double arrow

Креационистские и богословские концепции антропогенеза

Креационизм (от лат. creatio − «творение») − общее название концепций, в рамках которых основные формы органического мира, человечество, планета Земля и мир в целом рассматриваются как созданные Богом. Термин «креационизм» обозначает широкий спектр концепций − теологических (богословских), философских и претендующих на принадлежность к естественнонаучному знанию.

Креационисты занимают различные позиции − от возражения против любых эволюционных теорий антропо- и космогенеза до признания самой эволюции и естественного отбора важными факторами человекообразования и инструментами божественной воли. Креационизм в современных разновидностях борется с эволюционизмом на его же территории, заимствуя у него максимальное количество постулатов. Богословские концепции креационизма подразделяют на несколько типов.

Буквалистский креационизм настаивает на строго буквальном понимании священных текстов: например, полагают, что весь мир был создан Богом немногим более семи с половиной тысяч лет назад в течение шести дней (а человек, соответственно, в последний из них), опираясь в этом на буквальное прочтение ветхозаветной Книги Бытия.

Метафорический креационизм представляет «шесть дней творения» как универсальную метафору, иносказание, обозначающее огромные отрезки времени, длительностью в миллионы и миллиарды лет.

К метафорическому креационизму относятся а) концепции постепенного творения − непрерывно направляемого Богом процесса изменения и появления биологических видов, исключающего, однако, такие факторы, как эволюция и естественный отбор; б) концепции эволюционного креационизма, которые рассматривают эволюцию как орудие Творца и его замысла в отношении мира и человека.

Креационистские теории, претендующие на научность, дистанцируются от религии, однако предполагают наличие Творца, устроившего мир живых существ. Пример − так называемая теория разумного замысла, опирающаяся на антропный принцип.

Согласно данному принципу («слабый антропный принцип»), наблюдаемые во вселенной соотношения между физическими параметрами способны привести к возникновению разумной жизни, потому только в такой вселенной мог возникнуть человек. Иными словами, вселенная должна иметь свойства, позволяющие развиться разумной жизни, или же («сильный антропный принцип»)нужен наблюдатель разумный человек, и потому она такова, какой мы ее знаем.Сторонники теории разумного замысла делают на основании сказанного далеко идущий вывод:поскольку свойства вселенной, обусловившие наше бытие факт, значит, существует проект Творца по созданию человека.

Пример синтеза религиозных, философских, культурологических, естественнонаучных идей являют работы Пьера Тейяра де Шардена («Божественная Среда» и «Феномен человека»). Автор, наряду с В.И. Вернадским, считается создателем теории ноосферы (сферы разума). Ноосфера, согласно Тейяру де Шардену, это особая «мыслящая» оболочка Земли, воплощением которой стал человек как единственное думающее существо. Божественное начало в форме жизненной энергии пронизывает всю вселенную в ее неорганической, а потом и в органической части, постепенно усложняет и совершенствует мир.

С моментом гоминизации (от лат. homo «человек») Земля «меняет кожу», более того, она «обретает душу», начинает двигаться «вперед» и «ввысь» к некоей «точке Омега», где произойдет слияние человека с Божеством. Значит, с возникновением человека эволюция не заканчивается. Таким образом, понятия эволюции, с одной стороны, и конца света с другой одинаково находят себе место в рамках этой концепции.

6. Выводы по лекции. Своеобразие человеческого бытия состоит в том, что его значение дано всегда только в возможности, исполнение которой требует от каждого отдельного человека волевого усилия. Живущее сознание, неудовлетворенное желание, культурная традиция, язык − вот ключевые условия для всего многообразия возможностей самообращенности человека. Потребности человека являются прямыми следствиями структурированности человеческого бытия. Так потребность в творческом действии и в выражении индивидуальности есть результат активности присущего человеку сознания. Сознание − это сфера самоконструирования и саморазвертывания. Потребность в творческом труде, в уважении, социальном признании и в любви связаны со структурой желания. Человеку свойственно не удовлетворяться тем, что есть. В силу этого он ставит перед собой цели, связанные с отсутствующими в мире реалиями, и старается воплотить их. Такова основа творческого труда. Человеческая потребность в любви выходит за пределы потребностей в воспроизводстве и в самосохранении. Через потребность в общении раскрывается язык как структура человека. Принципы совместной жизни людей, характерные для родной человеку культурной традиции, формируют все проявления его потребности в самосохранении. «Естественным» человек является только в младенчестве и лишь в некоторых экстремальных ситуациях, в остальном его биологические запросы откорректированы культурой.

Первой завершенной теорией антропогенеза принято считать теорию эволюции Ч. Дарвина и трудовой антропологии К. Маркса − Ф. Энгельса. С точки зрения различных теорий, известных под общим названием креационизма, творение человека (как одномоментный божественный акт или как продолжительный процесс) − важный этап в истории вселенной, становящейся тем самым разумной и одухотворенной. В данных случаях антропогенез выступает как способ приспособления вселенной к разумному замыслу Творца. Эта точка зрения должна учитываться как существующая, но не принадлежит к научному мышлению.

Вопросы для повторения и для семинара 2

1. Какие признаки человеческой уникальности Вам известны?

2. Что характерно для человеческого сознания?

3. Какой параметр сознания обуславливает человеческие потребности в творчестве и в выражении индивидуальности?

4. В каких потребностях человека обнаруживают себя такие параметры человеческого желания как нехватка и необходимость признания?

5. Каким образом культурные нормы влияют на различные проявления потребности в самосохранении?

6. Приведите примеры культурного воздействия на потребности в питании, сне, движении, жилище.

7. Раскройте различия человеческого языка и животной коммуникации.

8. Движущие силы антропогенеза согласно трудовой теории Ф. Энгельса? 9. Сущность второй сигнальной системы как главного отличия человека от животных.

12. Что такое креационизм? Приведите пример креационистской концепции возникновения человека.

Литература

1. Балакина Ю.Ю. Человек и его потребности (Сервисология): Учебное пособие /Ю.Ю. Балакина. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2010. − 285 с. (Высшее образование).

2. Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей. − СПб., 2004.

3. Мамардашвили М. Сознание – это парадоксальность, к которой невозможно привыкнуть // Мамардашвили М. Как я понимаю философию. − М.: «Прогресс», 1992.

4. Мамфорд Л. Миф машины. – М., 2001. – Гл.2-4.

5. Марсель Г. Быть и иметь. – Новочеркасск: Агентство Сагуна, 1994.

6. Орлов С.В., Дмитренко Н.А. Человек и его потребности. Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2008. – 160 с. – (Серия «Учебное пособие»).

7. Удальцова М.В. Сервисология. Человек и его потребности: Учебное пособие /М.В. Удальцова, Е.В. Наумова. – 3-е изд. – М.: Изд-во «Омега-Л», 2014. – 105 с. – (Библиотека высшей школы).

8. Финк Э. Основные феномены человеческого бытия // Проблема человека в западной философии. – М.: «Прогресс», 1988.

8. Человек и его потребности. Учебник /Назиров А.Е. – СПб.: «Интермедия», 2012. – 439 с.

9. Шелер М. Положение человека в космосе // Шелер М. Избранные произведения. – М.: Гнозис, 1994.

10. Дробышевский С.В. Достающее звено. Проект «Антропогенез.РУ». 2010 г. Интернет-ресурс. Режим доступа: hup://aniropogenez.i-u/book/3/.

11. Марков А.В. Происхождение и эволюция человека. Обзор достижений палеоантропологии, сравнительной генетики и эволюционной психологии. Доклад, прочитанный в Институте биологии развития РАН 19 марта 2009 г. Интернет-ресурс. Режим доступа: hup://www.evolbiol.rii/markov anthropogenes.htm

Лекция 3

Первичное возникновение основных человеческих потребностей. Культурогенез как итог творческой потребности человека

План лекции:

1. Антропогенез с точки зрения теории потребностей.

2. Происхождение языка как потребность.

3. Потребность в труде. Специфика ранних форм трудовой деятельности.

4. Потребность в социальном существовании.

5. Значение понятия «культурогенез», творчество как почва культурогенеза.

6. Выводы по лекции.

1. Антропогенез с точки зрения теории потребностей. Итак, животное стало человеком. Теперь необходимо рассмотреть каким образом достигнутое новое качество − «человеческое», закрепляясь и развиваясь, выражалось в потребностях; иначе говоря, что именно и, главное, зачем делал человек, едва переступив порог мира биологического?

Вторая сигнальная система как необходимый параметр человеческого существования. В свое время Б.Ф. Поршнев подверг критике понятие ретардации − врожденного недоразвития у человека системы наследственных инстинктов. Не изначальная «свобода» человека от инстинктов позволила ему выйти за пределы жесткой биологической предопределенности. Переход к словесно и социально обусловленным реакциям стал возможен благодаря регулированию высшей нервной деятельности посредством второй сигнальной системы.

Вторая сигнальная система это не просто система звуковых сигналов, но и работа головного мозга по обобщенному отражению явлений и предметов. Мышление, сознание, воля, личность это не наименования речевой функции, а ее сложные производные. Связь между мозгами осуществляется только речевым общением. Из сказанного следует, чторечь − уникальный признак человека.

Но нельзя отрицать, что и в животном мире существует коммуникация (от лат. communico − «делаю общим, связываю, общаюсь»). Есть ли какая-то разница между ней и человеческим языком или дело только в том, что у людей больше «слов» и длиннее «предложения»?

Потребность в коммуникации у животных и человека. Коммуникация животных существует потому, что для них характерно биологически целесообразное совместное поведение. Инстинкты животных работают в трех направлениях: сохранение вида (сексуальное поведение, забота о потомстве и т.п.); б) сохранение индивида (удовлетворение голода и жажды, поиск пропитания, заготовка запасов и т.п.); в) обеспечение более или менее постоянной безопасности (защита от плохих погодных условий, врагов, разъединения с собратьями и т.п.). В координированном поведении животных, и их потребностей и следует искать корни коммуникации.

Поршнев предлагал следующую схему: языковые знаки человека появились как противоположность и отрицание рефлекторных (условных и безусловных) раздражителей − признаков, показателей, сигналов.Есть и другие принципиальные отличия. Так, ни один зоопсихолог не наблюдал у животного двух разных звуков для обозначения того же самого состояния или ситуации. Человеческой речи присуща способность передавать одно и то же значение разными знаками, что обязательно требует обратной способности: блокировать эту диффузию. Иначе все знаки оказались бы носителями одного и того же значения или смысла. Эту задачу выполняет антонимия. Животной коммуникации данные свойства не присущи. Зачем человеку потребовалось обрести речь и как им это удалось?

2. Происхождение языка как потребность. По гипотезе предки человека общались друг с другом жестами и словами одновременно, но язык жестов сложился первоначально, а язык слов − на его основе.

Один язык объяснял другой, один язык влиял на другой. «Сдвоенный» знак проходил три стадии развития: 1) имя собственное, указывающее на индивидуальный предмет; 2) родовое имя комплекса или группы предметов; 3) абстрактное имя понятия.

В современной речи в отличие от звуков животных, господствуют звуки, производимые струей выдыхаемого воздуха; животные, напротив, используют вдыхаемую струю. Но человек тоже применяет эти «инспираторные» шумы: во всех человеческих языках такие звуки присутствуют в качестве междометий или обращений к животным. Это дает основание считать такие звуки остатком ранней стадии развития речи.

Количество гипотез происхождения языка значительно. Многие из них связывают необходимость языка в жизни человека с необходимостью удовлетворять основные биологические потребности, но сверх того следует говорить о новых потребностях человека, неизвестных биологическому миру. Это потребности в обобщении и классификации предметов и явлений, в сравнении собственного опыта с опытом других людей, в значительно более сложных, чем у животных, взаимоотношениях с представителями вида, в творческой деятельности, в создании, изобретении чего-либо принципиально нового, в открытии и обозначении неизвестного. Все указанные потребности человека реализуются в речевой деятельности.

3. Потребность в труде. Специфика ранних форм трудовой деятельности. Помимо языка, своеобразие человеческого образа жизни обуславливает трудовая деятельность.

Маркс и Энгельс оценивали труд как основную силу антропогенеза, но с помощью понятия «инстинктивного труда» описывали и деятельность животных. По представлению Энгельса, у предков человека труд в биологическом смысле возник за многие тысячи лет до речи, а общество возникло еще много позже, чем речь. Человека отличает потребность в труде как сознательной, целесообразной, проективной деятельности, позволяющей «изобретать» и реализовывать «изобретения», общаться с другими людьми с помощью второй сигнальной системы по поводу самого процесса и результатов труда.

Научение путем показа, перенимание навыков посредством прямого подражания действиям − достаточный механизм для объяснения преемственности палеолитической техники. Но эта техника не нуждалась в наличии второй сигнальной системы и в обмене словесными сообщениями. Но труд по изготовлению каменных орудий, принципиально отличен от сложнейшей, но инстинктивной гнездостроительной работы птиц. Между тем для позднепалеолитической техники характерны уже удлиненные пластинки, превращаемые в скребки, острия, наконечники, резцы, проколки, скобели и т.д. Появились шилья, иглы с ушком, лопаточки, кирки и др. изделия из кости, рога и бивня мамонта. Подобные изобретения свидетельствуют о наличии сознания, речевого мышления и общения.

4. Потребность в социальном существовании. Еще один важный аспект антропогенеза, тесно связанный с появлением языка и осознанного, целенаправленного труда − это возникновение общества. Вернее, речь идет о «первичной групповой идентичности», потребность в которой отличала отдельно взятую группу людей (или неоантропов) от популяции палеоантропов. В чем собственно выражалась эта идентичность?

Из четырех родов антропоидов, шимпанзе наиболее близки к человеку. У этих обезьян наблюдается специфичная форма социального поведения, так называемые «тасующиеся группы». Значительную часть года шимпанзе кочуют небольшими группами по 3-6 особей, в местах изобилия плодов они образуют временные группы, состоящие из 25 особей и выше, а затем снова расходятся маленькими группами. Важно отметить: состав каждой из них уже не тот, что был до временного скопления. Иными словами, эти группы подобны нескольким тасуемым колодам карт: постоянный состав особей в них отсутствует. Биологическое значение этого феномена состоит в преобразовании механизмов популяции.

Характерность для шимпанзе этого феномена можно рассматривать в качестве биологического обоснования гипотезы о праисторическом промискуитете − во времена палеоантропов.

Промискуитет (от лат. promiscuus − «смешанный», «общий») − термин для обозначения предполагаемой стадии ничем не ограниченных отношений между полами, предшествовавших установлению каких-либо норм брака и форм семьи.

Такая форма отношений не наблюдалась в историческое время ни у одного из известных народов. У палеоантропов, строивших социальную связь по принципу тасующихся групп, не могло быть ни стойкого семейного ядра, вроде семейных групп гиббонов, ни «гаремной семьи» павианов. Самцы зоогеографически более мобильный элемент, чем связанные молодью самки. Самцы оторвавшись от своих самок, уже не возвращались к ним, а примыкали где-либо к другим, возможно совершая ради этого большие пространственные перемещения. Таким образом, система неограниченно тасующихся групп прорывала и стадные, и популяционные перегородки; одна особь, по натуре весьма мобильная, могла оказаться в контактах с неопределенно большим числом особей. Можно сказать, что человека от животного впоследствии стала отличать именно потребность в перегородках − не стадных или популяционных, а племенных, национальных и др.

Как предполагал Поршнев, дивергенция палеоантропов и неоантропов происходит на почве специализации особо пассивной, поедаемой части популяции, которая, однако, затем очень активно отпочковывается в особый вид, чтобы стать, в конце концов, и особым семейством. После того, как прошли первые волны миграции наших предков, находившихся на пороге очеловечивания, их настигли новые волны.

Вот тогда люди, вынужденные расселяться, оставаясь среди людей, и сделались людьми (неоантропами) окончательно. Эти группы неоантропов, уже не были свободно тасующимися, обрели замкнутость, закрытость для представителей других прибывших групп и осознали свою идентичность в сопоставлении с другими. Среди самих Homo sapiens уже распространилось взаимное обособление общностей: своя общность «отгораживалась» от чужих побуждений, то есть защищалась непониманием от повелений, действительных лишь среди соседей.

Можно принимать или не принимать дивергенционную теорию антропогенеза, однако взрывное расселение неоантропов (если сравнить его с темпами расселения любого другого биологического вида) по всей пригодной к обитанию территории нашей планеты (включая Америку, Австралию, Океанию), является широко признанным научным фактом. За полтора-два десятка тысячелетий люди преодолели такие преграды как водные препятствия, каких ни один животный вид вообще никогда не мог преодолеть. В результате земной шар перестал быть открытым, ее поверхность стала уже не только биогеографической картой, но картой этногеографической, а много позже и политико-географической.

Потребность существовать в замкнутой группе отличала человека от животного, наравне с потребностью общаться с помощью речи (в том числе − по поводу совместного труда). Такая потребность жить в социуме не могла реализовываться без строго соблюдения ряда запретов, которые представляли собой первичную форму регуляции общественной жизни.

Людям, входящим в первые замкнутые сообщества, надо было осознавать свое родство в прямом смысле, что предполагает запрет на истребление и поедание собратьев, необходимость защиты и кормления слабых членов группы, поддержание целостности сообщества с помощью эндогамии (от греч. end on - «внутри» и gamos «брак»), реализуемое благодаря введению запрета на брачно-половые связи с чужими.

5. Понятие «культурогенез», творчество как почва культурогенеза. Культурогенез значит происхождение культуры − представляет собой и процесс постоянного самообновления культуры, и само возникновение культуры и ее отдельных феноменов, не существовавших ранее.

Точкой отсчета культурогенеза считается архаическаяэпоха (от греч. «архе» − «начало», «архаическое» − «то, что было в начале»), где возник социум и можно обнаружить культурные формы и ценностные системы, которые, в свою очередь, влияют на модификацию потребностей человека.

Культурогенез определяет временную динамику формирования культуры, ам существует в этой форме и является результатом социального опыта. Социальный опыт, влияет на возникновение у человека потребности в создании культурной среды, где зарождается и развивается культурогенез. Процесс культурогенеза заканчивается тогда, когда сложившаяся в результате деятельности людей совокупность норм реализуется в виде отрегулированной системы нравов, обычаев, правил, законов. Однако под культурогенезом следует понимать не только однократный процесс возникновения и преемственности культуры, но и процесс становления взаимосвязанных явлений культуры в истории.

Творческая деятельность человека является главной причиной, заставляющей вращаться колесо культурогенеза. Культура формирует творческую личность, культура устанавливает границы эгоцентричности человека в форме моральных императивов. Наличие таких границ является условием для творческого акта, суть которого трансцендентна («выход за пределы» − норм, стандартов, регулятивов), является вызовом. Только так человек становится Человеком, которого «судьба ведет, а не тащит» (Сенека). Как только этот мотив ослабевает, творчество лишается стержня, оно трансформируется в заурядную креативность, являющуюся уделом представителей офисного планктона − прозябания в режиме «das Man».

Культурогенез − корень практической действительности культурно-исторического процесса, постоянно преобразуется, в зависимости от изменяющихся условий и, тем самым, развивается.

6. Выводы по лекции. Основными потребностями человека, сформировавшимися на заре его существования являются потребности в речевом общении, труде и в первых формах социальности закрытых групп.

Различные трактовки происхождения языка освещают его как вторую сигнальную систему − особую разновидность высшей нервной деятельности, которая позволяет реализовывать целый комплекс тесно взаимосвязанных человеческих потребностей.

Взрывное расселение неоантропов по земному шару свидетельствует о первых проблесках коллективной идентичности. Потребность человека в ней − одна из важнейших и не могла реализоваться без возникновения ранней формы регуляции жизни общества системой запретов. Многие из них впоследствии были унаследованы моралью, правом, религией. Закрытые социальные группы, образовавшиеся на различных территориях, демонстрируют потребность в базовой для человеческого самосознания структуре «свои − чужие».

Культурогенез представляет собой диалектический процесс социальной и исторической динамики культуры, который заключается в создании новых культурных форм и их интеграции в существующие системы культуры, порождающий новые системы потребностей, из которых базовой человекопорождающей является потребность в культуре, которая, в свою очередь, способствует возникновению новых систем. Таким образом, культурогенез как исток и часть культуры представляет собой эволюцию общественно приемлемых норм и стандартов коллективного бытия.

Вопросы для повторения и для семинара 3

1. Какие потребности, отсутствующие у животных, позволяет человеку реализовать вторая сигнальная система?

2. Почему можно говорить о потребности в труде, присущей исключительно человеку? Чем его трудовая деятельность отличается от «труда» животных?

3. Каковы были причины и последствия взрывного расселения неоантропов по территории планеты?

4. Как реализовывалась на ранних этапах человеческого существования потребность в первичной социальной идентичности?

5. Что такое культурогенез? Как культурогенез влияет на модификацию потребностей человека?

6. Как возникает и зачем нужна человеку потребность в культуре?

7. Какая потребность способна изменить повседневную жизнь человека? Как это сказывается на состоянии культуры?

Литература

1. Балакина Ю.Ю. Человек и его потребности (Сервисология): Учебное пособие /Ю.Ю. Балакина. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2010. − 285 с. (Высшее образование).

2. Бурлак С.А. Происхождение языка: Новые материалы и исследования: Обзор / Рос. акад. наук, Ин-т научной информации по общественным наукам. − М., 2007.

3. Гуревич П.С. Философия человека. В 2 ч. Ч. I. − М., 1999.

4. Маклюэн М. Галактика Гутенберга. Становление человека печатающего. – М., 2005.

5. Ницше Ф. К генеалогии морали. Полемическое сочинение. – СПб., 2008.

6. Орлов С.В., Дмитренко Н.А. Человек и его потребности. Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2008. – 160 с. – (Серия «Учебное пособие»).

7. Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории: проблемы палеопсихологии / Науч. ред. О. Вите. – СПб., 2007.

8. Резникова Ж.И. Интеллект и язык животных и человека. Основы когнитивной этологии: Учебное пособие для вузов. − М., 2005.

9. Розин В.М. Визуальная культура и восприятие. Как человек видит и понимает мир. – М, 2009.

10. Удальцова М.В. Сервисология. Человек и его потребности: Учебное пособие /М.В. Удальцова, Е.В. Наумова. – 3-е изд. – М.: Изд-во «Омега-Л», 2014. – 105 с. – (Библиотека высшей школы).

11. Флиер А.Я. Культурогенез в истории культуры // Общественные науки и современность, 1995. – №3.

12. Хайдеггер М. Вопрос о технике // Время и бытие. – СПб., 2007.

13. Хайдеггер М. Исток художественного творения. – М., 2010.

14. Хейзинга И. Тени завтрашнего дня. Человек и культура. Затемненный мир. – СПб., 2010.

15. Человек и его потребности. Учебник /Назиров А.Е. – СПб.: «Интермедия», 2012. – 439 с.

16. Этология человека и смежные дисциплины. Современные методы исследований / Под ред. М.Л. Бутовской. – М, 2004.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: