Медико-психол ого-педагогическая служба в ДОУ: организация работы

Под ред. Е.А. Каралашвили

Редактор СВ. Попова

Художник Е.В. Кустарова

Корректоры Т.Э. Балоунова, Л.Б. Успенская

Компьютерная верстка Т.Н. Полозовой

Оригинал-макет и диапозитивы текста

изготовлены в «ТЦ Сфера»

Гигиенический сертификат № 77.99.02.953.Д.004679.06.06 от 02.06.2006 г.

Подписано в печать 20.11.06. Формат 60х90'/к.. Гарнитура Тайме. Усл. п. л. 8,0. Доп. тираж 5000 экз. Заказ № 64875

Издательство «ТЦ Сфера».

Москва, Сельскохозяйственная ул., 18, корп. 3.

Тел.: (495) 656-75-05, 107-59-15

Отпечатано с готовых диапозитивов

в типографии ОАО «Молодая гвардия»,

127994, Москва, ул. Сущевская, 21

1Х13Ы 5-89144-704-5

ООО «ТЦ Сфера», 2006



От авторов

Создание медико-психолого-педагогической службы в детском саду дело сложное, но необходимое. Проблема ухудшения здоро­вья детей, как физического, так и психологического, стоит на повестке дня уже давно. Зачастую, все списывается на школу: вли­яние ненормируемой учебной нагрузки, несоответствие санитар­но-гигиенических условий. Однако, как гласит народная мудрость, «зри в корень». Нельзя забывать, что треть детей, поступающих в школу, уже имеет хронические заболевания. Медики, психологи, педагоги, родители отмечают у детей нарушения, отклонения, несоответствия нормам развития, в первую очередь это касается нервной системы. Известно, что именно в дошкольный период формируется здоровье и закладываются основы личности, это время установления базовых отношений ребенка с миром. Из дет­ства он выносит то, что сохраняется потом на всю жизиь.

Чем раньше мы обратим внимание на период дошкольного детства, тем лучше. Привлечение большого количества специали­стов для работы в детском саду явная заслуга сегодняшнего вре­мени. Но дело это новое, и отсутствие четких требований, с од­ной стороны, дает почву для разного рода исследований и экспе­риментов, с другой — вызывает ряд вопросов к организации работы. Настоящее издание ставит перед собой цель сориентиро­вать молодых специалистов (педагога-психолога, логопеда, соци­ального педагога), только начинающих свой профессиональный путь в детском саду. Однако, достаточный материал по организа­ции деятельности, использование авторских разработок могут за­интересовать и опытных специалистов этого профиля.

Основное назначение нашей службы мы видим в создании ус­ловий, необходимых для полноценного физического и психиче­ского развития дошкольников, их эмоционального и социально­го благополучия. Наши задачи: вовремя помочь ребенку, выявить проблему и скорректировать действия всех участников воспита­тельно-образовательного процесса.

В создании сборника принял участие коллектив авторов: руково­дитель МППС, кандидат биологических наук, Каралашвили Елена Арчиловна; педагог-психолог и социальный педагог Малахова Ната­лья Евгеньевна; педагоги-психологи Антоненкова Ольга Владимировна и Бабахова Мария Леонидовна и учитель-логопед, финалист окруж­ного конкурса «Воспитатель 2005 года», Савчук Ольга Викторовна.

Медико-психолого-педагогическая служба организована в ГОУ Цен­тре развития ребенка № 2333 в 2001 году. Путь становления службы:

— определение цели, задач и направлений работы;

— создание структуры и организации блоков МППС;


— организация взаимодействия всех участников воспитатель­
но-образовательного процесса;

— обобщение опыта работы и его представление на окруж­
ной, городской и российский уровень.

Специалисты нашей службы используют современные диагно­стические методики, новейшие разработки и психопрофилакти­ческие программы. Оказывается помощь детям и их родителям: консультирование, тренинги, диагностика, работа по запросам, оформление информационных листов. Специалисты МППС апро­бируют новые формы работы:

— создание и психолого-педагогическое сопровождение груп­
пы кратковременного пребывания детей из Социального
приюта «Марьино»;

— работа с детьми с повышенными интеллектуальными и твор­
ческими способностями в условиях детского сада;

— проведение «Экспресс-обзоров групп» с участием всех спе­
циалистов МППС, администрации и воспитателей;

— создание индивидуального банка данных воспитанников дет­
ского сада (психологическая и педагогическая диагностика,
результаты анкетирования, медицинская диагностика);

— составление «Портрета группы» (социальный, психологи­
ческий и медицинский);

— создание родительского клуба «Успешные родители» (со­
вместно с психологами и семейными терапевтами округа и
города);

— разработка просветительской программы «Психолог и Я».
Последнее время рынок переполнен учебно-методической и

научной литературой. Молодому специалисту часто трудно сори­ентироваться, отделить главное от второстепенного. С чего же на­чинать, как правильно организовать свою работу? Прежде всего следует структурировать работу — заложить фундамент для буду­щих авторских разработок и творческих идей. Нужно определить цели и задачи, выбрать диагностические методики по возрастным группам, осуществить перспективное планирование, правильно составить график работы. Мы предлагаем необходимый минимум документации, который поможет начинающему специалисту. Даль­нейшая работа зависит от ряда факторов:

— направление работы вашего учреждения;

— взаимосвязь между различными структурами детского сада;

— взаимодействие с организациями, имеющими отношение к
образовательному процессу;

— ваши профессиональные интересы.

Надеемся, что предлагаемый материал будет востребован и получит развитие в последующих публикациях.


СТРУКТУРА МППС Состав службы, задачи МППС

Руководитель МППС Медицинский блок:

— врач-педиатр;

— медсестра по массажу;

— инструктор ЛФК;

— медсестра по фитотерапии.
Психологический блок:

— педагоги-психологи.
Педагогический блок:

— логопед;

— социальный педагог.

Основное назначение службы — обеспечение психологическо­го здоровья и эмоционального комфорта детей; психологическое сопровождение детей в период адаптации и создание благоприят­ных условий для развития личности ребенка.

Направления работы МППС:

— психопрофилактическая;

— психокоррекционная;

— логопедическая;

— оздоровительная;

— просветительская;

— консультационная.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: