Сравнительно-исторический метод в экономической истории и истории экономической мысли

Широко используется в истории экономики сравнительно-исторический метод, когда сравнивается историческое развитие ^вУх или более регионов.

153


Сравнение — один из самых универсальных и одновременно эффективных логико-познавательных приемов. Очевидно, подоб­ное утверждение должно быть распространено и на методологию исследования экономических феноменов.

«Любой экономический показатель, взятый изолированно, без сравнения с другими показателями, мало что говорит; при срав­нении же с другими показателями он становится ярче, вырази­тельнее. Без сравнения экономических величин друг с другом нельзя произвести самого элементарного анализа, самых простей­ших обобщений»'.

Сравнение и сравнительный анализ можно рассматривать как первую ступеньку проникновения в глубь экономических про­цессов и явлений. Существует также специальное название для раздела экономической науки, который занимается сравнитель­ными исследованиями, — «экономическая компаративистика»2.

Экономическая компаративистика — это направление в эко­номических исследованиях, где проводится сравнительное изу­чение различных хозяйственных процессов с целью выявления общего и особенного в экономических фактах, экономической теории или методологии.

В экономической компаративистике условно можно выделить несколько основных ракурсов исследования: а) сравнительный анализ практической хозяйственной деятельности; б) сравнитель­ный анализ экономический теорий или концептов (понятийных фрагментов) теоретического знания; в) сравнительный анализ методологических подходов в экономической науке; г) сравни­тельный анализ в сфере экономической истории или истории экономической мысли. Именно о последнем случае у нас даль­ше и пойдет речь в этом разделе3.

Метод сравнительного анализа особенно эффективен при комбинировании его с историческим методом, а полученный в результате такого соединения метод принято называть сравни­тельно-историческим.

Сравнительно-исторический метод — это способ исследова­ния различных явлений, при котором на основе установления

1 Суслов И.П. Методология экономического исследования. М., 1974. С. 217.

2 Компаративистикой (отангл. to compare— сравнивать) принято называть на­
правление в социальных исследованиях, где производится сравнительный
анализ разнообразных процессов и явлений, как правило относящихся к раз­
ным дисциплинам, методологиям и т.п.

3 Основательно с проблемами экономической компаративистики можно позна­
комиться в работе О.И.Ананьина «Экономическая компаративистика и эко­
номическая наука» в кн.: Истоки. М., 2004.


0бшего сходства этих явлений делается вывод об их генетичес­ком родстве или различии.

Сравнительно-исторический метод получил широкое распро­странение в культурологии, языкознании, этнографии, мифологии й некоторых других дисциплинах. Экономические историки и историки экономической мысли, пусть не сразу, но также взя­ли этот метод на вооружение и уже добились на пути его исполь­зования немало позитивных результатов.

Причины, по которым сравнительно-исторический метод может быть достаточно эффективным, были сформулированы Н.С. Ниязовым: «• (Этот. — А. О.) метод является одним из самых старых и со­ответственно апробированных форм научного исследования;

• при умелом использовании (этот. — А. О.) метод дает ре­зультаты, которые невозможно получить иным путем;

• часто факты и данные, используемые при применении срав­нительного метода, являются общедоступными, — соответ­ственно, их легче собрать и сопоставить;

• развитие науки и новых технологий, особенно компьютер­ных, позволяет расширить традиционные рамки примене­ния этого метода;

• результаты исследования, в котором широко применялся сравнительно-исторический метод, могут послужить осно­ванием для принятия важных управленческих решений, при этом отрезок времени, проходящий с момента получения результатов до начала его использования, может быть очень коротким;

• с точки зрения финансовых условий метод не является чрез­мерно затратным»1.

Экономическая история (история экономики) предоставляет самый широкий диапазон для применения сравнительно-исто­рического метода. Его можно использовать при изучении прак­тически любого экономического института и сравнивать при этом что угодно: отдельные предприятия, отрасли, страны, регионы и т.п. Анализу при этом могут также подвергаться самые различ­ие хозяйственные процессы — приватизация, национализация, иНвестиционная деятельность, финансовая и банковская деятель­ность, промышленное развитие и т.д. Весьма продуктивным яв­ляется сравнительно-историческое исследование различных ста-

Ниязов Н.С. Проблемы применения сравнительно-исторического метода J? социально-политических науках // Рабочие тетради по компаративистике. СПб., 2002. С. 8.





тистических индексов, а также сравнительный анализ матема­тических моделей, отображающих те или иные экономические процессы в их исторической динамике. Здесь особое значение имеет сравнительно-экономический анализ моделей экономического роста и развития, призванный не просто дать сравнительно-ис­торический анализ развития тех или иных регионов, но и «про­писать» рецепты динамичного экономического роста для отстаю­щих регионов или государств.

В истории экономических учений (истории экономической мысли) сравнительно-исторический метод пока что применяется край­не редко. В этой сфере экономических исследований еще чрез­вычайно мало работ, где проводился бы сравнительный анализ тех или иных направлений, концепций или теорий отдельных мыслителей. Кроме того, здесь, точно так же как и в экономи­ческой истории, проблема заключается не только в том, чтобы просто написать сравнительную работу. Любое сравнение — это не самоцель, а лишь стартовая площадка для получения резуль­татов, способных продвинуть вперед экономическую науку и прак­тику. В России, например, сейчас достаточно много учебников по истории экономических учений, просто излагающих все эти учения, и почти нет учебников, где проводился бы анализ та­ких учений в сравнительном, историческом и аналитическом ключе. Вероятно, российским ученым и преподавателям подобные учеб­ники еще предстоит создать в будущем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: