Для обеспечения жидкостного трения в цилиндрическом подшипнике прежде всего необходимо обеспечить правильный способ и место подвода смазки. Зазор между цапфой и вкладышем по окружности обычно является переменной величиной (фиг. 287, а, б, в, г), зависящей от окружной скорости. Согласно опытам Нюккера, центр цапфы описывает полукруг, форма которого зависит от скорости, нагрузки и других факторов, если на подшипник действует сила в одном направлении. С увеличением скорости и уменьшением нагрузки центр цапфы будет приближаться к центру вкладыша, причем, по мнению Релея, точка наибольшего приближения цапфы к вкладышу не лежит на линии нагрузки, а находится на ее сбегающей стороне (фиг. 287, в и 290, а).
Фиг. 287. Положение цапфы по отношению к вкладышу при различных окружных скоростях: а — при = 0; б — при небольшой скорости; в — при большой скорости; г — при ∞
Фиг. 288. Распределение давления в масляном слое: а — по развернутой окружности подшипника; б — по длине подшипника
|
|
Большого внимания заслуживают опыты Брэдфорда и Грюндера по изучению состояния масла в цилиндрическом подшипнике. Результаты опытов Нюккера, полученные для подшипников других размеров и в несколько иных условиях, подтвердили точку зрения предыдущих экспериментаторов. На фиг. 288, а дано распределение давления в масляном слое по развернутой окружности подшипника при различных значениях удельного давления. На фиг. 288, б показано распределение давления в масляном слое по длине подшипника при тех же удельных нагрузках. На фиг. 289, а и б приведены кривые прироста температуры в масляном слое по окружности подшипника для различных скоростей и для двух значений относительного зазора = 0,00264 и == 0,00123. Кривые распределения температур по длине подшипника для разных скоростей представлены на фиг. 289, в.
Подтверждая данные Брэдфорда и Грюндера, кривые Нюккера ввиду малой нагрузки, жесткости подшипника и правильного расположения цапфы в нем показывают, что давление по длине подшипника распределено в данном случае по точным параболам, температура смазочного слоя очень быстро растет при переходе от набегающей стороны к сбегающей, затем, достигнув максимума, плавно падает. С увеличением относительного зазора температура в подшипнике падает. Распределение температуры по длине подшипника симметрично относительно его середины.
В подшипнике бесконечной длины цапфа, вращающаяся, по часовой стрелке, на которую действует сила постоянного направления Р, смещается на некоторый угол в направлении вращения и на такой же угол относительно направления нагрузки (фиг. 290, а).
|
|
Примем следующие обозначения:
— внутренний радиус подшипника;
— внешний радиус цапфы;
—абсолютный радиальный зазор;
— абсолютный диаметральны и зазор;
— относительный зазор;
Фиг. 289. Кривые распределения температур в масляном слое для различных окружных скоростей: а — по окружности подшипника при относительном зазоре = 0,00264; б — по окружности подшипника при относительном зазоре =0,00123; в — по длине подшипника
Фиг. 290. Положение цапфы в подшипнике жидкостного трения при работе: а — положение цапфы при вращении по часовой стрелке; б—схема неровностей на трущихся поверхностях (в увеличенном виде)
минимальная толщина слоя смазки;
— смещение центров ОО', называемое абсолютным эксцентриситетом;
— относительный эксцентриситет;
— длина подшипника, мм.
Определяем минимальную толщину смазочного слоя:
(307)
При совмещении центров О и О' е=0 и = 0; при е = ; = 1. Следовательно относительный эксцентриситет меняется от 1 до 0.
Наибольшее давление в масляном слое:
(308)
Для подшипников конечной длины Гюмбель вводит в качестве множителя поправку.
Тогда, введя соответственные размерности для практического пользования при подсчете удельной нагрузки р, общей нагрузки Р и вязкости , имеем:
(309)
(310)
Из уравнения (309) получаем:
(311)
В этих формулах , и в мм, п — число оборотов цапфы в мин., —вязкость масла в кгсек/см , и — наружный и внутренний диаметры пленки, р — удельная нагрузка в кг/см .
Диаметральный зазор можно определить по ОСТ.
Для ходовой посадки:
(312)
Для легкоходовой посадки:
(313)
Для широкоходовой посадки:
(314)
Допускаемая величина в условиях жидкостного трения зависит от способа обработки трущихся поверхностей, температурного режима подшипника, изгиба цапфы и других факторов. Она должна превышать суммарные неровности на трущихся поверхностях: (фиг. 290,б).
Величины неровностей и будут изменяться в зависимости от характера обработки: грубая обточка 0,02 0,04, чистая обточка 0,007 0,02; шлифовка (закаленные поверхности) 0,003 0,008; тонкая шлифовка, полировка и притирка 0,001 0,003; тщательная притирка на плите для плоских поверхностей 0,0001 0,001.
При шлифованных поверхностях среднее значение = =0,005 мм и следовательно = 0,01мм.
Коэффициент трения подшипника, вкладыш которого охватывает не полностью цапфу под нагрузкой, действующей в одном направлении, можно определить по формуле:
(315)
Для подшипника, вкладыш которого охватывает полностью цапфу, коэффициент трения можно определить из выражения:
(316)
В последних двух формулах размерность берется та же, что и в предыдущих.