1. Следует выделять, как минимум, пять революций в истории экономической мысли: 1) смито-рикардианскую (конец XVIII — начало XIX в.); 2) марксистскую (конец XIX — начало XX в.); 3) маржиналистскую (примерно тот же период); 4) кейнсианскую (30—60-е гг. XX в.); 5) консервативно-монетаристскую (80—90-е гг. XX в.).
2. Исследование в экономической науке делится на три этапа: а) определение научной проблемы; б) выдвижение гипотез; в) создание теории на базе одной из гипотез, при этом все остальные гипотезы признаются ложными.
3. Экономическая методология выполняет две основные функции: инструментальную и рефлексивную. В первом случае она играет роль инструмента экономического исследования, а во втором помогает размышлять о способах достижения тех или иных целей, а в конечном счете улучшать
эти способы.
4. Экономическая методология начинается, как минимум, с четырех основных школ: а) английская и французская классическая политэкономия (А. Смит, Д. Рикардо, Дж.Ст. Миллъ, И. Бентам, Ж.-Б. Сэй); б) марксистская школа (К. Маркс, Ф. Энгельс); в) маржиналистская школа (К. Менгер, Ф. Ви-зер, Е. Бём-Баверк, У. Джевонс); г) кембриджская школа (А. Маршалл, Дж.Н. Кейнс).
|
|
5. К современным направлениям экономической методологии следует отнести следующие школы: а) австрийскую методологическую школу (Л. фон Мизес, Ф. Хайек, К. Поппер); б) кейнсианство в его различных вариантах (Дж.М. Кейнс, Дж. Хикс, Дж. Робинсон); в) неоклассическую школу (М. Фрид-мен, Р. Лукас, М. Блауг); г) институционализм и неоинсти-туционализм (Дж. Гэлбрейт, Д. Норт, Р. Томас, О. Уильям-сон, Дж. Бьюкенен). Как отдельное направление в экономической методологии можно выделить и российскую методологическую школу философии хозяйства (С.Н. Булгаков, Ю.М. Осипов).
ш
110
ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ |
Экономическая истина Экономическое заблуждение Теоретическая экономическая система «Экономический империализм» Мировоззренческий идеал науки |
Методологический
индивидуализм
Стандарт научного объяснения
Инструментальная функция
Рефлексивная функция
Философия хозяйства