Содержание научно-методической деятельности в сфере физической культуры и спорта отражено в паспорте научной специальности 13.00.04. — теория и методика физического воспитания, спортивной тре-
нировки и оздоровительной физической культуры. Проблематика научных исследований крупным планом имеет три направления:
— первое: общие основы теории и методики физического воспитания;
— второе: теория и методика спорта и подготовка спортсмена;
— третье: теория и методика оздоровительно-рекреативной и реаби-литационной физической культуры.
Для специалистов-тренеров по волейболу научные исследования формируются вокруг второго и третьего направления, результаты первого направления активно используются для более эффективного решения задач исследования применительно к «спортивному» и «оздоровительному» волейболу. На этой основе формируется проблематика научных исследований в области волейбола. Основные направления здесь следующие:
1. Место и значение волейбола в системе мирового спорта.
2. Тенденции развития мирового волейбола, историческая динамика спортивных достижений, основные факторы их развития.
3. Российский волейбол в системе мирового волейбола, перспективы развития.
4. Волейбол в системе российского спорта высших достижений: анализ состояния по основным компонентам системы подготовки волейболистов
5. Факторы, обусловливающие совершенствование системы подготовки волейболистов.
6. Построение, содержание и технология тренировки квалифицированных волейболистов.
7. Современные подходы к построению спортивно-соревновательной деятельности в волейболе, совершенствование системы соревнований.
8. Конструктивные подходы в обеспечении единства тренировочной и соревновательной деятельности волейболистов.
9. Технология управления процессом развития спортивной формы (состояние оптимальной готовности спортсмена к достижению).
10. Проблемы спортивной ориентации и отбора волейболистов.
11. Этапы многолетней подготовки резервов квалифицированных волейболистов (цели, задачи, формы организации, содержание и технология).
12. Программирование и контроль в процессе подготовки волейболистов.
13. Средства восстановления в подготовке волейболистов.
14. Волейбол в занятиях специально-оздоровительной направленности («физкультурная рекреакция», «физкультурная реабилитация»).
15. Роль волейбола в формировании здорового стиля жизни людей.
16. Волейбол в создании массового физкультурно-спортивного движения для школьного возраста.
17. Адаптирование средств и методов подготовки волейболистов высокой квалификации применительно к задачам подготовки спортивных резервов.
18. Волейбол в системе профессионального спорта: проблемы и решения.
19. Занятия волейболом в физическом воспитании детей с девиантным поведением.
20. Методология программно-методического обеспечения подготовки волейболистов на уровне спорта высших достижений, подготовки резервов, массового волейбола.
Основное место в научной и методической подготовке студентов занимают курсовые и квалификационная (дипломная) работа (в дальнейшем — научная работа). Это отражено в учебных планах.
Подготовка курсовых, квалификационной или дипломной работы осуществляется поэтапно, выделяют следующие этапы:
1. Ознакомление с литературой, тематикой научных работ.
2. Выбор темы, определение руководителя, составление плана работы.
3. Поиск, изучение, анализ необходимой литературы.
4. Изучение необходимой документации, опыта работы по изучаемой проблеме.
5. Сбор фактического материала в процессе педагогического наблюдения, тестирования, проведения экспериментальной части исследования.
6. Обработка полученных данных и обобщения по результатам анализа.
7. Написание и редактирование текста, оформление печатание.
8. Представление научной работы на кафедру, подготовка к защите.
9. Защита научной работы на кафедре или при выпуске на итоговой государственной аттестации.
10. Внедрение результатов исследования в практику.