КУРС ЛЕКЦИЙ
ПО УЧЕБНОМУ КУРСУ
«ЧЕЛОВЕК И ЕГО ПОТРЕБНОСТИ»
Атаев. З.А.
Д.г.н., профессор кафедры
«Сервис и туризм»
ГГХПИ
Оглавление
Раздел 1. Теоретические возможности изучения
Человеческих потребностей
Тема 1. Методология курса и представления о человеке
Как о социокультурном существе
Лекция 1. Введение, предметно-методологические основы
учебной дисциплины «Человек и его потребности».…...……………………….3
Лекция 2. Онтологические предпосылки уникальных потребностей человека,
представление о человеке как социокультурном существе……………………12
Лекция 3. Первичное возникновение человеческих потребностей, культурогенез
как итог творческой потребности человека……………......................................20
Раздел 2. Обзор потребностей человека в частных науках
И история учений по предмету
Тема 2.1 Биологическая и социокультурная сущность человека
И его потребностей
Лекция 4. Рассмотрение человека и его потребностей в частных науках:
биологическая природа человека и рассмотрение человека
в социологии.............................................................................................................26
Лекция 5. Рассмотрение человека и его потребностей в частных науках:
психологическое и культурологические теории человека
и его потребностей……………………………………………………………….37
Раздел 3. История понятия и практик
Формирования потребностей
Тема 3. Ретроспективный обзор практик формирования
И развития практик потребностей человека
Лекция 6. История понятия человека и практик формирования
потребностей: архаический период, формирование
традиционных образов, античные идеи
«разумной жизни»………………….………………………………………….…..46
Лекция 7. История понятия человека и практик формирования
потребностей: Средневековая христианская антропология
и эпоха Возрождения…………………………………………………………….…55
Лекция 8. История понятия человека и практик
формирования потребностей: Новое время, модерн,
постмодерн, либерализм, глобализация……………………..................................62
Раздел 4. Система потребностей
И сервисная деятельность
Тема 4. Современные технологии потребностей
Лекция 9. Классификации потребностей человека…….……………….………………..78
Лекция 10. Социальные механизмыформирования
и экономическое моделирование потребностей……………………………..85
Лекция 11. Преобразования потребностей
в обществе потребления……………………..…………..................................96
Контрольные тесты по разделам курса ………………………………………………..106
Вопросы к экзамену ……………………………………………………………………...120
Литература ………………………………………………………………………………..122
Глоссарий …………………………………………………………………………………124
Раздел 1.
Теоретические возможности
изучения человеческих потребностей
Тема 1
Методология курса и представления
о человеке как о социокультурном существе
Лекция 1
Введение, предметно-методологические основы учебной дисциплины
«Человек и его потребности»
План лекции:
1. Человекознание – система наук о человеке.
2. Объект, предмет, содержание, цель и задачи учебной дисциплины «Человек и его потребности».
3. Базовый понятийный аппарат учебного курса.
4. Методология курса и периодизация потребностей человека.
5. Философско-антропологическая трактовка уникальности человеческих потребностей.
6. Исследования потребностей в социально-культурной и исторической антропологии.
7. Выводы по лекции.
1. Человекознание – система наук о человеке. Учебная дисциплина заимствует научные положения разных наук, которые рассматривают реальность потребностей человека. Отвечая на первоочередные вопросы о специфике человеческих потребностей, причинах их культурно-исторического многообразии, социальных механизмах их воспитания и удовлетворения, дисциплина использует данные философии, биологии, социологии, психологии, экономики, этнографии, антропологии, географии, истории, культурологи, истории технологий и т.д.Такая сложная система межпредметных связей курса, определяет многокритериальность подходов и методов изучения учебной дисциплины.
2. Объект, предмет, содержание, цель и задачи учебной дисциплины «Человек и его потребности».
Объектом изучения курса выступают устремления человека, которые постоянно заявляют о себе в его жизни, т.е. потребности человека.
Потребность − нужда в чем-либо, объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом.
Предметом дисциплины является генезис потребностей человека, специфика их природы, факторы их историко-культурного многообразия, модели организации и возможности воспитания потребностей.
Отсюда содержание курса: это анализ теории потребностей, изучение подходов к проблеме человека и его потребностей, возникших в истории цивилизации; изложенные в современной философской концепции человека; анализ внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на поведение потребителя.
Целью курса выступают знания оприроде человеческих потребностей, что позволяет оценивать роль современного сервиса и туризма в восполнении того, чего действительно не хватает человеку. Необходимо знать апробированные различными культурами и в различных эпохах варианты удовлетворения потребностей человека.
Отсюда основные задачи учебного курсасостоят:
− в привитии будущим специалистам: понимания природы человеческих потребностей; знаний о культурно-историческом многообразии их удовлетворения; навыков о путях совершенствования самих человеческих устремлений и способов их удовлетворения.
− изучение возможности использования философско-психологических законов и закономерностей в практической деятельности при анализе поведения потребителей на разных стадиях принятия решения о покупке товаров;
− разработка и совершенствование современных концепций, методов в управлении поведением потребителей на рынке товаров и услуг.