double arrow

МЕТОДОЛОГИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ ПОЛИТЭКОНОМИИ



Школа английской и французской классической политэконо­мии — самая старая из всех методологических школ. Может быть, именно поэтому вопросам методологии никто из ее представи­телей (за исключением того же Дж.Ст. Милля) пристального внимания в своих работах не уделял: они как бы «растворены» в различных аспектах содержательного анализа экономических проблем. Тем не менее при соответствующем анализе основные методологические результаты деятельности этой школы могут быть зафиксированы в следующих пунктах:

а) классическая школа — это школа именно политической эко­номии, а не экономике; она не просто анализировала хозяйствен­ные явления, а пыталась рассмотреть их в связи с политически­ми, культурными, правовыми и иными отношениями в обще­стве; синтетический, интегрирующий подход был изначально присущ теоретикам этой школы;

б) классическая школа стремилась создать предельно абстрак­тную картину экономической действительности (особенно начиная с Д. Рикардо и далее — Ж.-Б. Сэй, Дж. Мак-Куллох и др.), что привело в значительной степени к разрыву между теоретичес­ким и эмпирическим базисом в научном исследовании, вульга­ризировало методологию этой школы и дало почву для критики этого направления со стороны К. Маркса и немецких экономи­стов исторической школы (В. Рошера, Г. Шмоллера и др.);




в) классическая политэкономия по преимуществу взяла на вооружение качественную методологию исследования экономи­ческих явлений, что в свою очередь приводило к сильному «ог­рублению» научных результатов этой школы, наличию больших
погрешностей в их выводах и вызвало последующую волну кри­тики со стороны других направлений.

 



Сейчас читают про: