Динамика рынка является мощным дестабилизирующим фактором при формировании стратегии конкуренции. Поэтому ее учет является необходимым условием адаптации стратегии к особенностям развития рынка.
Конкурентная среда нового рынка имеет несколько отличительных особенностей, которые необходимо учитывать при разработке стратегии:
1. Не существует «правил игры» и, вопрос о том, как будет функционировать рынок, открыт.
2. Большинство ноу-хау находятся в частной собственности предприятий-пионеров отрасли.
3. Существует неопределенность относительно того, какая технология окажется наиболее эффективной и, атрибуты товара какого предприятия будут предпочтительны для покупателей. Результатом этой неопределенности является неустойчивое качество товара, отсутствие стандартов на продукцию и технологии.
4. Предприятия лишены целостной информации о конкурентах, потребителях, состоянии отрасли и, поэтому заняты поиском собственных стратегий, технологии производства и характеристик привлекательности продукции.
|
|
5. Существуют хорошие возможности для снижения издержек производства и реализации продукции за счет новых идей по организации производства и управления, совершенствования условий труда и повышения его производительности.
6. Для вновь созданных предприятий отсутствуют проблемы «входа» в новую отрасль, так как «входные» барьеры незначительны за исключением ситуаций, когда необходимы значительные инвестиции в новые технологии.
7. Превалирует ситуация, при которой группы потребителей еще только формируются и, задачи маркетинга находятся в стадии формулирования. В них особо выделяются задачи стимулирования сбыта и предотвращения претензий со стороны потребителей и конкурентов. Это связано с тем, что технологии второго или третьего поколения могут быстро превратить существующие товары в морально устаревшие. Следовательно, в такой ситуации потребителям целесообразно откладывать покупки до тех пор, пока не будет достигнуто соответствие между дизайном, технологией и ценой нового товара.
8. Возможны трудности с используемым сырьем и материалами, которые могут иметь место до тех пор, пока поставщики не приспособятся к потребностям новой отрасли.
9. В соответствии с условиями, перечисленными выше, предприятия, работающие на новом рынке, поставлены перед фактом значительно более высоких издержек на первом этапе деятельности по сравнению с теми, которые будут появляться по мере роста объема рынка. В связи с этим предприятие нуждается в значительной финансовой поддержке для того, чтобы преодолеть стартовые трудности и получить первую прибыль.
|
|
Рассмотренные условия осложняют проблему выбора особой стратегии конкуренции. Вместе с тем, опыт предприятий, действующих на новых рынках, показывает, что целесообразно оценить возможности следующих направлений конкуренции:
1. Управление бизнесом в инновационной манере с целью наиболее благоприятного позиционирования предприятия на рынке. На новом рынке еще не существует «правил игры» и, обычно представители отрасли пользуются широким вектором стратегических средств. Инновационный подход позволяет предприятию-пионеру, создать «правила игры» в таких сферах как дизайн, маркетинг, ценообразование, и таким образом завоевывать прочное положение на рынке.
2. Использование преимуществ приоритета, относящихся к качеству продукта, его дизайну, стилю, отношениям с поставщиками, особенностям технологий, используемого сырья и т.д.
3. Поиск новых групп потребителей и территориальных рынков. Поощрение
первых покупателей может осуществляться различными предприятиями в соответствии с тактикой продвижения товаров, имеющей целью снизить издержки | потребителей при переключении на новый товар. Поэтому первые группы по-| требителей на новом рынке недостаточно устойчивы, что определяет необхо-■ димость постоянного расширения границ рынка. Если это затруднительно по
« |
объективным причинам, необходимо использовать средства увеличения числа | потребителей за счет конкурентов (например, путем снижения цен). 4. Формирование приверженности потребителей к конкретному товару и его модификациям, для чего необходимо широко использовать средства рекламы и стимулирования торговли.
5. Быстрое и адекватное реагирование на появление новых технологий с
I целью занять лидирующую технологическую позицию и вместе с тем не рас-
I трачивать средства на каждое часто появляющееся технологическое новшество
Щ в быстро развивающемся направлении с тем, чтобы не инвестировать средства I в устаревшие технологии.
6. Подготовка к моменту проникновения в новую отрасль мощных предприятий из других отраслей. Для этого необходимо спрогнозировать новых конкурентов, время их «входа» в отрасль и обосновать стратегии конкуренции с ни
ми. Внедрение в отрасль крупных компаний заставляет искать новые приемы и
методы защиты своих позиций.
Анализ возможностей использования перечисленных стратегий и их сочетаний не означает полное игнорирование долгосрочной перспективы. Необходимо заблаговременно подготовиться к особым условиям, которые возникают при переходе к более зрелому рынку, с сильной конкуренцией за долю рынка. Забота о краткосрочном росте должна быть сбалансирована с долгосрочными потребностями в построении хорошо защищенных рыночных позиций.