Структура конфликта

В широком смысле конфликт – это не просто столкновение сторон, а процесс, состоящий из нескольких этапов, где столкновение – лишь один из них.

На первом этапе складывается конфликтная ситуация, то есть такое положение дел, при котором ценности, интересы, установки сторон объективно вступают в противоречие друг с другом, хотя открытого столкновения еще нет.

Элементами конфликтной ситуации являются:

1. Участники конфликта

В любом конфликте основными действующими лицами являются люди. Степень их участия в конфликте может быть разной: от непосредственного противодействия до опосредованного влияния на ход конфликта:

· Основные участники. Их часто называют сторонами или противоборствующими силами. Это те, кто непосредственно совершают активные (наступательные или защитные) действия друг против друга. Противоборствующие стороны – ключевое звено любого конфликта. Когда одна из сторон уходит из конфликта – он прекращается. Часто в конфликте можно выделить сторону, которая первой начала конфликтные действия. Это инициаторы конфликта.

· Группы поддержки. Практически в любом конфликте за противоборствующими сторонами стоят силы, которые могут быть представлены отдельными группами или индивидами. Они либо активными действиями, либо только своим присутствием. Молчаливой поддержкой могут коренным образом воздействовать на развитие конфликта, его исход.

Группы поддержки могут быть представлены друзьями, к оллегами по работе и т.п.

· Другие участники. В данную группу входят субъекты, которые оказывают определенное влияние на ход и результаты конфликта. К этой группе относятся подстрекатели и организаторы.

Подстрекатель это лицо или группа, непосредственно не участвующие в этом конфликте, но подталкивающие к конфликту другого человека. Его задача – спровоцировать, развязать конфликт.

Организатор лицо или группа, планирующее конфликт и его развитие, предусматривающее различные пути обеспечения и охраны участников.

Участники содействуют развитию конфликта, поддерживают и развивают его.

2. Объект реально существующее нечто, порождающее конфликтную ситуацию. Чаще всего объект бывает неделим (объект между сторонами либо вообще нельзя поделить, либо нельзя поделить по справедливости). Это мешает нормальной работе, поэтому стороны претендуют на решающее или единоличное манипулирование им. При наличии объекта конфликт называется объективным, при его отсутствии – субъективным (основа этого конфликта – различие взглядов).

3. Предмет конфликта

Мы говорили, что основой любого конфликта является противоречие. Борьба, ведущаяся в конфликте, отражает стремление сторон разрешить это противоречие, как правило, в свою пользу. В ходе конфликта борьба может затухать и обостряться. В такой же мере затухает и обостряется противоречие. В большинстве случаев суть противоречия в конфликте не видна, не лежит на поверхности. Участники конфликта оперируют таким понятием, как предмет конфликта. В нем отражается обыденное восприятие основного противоречия конфликта.

Т.о., предмет конфликтаэто объективно существующая или воображаемая проблема, служащая основой конфликта. Это то противоречие, из-за которого и ради разрешения которого стороны вступают в противоборство.

Второй этап развития конфликта – инцидент, представляющий собой событие или обстоятельство, послужившее толчком или поводом к столкновению оппонентов.

Третий этап развития конфликта – кризис и разрыв отношений между оппонентами. Здесь происходит процесс открытого противоборства, которое может проявляться в таких формах, как захват и удержание спорного объекта (или даже оппонента), прямое насилие; создание помех; причинение косвенного вреда; задевающие и оскорбляющие действия.

Четвертый этап – завершение конфликта заключается в переходе от конфликтного противодействия к поиску решения проблемы и прекращению конфликта. Основными формами завершения конфликта являются:

- разрешение

- урегулирование

- затухание

- устранение или перерастание в другой конфликт

Обычно преодоление таких конфликтов происходит на основе:

· Разъединения участников (что может противоречить решению многих текущих задач организации)

· Полной психологической перестройки участников (специалисты считают, что она редко бывает успешной)

· Изменения рангов оппонентов (конфликт вряд ли будет продолжаться, если кто-то, прежде занимавший одинаковую со всеми должность, станет руководителем остальных)

· Перемирия, в рамках которого стороны, оставаясь на своих позициях, прекращают «боевые действия», хотя сама конфликтная ситуация при этом не исчезнет

В зависимости от конкретной ситуации в результате конфликта может быть осуществлена перестройка организации (изменение целей, структуры, системы управления, способов деятельности); произойти распад или обновление коллектива, кадровые перестановки; найден козел отпущения – один или несколько человек, на кого свалят вину за все проблемы и постараются уволить, успокоив или запугав тем самым остальных.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: