Массовость производства подшипников качения при широкой их стандартизации исключает необходимость прибегать в каждом отдельном случае к расчету подшипника и дает возможность ограничиваться лишь выбором по каталожным данным их главных габаритных размеров (где также указана нагрузка, выдерживаемая данным подшипником при определенном числе оборотов в минуту) и проверять их лишь на долговечность по формулам, выведенным на теоретической основе и практических данных фирм, производящих эти подшипники.
Следуя методу выбора подшипников качения, предложенному Долежаль и Гильбертом [146], приведем некоторые расчетные формулы фирмы Рив и сравним их с данными Штельрехта, полученными из практики некоторых европейских заводов.
Формула долговечности подшипников, выведенная фирмой Рив, имеет следующий вид:
(317)
где — наибольшее напряжение материала;
— количество шариков в подшипнике;
N — количество оборотов в миллионах, сделанных подшипником до его повреждения;
А и т — постоянные.
Для однорядных радиальных шарикоподшипников без очка для ввода шариков и при вращающемся внутреннем кольце:
Формула (317) для данного случая примет вид:
(318)
Согласно исследованиям Герца и Штрибека:
(319)
где —нагрузка на подшипник, кг,
— диаметр шарика, мм;
В — коэффициент зависимости от упругости материала и радиуса кривизны соприкасающихся поверхностей, равный в данном случае В = 405.
Подставляя в формулу (319) значение В, получим:
(320)
Сравнивая между собой формулы (318) и (320), будем иметь:
(321)
Для получения формулы, общей для всех радиальных шариковых подшипников вводится коэффициент , учитывающий изменение диаметра шариков, введение очка для заполнения ими и вращение вместо внутреннего, наружного кольца.
(322)
Для подшипников с цилиндрическими роликами коэффициент = 1 и расчетная формула примет вид:
(323)
где — диаметр роликов, мм;
— длина роликов, мм.
Расчетные формулы для подшипников разных типов приводятся ниже.
а) Радиальные шариковые подшипники будут иметь величину результирующей радиальной нагрузки , которая определится из формулы:
(324)
где —действующая радиальная нагрузка;
— действующая осевая нагрузка, допускаемая лишь в подшипниках, не имеющих очка для ввода шариков;
т =1,5—постоянная.
Расчетная формула будет:
(325)
В данном случае:
— коэффициент, зависящий от диаметра шариков и определяемый по диаграмме (фиг. 291, а);
— количество шариков одного ряда;
С—постоянная, равная в подшипниках без очка для шариков и с вращающимся внутренним кольцом — однорядных С = 3,3; двухрядных С = 4,35; в подшипниках с очком для шариков и с вращающимся внутренним кольцом — однорядных С = 2,95; двухрядных С = 3,9; в подшипниках без очка для шариков с вращающимся наружным кольцом — однорядных С = 2,47; двухрядных С = 2,27; в подшипниках с очком для шариков с вращающимся наружным кольцом—однорядных С = 2,2; двухрядных С = 2,93.
Фиг. 291. Диаграмма для определения Ф в зависимости от диаметра шариков: а — радиально-шариковых подшипников; б — самоустанавливающихся шариковых подшипников
Количество оборотов подшипника до повреждения последнего определится из выражения:
(326)
где п — число оборотов в минуту;
— долговечность подшипника в часах.
б) Самоустанавливающиеся шариковые подшипники соответственно будут иметь:
(327)
где — определяется по диаграмме (фиг. 291, б);
С — постоянная, равная 3,25 при вращении внутреннего кольца, 2,92 — при вращении наружного.
в) Однорядные радиально - упорные шариковые подшипники будут иметь:
(328)
Величина общей результирующей радиальной нагрузки определится из формулы:
(329)
где —действующая радиальная нагрузка;
—осевая нагрузка:
— угол наклона желобов (фиг. 292);
С = 3,3 при вращающемся внутреннем кольце и С = 2,47 — при вращающемся наружном.
Для нахождения коэффициента можно пользоваться диаграммой (фиг. 291, а).
г) Двухрядные радиально -упорные шариковые подшипники будут иметь:
(330)
Результирующая радиальная нагрузка определяется из выражения:
(331)
где — коэффициент, зависящий от отношения между нагрузками и определяемый по диаграмме (фиг. 293, а);
т — постоянная, находимая из уравнения ;
— угол наклона желобов (фиг. 293, б),
С — постоянная, равная 3,5 при вращающемся внутреннем кольце, 2,47 — при наружном;
— определяется по диаграмме (фиг. 291, а).
Фиг. 292. Схема, показывающая угол
наклона желобов в однорядных шари-
ковых подшипниках
Фиг. 293. К двухрядным радиально-упорным шариковым подшипникам: а — диаграмма зависимости коэффициента от ; б — схема угла наклона желобов
д) Упорные шариковые подшипники будут иметь:
(332)
где С — постоянная, равная С = 4,9;
— коэффициент, определяемый по диаграмме (фиг. 291, а).
е) Подшипники с цилиндрическими роликами будут иметь:
(333)
где С—постоянная, равная для подшипников с вращающимся внутренним кольцом—однорядных С =2,50, двухрядных С = 5,0, для подшипников с вращающимся наружным кольцом—однорядных С = 1,88, двухрядных С= 3,76'
ж) Подшипники с коническими роликами будут иметь распределение давлений, аналогичное шариковым, причем коническая их форма приводит к тому, что наружное и внутреннее кольца подшипника даже при действии только одной радиальной нагрузки подвергаются осевым усилиям от ее составляющих и (фиг. 294, а)
Фиг. 294. К подшипникам с коническими роликами: а — схема составляющих радиальной нагрузки; б — схема угла наклона желобов
Величины их пропорциональны тангенсам углов и конических поверхностей катания соответствующих колец. Вся осевая составляющая радиальной нагрузки воспринимается линией соприкосновения ролика с наружным кольцом, тогда как внутреннее кольцо принимает лишь часть осевого усилия ; остальная часть осевого усилия воспринимается заплечиком внутреннего кольца. Угол конической поверхности обычно берется не больше 5°.
Формула для расчета подшипников с коническими роликами будет:
(334)
Расчетная результирующая нагрузка будет:
(335)
где для последних двух формул приняты обозначения:
—равнодействующая осевой нагрузки ;
—осевая, составляющая радиальной нагрузки ;
- аналогичны предшествующим;
—угол между осью подшипника и образующей конической поверхностью наружного кольца (фиг. 294, б);
С—2,5 при внутреннем вращающемся кольце, С =1,88 — при наружном вращающемся кольце.
При разности < 0 величина осевой нагрузки принимается равной нулю: = 0.
При пользовании каталогами необходимо учитывать, что их данные будут справедливы: при постоянной нагрузке, отсутствии толчков, вращении внутреннего кольца в радиальном подшипнике при полном отсутствии осевых нагрузок.
Обычно при выборе подшипников исходят из величины допускаемых нагрузок— , соответственных чисел оборотов в минуту— п и долговечности — . При выборе подшипников (см. ниже) с долговечностью не той, которая принята в каталоге (1000 час.), необходимо величину допускаемой нагрузки каталожную разделить на фактор безопасности , т. е. .Зависимость фактора безопасности от типа и долговечности подшипника будет:
Для учета влияния других факторов вводится коэффициент безопасности , на величину которого также необходимо разделить допускаемую нагрузку. Фирма Рив рекомендует следующие величины для этого коэффициента: