Типы финансовой политики

Развитие государства связано с изменением финансовой политики. Использование того или иного типа финансовой политики определяется особенностями текущего этапа развития экономики и социальной сферы, инте­ресами правящих партий и социальных групп и господствую­щими теоретическими концепциями, влияющими на экономи­ческий и политический курс государства. Все это обеспечивает сохранение и развитие существующей в данном государстве сис­темы общественных отношений.

Анализ применявшейся различными государствами финан­совой политики позволяет выделить три ее основных типа:

1) классическая;

2) регулирующая;

3) планово-директивная.

1. До конца 20-х годов текущего столетия основным типом финансовой политики большинства стран был классический ее вариант. Такая финансовая политика была основана на трудах классиков политэкономии А. Смита (1723—1790) и Д. Рикардо (1772—1823) и их последователей. Основное ее направление — невмешательство государства в экономику, сохранение сво­бодной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Следстви­ем этого было ограничение государственных расходов и на­логов. обеспечение условий для формирования и исполнения равновесного (сбалансированного) бюджета.

Финансовый механизм строился исходя из этих целей фи­нансовой политики. Государство стремилось к уменьшению расходов бюджета, сводившихся в основном к расходам на военные цели, выплате процентов по государственному лот и его погашению и управлению. Система налогообложения должна была создать необходимое поступление средств для обеспечения сбалансированного бюджета государства. Причем система налогов строилась в основном на косвенных и имуще­ственных налогах, которые были достаточно просты и эффек­тивны с точки зрения механизма их взимания. Система управ­ления финансовой деятельностью была проста и сосредоточива­лась, как правило, в одном органе управления — министерстве финансов (казначействе).

2. Бурное развитие производительных сил поставило перед государствами еще в XIX в. вопрос об изменении подходов к финансовой политике. Особенно остро встал вопрос об этом в конце 20-х годов нынешнего столетия, когда обострился весь комплекс экономических, политических и социальных проблем большинства государств. В этот период в западных странах осу­ществлялся переход к регулирующей финансовой политике. В ее основу вначале была положена экономическая теория английского экономиста Дж. Кейнса (1883—1946) и его последователей. Они исходили из необходимости вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики. Финансовая по­литика наряду с ее традиционными задачами стала преследовать цель использовать финансовый механизм для регулирования экономики и социальных отношений в целях обеспечения пол­ной занятости населения. Основными инструментами вмеша­тельства в экономику становятся государственные расходы, за счет которых формируется дополнительный спрос. Поэтому го­сударственные расходы обеспечивают рост предприниматель­ской деятельности, увеличение национального дохода и способ­ствуют ликвидации безработицы путем финансирования созда­ния новых рабочих мест.

Система налогов в условиях регулирующей финансовой по­литики кардинально изменяется. Главным механизмом регули­рования становится подоходный налог, использующий прогрес­сивные ставки. Этот налог обеспечивает изъятие у экономиче­ских субъектов доходов, используемых в виде сбережений, что позволяет обеспечить сбалансированность бюджета государства при высоком уровне расходов. Большое внимание в финансовом механизме уделяется системе государственного кредита, на ос­нове которого проводится политика дефицитного финансирова­ния. Государство активно развивает применение долгосрочных и среднесрочных займов. Рынок ссудных капиталов становится вторым по значению источником доходов бюджета, а дефицит бюджета используется для регулирования экономики.

Изменяется система управления финансами. Вместо единого органа управления возникает несколько самостоятельных спе­циализированных органов. Выделяются отдельные службы, за­нимающиеся планированием бюджета и бюджетных расходов, их финансированием, контролем за поступлением налогов, управлением государственным долгом.

В целом кейнсианская регулирующая финансовая политика показала свою сравнительную эффективность в западных стра­нах. Она обеспечила в 30-—60-х голах стабильный экономиче­ский рост, высокий уровень занятости и эффективную систему финансирования социальных нужд в большинстве этих стран.

3. В 70-х годах в основу финансовой политики была положена неоконсервативная стратегия, связанная с неоклассическим на­правлением экономической теории. Эта разновидность финансо­вой политики не связана с отказом от регулирования как ее пели, но ограничивает вмешательство государства в экономику и соци­альную область. Регулирование экономики становится многоцеле­вым, Кроме экономического роста и занятости, государство регу­лирует денежное обращение, валютный курс, социальные факто­ры экономики, структурную перестройку хозяйства.

Финансовый механизм в этих условиях исходит из необходимости сокращения объема перераспределения национального -юкида через финансовую систему, снижения бюджетного дефи­цита, стимулирования роста сбережений как источника произ­водственного инвестирования. Важная роль отводится налогам. Ставится задача их сокращения и уменьшения степени прогрес­сивности обложения.

Следует отметить, что различные разновидности регулирую­щей финансовой политики тесно взаимосвязаны. Поэтому одина­ковые или похожие инструменты финансового механизма приме­няются в различных странах, использующих как кейнсианскую, так и неоконсервативную систему регулирования, что приводит к их конвергенции.

4. Планово-директивная финансовая политика применяется в странах, использующих административно-командную систему управления экономикой. Основанная на государственной собст­венности на средства производства, плановая система управле­ния позволяет осуществлять прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, в том числе и финансами. Цель финансовой политики в этих условиях — обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства (в первую очередь у центральных органов власти и управления) для их последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана.

Адекватно цели финансовой политики СССР строился и финансовый механизм. Основной задачей финансового меха­низма было создание инструментов, при помощи которых про­изводится изъятие всех неиспользуемых в соответствии с госу­дарственным планом финансовых ресурсов. Изъятие средств производилось у государственных предприятий, населения и органов местной власти.

Для государственных предприятий был создан механизм двух канального изъятия чистого дохода (с последующими не­большими изменениями). Чистый доход государственных пред­приятий изымался в бюджет вначале при помощи налога с обо­рота в отраслях, где за счет цен, установленных государством, создавался доход в повышенных размерах (легкая, пищевая промышленность). Затем при помощи индивидуальных отчисле­ний от прибыли (взносов свободного остатка прибыли) изыма­лись в бюджет все излишки прибыли, которые, по мнению го­сударства, нельзя было использовать в рамках предприятий. При этом определялся предельный размер всех расходов предприятия за счет прибыли, то есть государство полностью регулировало весь финансовый механизм государственных предприятий, В от­дельные голы у государственных предприятий изымалось до 80% их чистого дохода. Регулирование использования денежных до­ходов населения осуществлялось при помощи подоходного на­лога. Кроме того, часть средств изымалась путем размещения фактически принудительных государственных займов. Свобод­ные средства населения, помещенные в систему сберегательных касс, также направлялись в бюджет в виде специального безоб­лигационного займа. Примерно такой же механизм изъятия доходов применялся для кооперативных предприятий.

Изъятие средств у местных органов власти обеспечивалось ограничением в установлении самостоятельных источников до­ходов местных бюджетов. Система местных доходов включала небольшие по объему доходы, удельный вес которых в бюджете не превышал 10—15% от общей суммы доходов. В связи с этим уровень доходов местных бюджетов полностью зависел от объе­ма средств, выделяемых им из вышестоящих бюджетов в поряд­ке бюджетного регулирования.

Расходы бюджетов определялись исходя из приоритетов, установленных государственным планом. Средства выделялись на затраты, как правило, без их увязки с возможным получаемым эффектом. В связи с этим значительные ресурсы использовались непроизводительно: на финансирование оборонных отраслей народного хозяйства, «долгостроя», военных расходов и т.п. В то же время покрытие расходов на социальные нужды осуществля­лось остаточным методом по минимальным нормам, что отри­цательно сказывалось на развитии отраслей социальной сферы.

Управление финансами осуществлялось из единого центра — Министерства финансов, которое занималось всеми вопросами использования финансового механизма в народном хозяйстве. Других управленческих органов в области финансов не существовало.

Планово-директивная финансовая политика проводилась практически во всех бывших социалистических странах. Она показала свою достаточно высокую эффективность в годы, когда требовалась максимальная концентрация финансовых ресурсов для финансирования чрезвычайных расходов госу­дарства (в годы Второй мировой войны, восстановления народного хозяйства и т.п.). В то же время использование такой финансовой политики в условиях нормального функциониро­вания экономики привело к отрицательным последствиям: снижению эффективности производства, замедлению разви­тия социальной сферы общества, резкому ухудшению финан­сового положения государства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: