Допустим, что верхняя сторона прокатываемой полосы нагрета до более высокой температуры, чем нижняя. Тогда неоднородность механических свойств окажет влияние на направление усилий, действующих на валки, и сопротивление деформации верхней и нижней частей полосы будет, конечно, различное, и поэтому угол захвата у верхнего валка будет больше, чем у нижнего.
Обозначив среднее удельное давление полосы на верхний валок через р
, на нижний — через р
, угол захвата первого валка через
, второго — через
, при постоянной ширине полосы
, — из условий равенства давлений полосы на верхний и нижний валок имеем (фиг. 99):

или
(132)
Допуская в дальнейшем, что удельное давление на верхний и нижний валки распределяются одинаково и обозначая углы, соответствующие точкам А и В приложения равнодействующих давлений полосы на верхний и нижний валки, через
и
, получаем по аналогии с уравнением (132):

Следовательно
>
, подобно тому как
<
.

Фиг. 99. Действие сил при прокатке неравномерно нагретого материала
Так как на прокатываемый материал не действуют никакие другие силы, кроме сил, приложенных со стороны валков, то обе равнодействующие—Р
давления верхнего валка и Р
давления нижнего валка на полосу — должны взаимно уравновешиваться: их геометрическая сумма должна быть равна нулю.
Но эти две силы могут взаимно уравновесить одна другую лишь при условии, что Р
= Р
и направления их взаимно противоположны, т.е. когда они находятся на одной прямой, а направлены в разные
стороны.
Равнодействующие давления полосы на валки выражаются такими же силами, лежащими на одной прямой АВ, но направленными в обратные стороны (фиг. 99). Так как прямая АВ имеет наклон к плоскости осей валков, то возникают усилия, действующие на валки в горизонтальном направлении, и плечи обеих сил Р
и Р
не одинаковы.
Для вращения валка со стороны более нагретой части полосы потребуется момент, несколько больший, чем для вращения второго валка
(133)
В зависимости от углов
и
можно определить плечи а
и а
. Угол наклона сил Р
и Р
к вертикали обозначим через
.
Опускаем перпендикуляры
и
из центров обоих валков на направление сил Р
и Р
. Угол АО
Е=90-
, а угол
.
Тогда
(134 а)
и
(134 б)
Угол
определяется из треугольника АВС, где ВС параллельна
:
(135)
Пользуясь этим способом, можно также определить направление усилий, действующих на валки при прокатке полос с различной шириной в верхней и нижней частях при различных, следовательно, разменах поверхностей соприкосновения полос с валками.






