наличия простого товарного производства и развитой сферы обращения;

- купеческий капитал обслуживал обращение товара, а функ­ция ростовщического капитала заключалась в предоставле­нии ссуд;

- присвоение купцами и ростовщиками результатов чужого труда было связано с перераспределением уже созданного продукта.

Первоначальное накопление есть исторический процесс от­деления рабочей силы от средств производства. Так называемое первоначальное накопление вызвало прежде всего формирование наемных рабочих, для чего нужно было:

— освободить непосредственных производителей от феодаль­ной зависимости, сделать их юридически свободными;

— освободить их от средств производства;

— заставить их работать на капиталиста.

На селе возник и фермер. Наконец, были созданы рынки для развития капиталистической промышленности и возникновения самих капиталистов-промышленников.

В экономической литературе встречается следующая периоди­зация капиталистического способа производства:

1. Период свободной конкуренции.

2. Регулируемый капитализм.

Капиталистическая экономика является гораздо более про­грессивной по сравнению со всеми предшествующими системами. Ее отличительные черты:

— свобода предпринимательской деятельности;

— использование труда наемных работников;

— экономическое принуждение к труду;

— главная цель - извлечение прибыли.

Этапы капиталистического производства:

1. Простая кооперация.

2. Мануфактура.

3. Машинное производство или фабрика.

Рассмотрим социалистический вариант индустриального раз­вития на примере СССР. На протяжении 73-х лет существования СССР наблюдались периоды как резкого экономического разви­тия, так и застоя в экономике. Опыт показал, что социалистическая система может себя оправдывать только в каких-то экстремальных обстоятельствах. Например, в период войн или послевоенной раз­рухи. Гипертрофирование функций государства в такие периоды приносило положительные результаты. Однако неразвитые рыноч­ные структуры и системы стимулов становились тормозом эконо­мического развития в безэкстремальных обстоятельствах.

Социалистический вариант индустриального развития сопро­вождался отказом от рыночных отношений и использованием вне­экономических мер принуждения к труду - идеологизация обще­ства, политические репрессии. Репрессивное принуждение к труду в период пятилеток не способствовало быстрому росту экономики, а, напротив, стало тормозом экономического развития. Отсутствие конкуренции привело к слабому использованию результатов НТР. В результате предприятия в основном были оборудованы физичес­ки и морально устаревшими станками и машинами.

Ограниченный характер формационной теории связан с кри­териями периодизации общества: классовое деление общества и развитие форм собственности на средства производства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: