Экономическая история (история экономики) — это эк«-Мическая наука, исследующая хозяйственные процессы в их кинологической последовательности, спонтанном развитии.
Экономическая история — одна из самых масштабных и и-ятельных экономических наук, а экономические историки со и:.-ляют весьма внушительный отряд в армии экономистов. С щ■- ствует несколько фундаментальных журналов по экономиче;; i Истории: Explorations in Economic History, Journal of Economic Him,
[ Блок М. Апология истории. М., 1986. С. 90. Там же. С. 98.
148
<&
European Journal of Economic History и др. Активно функционирует Международная ассоциация экономических историков (IEHA — International Economic History Association), которая регулярно проводит международные конгрессы по экономической истории, на которых обсуждаются самые насущные вопросы этой науки (последний из этих конгрессов состоялся в 2002 г. в Аргентине, в Буэнос-Айресе, и в нем работало 87 секций!).
Как у любой иной экономической науки, у экономической истории есть свои ключевые методологические проблемы, связанные с использованием исторического метода, — те проблемы, разрешение которых в конечном счете влияет и на решение теоретических вопросов.
Первой из них выступает проблема использования количественной (включая статистическую) методологии в исследовании историко-экономических процессов и явлений. Здесь у экономических историков есть два подхода и две крайности: первый подход практически полностью исключает количественный анализ из историко-экономического исследования и делает упор на изучение личностных, уникальных явлений в экономической истории, а второй, напротив, практически всю экономическую историю представляет сквозь мир цифр, статистических описаний и даже математических уравнений. Например, Джон Хикс относит свои исследования по теории истории именно ко второй группе, но при этом он отдает должное и работам первой группы.
«Исторические явления, для обобщения которых служит теория истории, — это явления, которые в свете нашего интереса к ним можно считать обладающими статистической однородностью. Большая часть явлений экономической истории (как бы широко ее ни рассматривали) обладает таким качеством, и вопросы, интересующие нас в экономической истории, имеют главным образом отношение к группировкам с явной статистической однородностью....Теория истории, подобно той, которую я попытаюсь построить, будет иметь дело с такими общими явлениями; поэтому именно к истории, понимаемой таким образом, ее и следует прикладывать....Существует история и другого рода — она не занята изучением общих вопросов, ее отличительные черты — упор на личности, их поступки, характеры, взаимоотношения друг с другом. Такой истории приходится (даже несколько чрезмерно по современным меркам) иметь дело со знаменитостями — ведь только они оставили достаточно много сви-
150
летельств, позволяющих нам "познакомиться" с этими людьми. Уверен, что историю подобного рода нельзя недооценивать»1.
Однако историки первого направления вряд ли согласятся с таким подходом, по их предположению экономическая история должна заниматься тем, чем и занимается обычная история, т,е. «людоедством».
«Настоящий историк похож на сказочного людоеда. Где пах-Нет человечиной, там, он знает, ждет его добыча»2.
Увлечение статистикой критикует и другой известный историк — Р. Коллингвуд:
«Статистическое исследование для историка — хороший слуга, но плохой господин. Статистические обобщения ничего не дают ему до тех пор, пока он с их помощью не выявляет мысль, стоящую за обобщаемыми фактами»3.
Тем не менее количественный и статистический анализ все глубже и сильнее внедряются в категориальный и понятийный аппарат экономической истории. И причины тут очевидны — это возрастание точности историко-экономического знания.
«Количественный подход в данной (историко-экономиче-ской. — А. О.) области исторических знаний — это прежде всего точность. Точность, проявляющаяся в уточнении терминологии, получении отсутствующего в источнике знания, в составлении четкой вероятности и математической модели, в нахождении единого унифицированного критерия сопоставления явлений, детальном переборе элементов информации, наглядной репрезентации с помощью графов, таблиц, графиков. Кроме того, это способ нахождения общего в конкретном и конкретного в общем»4.
В западной историко-экономической науке под воздействием школы новой экономической истории сложилось представление о клиометрии5 (Клио — древнегреческая муза истории + + метрео (древнегреч.) — измерять) как особом методе изучения историко-экономических процессов.
Клиометрия — это совокупность всех исследований в экономической истории и истории экономических учений, активно использующих статистические и количественные методы.
Хикс Дж. Теория экономической истории. М., 2003. С. 21, 23. Блок М. Указ. соч. С. 18. Коллингвуд Р. Указ. соч. С. 216.
Хвостова И.В. Количественные методы при изучении средневековых социально-экономических явлений // Экономическая история: Проблемы и перспективы. М., 1987. С. 68. Термин «клиометрия» также впервые был введен Д. Нортом и Р. Фогелем.
151
Зарождение клиометрического подхода следует связывать с деятельностью в 60—70-х гг. XX в. школы новой экономической истории (см. ниже) и ее двумя основными представителями — Д. Нортом и Р. Фогелем. Поскольку всю деятельность этого направления весьма трудно изложить даже на нескольких страницах1, мы отметим в клиометрическом подходе лишь два любопытных момента: во-первых, это идея о том, что пробелы в теоретическом экономическом знании можно восполнить посредством клиометрического анализа, а во-вторых, введение весьма продуктивного понятия контрфактической ситуации — ситуации, которую на языке российских социальных наук принято обозначать как «альтернативная ситуация».
«Под контрфактической ситуацией в клиометрической методологии понимается такая смоделированная с помощью того или иного подбора количественных показателей ситуация, которая в том или ином отношении противостоит исследуемому историческому явлению, т.е. "ситуация", не имевшая место в реальной истории. Иными словами, конструируя контрфактическую ситуацию, историк должен задаться вопросом: что бы было, как бы протекал реальный исторический процесс, если бы из реальной истории исключить действие тех или иных факторов или, наоборот, предусмотреть действие каких-то дополнительных факторов? Такое сопоставление реального исторического процесса или явления, описанного (зафиксированного, измеренного) в форме системы количественных показателей, с некоторой контрфактической ситуацией (т.е. с той же, но целенаправленно видоизмененной системой количественных показателей) и будет представлять собой гипотетическую дедуктивную модель исследуемого исторического процесса или явления»2.
Вторая фундаментальная методологическая проблема — это проблема периодизации экономической истории и, в частности, определение того, что представляет собой так называемая всемирная (или всеобщая) экономическая история.
Большая часть историков под всеобщей экономической историей понимают прежде всего историю тех стран, которые играли решающую роль в мировом экономическом развитии — Великобритания, США, Франция, Италия, Германия, Россия.
' Желающим узнать больше об этом направлении можно рекомендовать, к примеру, следующий реферативный сборник: Современные тенденции клиометрического анализа экономической истории США. М., 1982.
2 Современные тенденции клиометрического анализа экономической истории США. М, 1982. С. 19-20.
152
Однако значительная группа экономических историков не соглашается с принижением роли остальных государств в мировом эко-ломическом развитии и настаивает на том, что термин «всеобщий» (или «всемирный») имел здесь более широкий контекст и включал в себя историю менее развитых, отсталых по технологических параметрам стран и народов.
фактически последняя точка зрения пытается в некотором аспекте «уравнять» экономические истории различных стран и регионов, сделать хозяйственный опыт отстающих в своем экономическом развитии государств в большей степени доступным для экономической рефлексии. Вероятно, такая позиция имеет право на существование, особенно если она дополнена цивили-зационным и культурогическим подходами. Даже самое отсталое хозяйство должно представлять интерес с точки зрения всемирной экономической истории, если мы его рассматриваем не просто как хозяйство, но и как экономическую культуру и экономическую цивилизацию. Выбор же развития отдельных народов или государств в качестве некоторых «эталонов», «классических типов» тоже очень часто является достаточно условным и содержащим в себе значительный элемент субъективизма. «То, что сегодня считается "эталоном", завтра может уже таковым не быть» — это суждение можно распространить на любые «классические типы и формы экономического развития». Таким образом, в своем подлинном понимании всемирная (всеобщая) экономическая история — это история абсолютно всех государств и народов, как передовых, так и отсталых.
Естественно, двумя вышеуказанными методологическими проблемами не исчерпывается вся методологическая и тесно связанная с ней теоретическая проблематика экономической истории. Наша задача заключалась лишь в том, чтобы указать на существование таковых. Искать же решение многочисленных узловых вопросов своей науки необходимо самим экономическим историкам.