При наличии натяжения в клетях кварто с диаметром опорных валков значительно большим диаметра рабочих валков и при условиях прокатки, аналогичных с условиями на станах дуо, имеет место повышенный расход мощности в результате упругого давления рабочих валков на опорные и увеличения поверхности соприкосновения между этими валками.
При холодной прокатке на стане кварто при отсутствии натяжения (фиг.101, а), когда равнодействующая общего давления направлена вертикально и имеет плечо, равное половине длины горизонтальной проекции дуги захвата, крутящий момент для верхнего рабочего валка может быть подсчитан по формуле:
Фиг. 101. Распределение сил в станах кварто при отсутствии и наличии натяжения:
а — без натяжения; б — с натяжением
Но для приведения во вращение верхнего опорного валка (без учета его веса) требуется для преодоления трения в его шейках дополнительный момент:
где — диаметр шейки опорного валка;
- коэффициент трения нагруженных подшипников.
Общий момент, необходимый для вращения верхнего рабочего валка, без учета работы на преодоление трения между рабочим и опорным валками, равен:
(139)
А общая мощность, необходимая для вращения обоих рабочих валков:
(140)
где — радиус рабочего валка;
— скорость полосы, м/сек;
N — мощность, л. с.
Рассматривая случай холодной прокатки на станах кварто с натяжением полосы (фиг. 101, б), следует указать, что ни трение между опорным и рабочим валком, ни вес опорного валка не учитывались.
Если допустить, что взаимодействие сил между полосой и рабочими валками аналогично рассмотренному ранее в клетях дуо (136), то сила натяжения в станах кварто должна быть больше, так как общее давление Р в этих клетях больше, чем в клетях дуо. Вместе с тем должна быть больше и равнодействующая радиальных давлений, что безусловно отразится на величине равнодействующей общего давления Р: ее направление при равновесии сил данной системы должно проходить через центр опорного валка.
Итак, на основании формулы (139) с известным допущением можно составить уравнение для момента сил, причем для учета наличия натяжения в клетях кварто необходимо ввести в формулу (141) значение момента Мр из уравнения (138):
(141)
отсюда определяем:
(142)
где — диаметр рабочего валка.
Мощность, необходимая для вращения стана:
(143)
Боковое давление в подшипниках рабочих валков (уравнение 137), вызываемое натяжением, смещает линию центров этих валков по отношению к линии центров опорных валков (фиг. 102, а), что впоследствии может привести рабочие валки к поломке. Во избежание этого в ряде конструкций европейских фирм в клетях кварто применяются упорные ролики (фиг. 102, б), а рабочие валки смещаются по отношению к опорным на величину, позволяющую создать двухстороннюю жесткую систему при реверсивной работе стана.
Фиг. 102. Распределение сил в клетях кварто при смещении осей рабочих валков: а — без
упорных роликов; б — с упорными роликами