Методология курса и представления

КУРС ЛЕКЦИЙ

ПО УЧЕБНОМУ КУРСУ

«ЧЕЛОВЕК И ЕГО ПОТРЕБНОСТИ»

Атаев. З.А.

Д.г.н., профессор кафедры

«Сервис и туризм»

ГГХПИ

Оглавление

Раздел 1. Теоретические возможности изучения

Человеческих потребностей

Тема 1. Методология курса и представления о человеке

Как о социокультурном существе

Лекция 1. Введение, предметно-методологические основы

учебной дисциплины «Человек и его потребности».…...……………………….3

Лекция 2. Онтологические предпосылки уникальных потребностей человека,

представление о человеке как социокультурном существе……………………12

Лекция 3. Первичное возникновение человеческих потребностей, культурогенез

как итог творческой потребности человека……………......................................20

Раздел 2. Обзор потребностей человека в частных науках

И история учений по предмету

Тема 2.1 Биологическая и социокультурная сущность человека

И его потребностей

Лекция 4. Рассмотрение человека и его потребностей в частных науках:

биологическая природа человека и рассмотрение человека

в социологии.............................................................................................................26

Лекция 5. Рассмотрение человека и его потребностей в частных науках:

психологическое и культурологические теории человека

и его потребностей……………………………………………………………….37

Раздел 3. История понятия и практик

Формирования потребностей

Тема 3. Ретроспективный обзор практик формирования

И развития практик потребностей человека

Лекция 6. История понятия человека и практик формирования

потребностей: архаический период, формирование

традиционных образов, античные идеи

«разумной жизни»………………….………………………………………….…..46

Лекция 7. История понятия человека и практик формирования

потребностей: Средневековая христианская антропология

и эпоха Возрождения…………………………………………………………….…55

Лекция 8. История понятия человека и практик

формирования потребностей: Новое время, модерн,

постмодерн, либерализм, глобализация……………………..................................62

Раздел 4. Система потребностей

И сервисная деятельность

Тема 4. Современные технологии потребностей

Лекция 9. Классификации потребностей человека…….……………….………………..78

Лекция 10. Социальные механизмыформирования

и экономическое моделирование потребностей……………………………..85

Лекция 11. Преобразования потребностей

в обществе потребления……………………..…………..................................96

Контрольные тесты по разделам курса ………………………………………………..106

Вопросы к экзамену ……………………………………………………………………...120

Литература ………………………………………………………………………………..122

Глоссарий …………………………………………………………………………………124

Раздел 1.

Теоретические возможности

изучения человеческих потребностей

Тема 1

Методология курса и представления

о человеке как о социокультурном существе

Лекция 1

Введение, предметно-методологические основы учебной дисциплины

«Человек и его потребности»

План лекции:

1. Человекознание – система наук о человеке.

2. Объект, предмет, содержание, цель и задачи учебной дисциплины «Человек и его потребности».

3. Базовый понятийный аппарат учебного курса.

4. Методология курса и периодизация потребностей человека.

5. Философско-антропологическая трактовка уникальности человеческих потребностей.

6. Исследования потребностей в социально-культурной и исторической антропологии.

7. Выводы по лекции.

1. Человекознание – система наук о человеке. Учебная дисциплина заимствует научные положения разных наук, которые рассматривают реальность потребностей человека. Отвечая на первоочередные вопросы о специфике человеческих потребностей, причинах их культурно-исторического многообразии, социальных механизмах их воспитания и удовлетворения, дисциплина использует данные философии, биологии, социологии, психологии, экономики, этнографии, антропологии, географии, истории, культурологи, истории технологий и т.д.Такая сложная система межпредметных связей курса, определяет многокритериальность подходов и методов изучения учебной дисциплины.

2. Объект, предмет, содержание, цель и задачи учебной дисциплины «Человек и его потребности».

Объектом изучения курса выступают устремления человека, которые постоянно заявляют о себе в его жизни, т.е. потребности человека.

Потребность − нужда в чем-либо, объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом.

Предметом дисциплины является генезис потребностей человека, специфика их природы, факторы их историко-культурного многообразия, модели организации и возможности воспитания потребностей.

Отсюда содержание курса: это анализ теории потребностей, изучение подходов к проблеме человека и его потребностей, возникших в истории цивилизации; изложенные в современной философской концепции человека; анализ внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на поведение потребителя.

Целью курса выступают знания оприроде человеческих потребностей, что позволяет оценивать роль современного сервиса и туризма в восполнении того, чего действительно не хватает человеку. Необходимо знать апробированные различными культурами и в различных эпохах варианты удовлетворения потребностей человека.

Отсюда основные задачи учебного курсасостоят:

− в привитии будущим специалистам: понимания природы человеческих потребностей; знаний о культурно-историческом многообразии их удовлетворения; навыков о путях совершенствования самих человеческих устремлений и способов их удовлетворения.

− изучение возможности использования философско-психологических законов и закономерностей в практической деятельности при анализе поведения потребителей на разных стадиях принятия решения о покупке товаров;

− разработка и совершенствование современных концепций, методов в управлении поведением потребителей на рынке товаров и услуг.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: