Разработка стратегий в среде олигополистической конкуренции

Особенности конкурентной среды предприятия определяются типом конкуренции на рассматриваемом рынке. Для определения его особенностей сопоставляют характеристики моделей конкуренции с основными параметрами рынка. На практике такой подход не всегда даёт однозначный результат из-за неоднородности рынков. Дополнительными критериями для определения преимущественной модели конкуренции, реализуемой на рынке, могут служить приоритеты маркетинговой политики предприятия.

Небольшое количество предприятий; диапазон контроля цен зависит от уровня согласованности действий предприятий; преимущественно неценовая конкуренция; наличие существенных препятствий для организации бизнеса.

Особенности олигополистического рынка определяют ряд возможных направлений конкурентной борьбы, среди которых, как показывает практика, наиболее часто реализуются следующие:

1. Агрессивная реакция на изменение цен. Суть стратегии заключается в постоянном слежении за изменением цен конкурентов. Снижение цен немедленно должно быть выровнено таким образом, чтобы помешать конкуренту понижающему цену, захватить дополнительную долю рынка. При повышении цен конкурента необходимо проявлять твёрдые намерения захватить бизнес, потерянный ими вследствие повышения цен.

2. Организация тайных альянсов. Небольшое количество конкурентов в условиях олигополии способствует созданию тайных альянсов, когда предприятия достигают негласно соглашения о фиксации цен, распределении рынков или другим образом ограничивают конкуренцию между собой. Для конкурентов согласование одинаковой цены позволяет извлекать максимальную прибыль и избегать излишних затрат на «ценовую войну». Для потребителей результат будет таким, если бы на рынке вместо нескольких предприятий действовала одна чистая монополия.

Несмотря на внешнюю привлекательность таких альянсов, их организация не всегда возможна по ряду причин:

- Большое различие в издержках олигополистов, препятствующее установлению одинаковой цены;

- Ответная реакция со стороны предприятий не участвующих в тайном сговоре;

- Существенные затраты на блокирование входа в отрасль ()с тем, чтобы новые конкуренты не увеличивали рыночное предложение;

- Действие антимонопольного законодательства.

3. Лидерство в ценах. Является средством, позволяющим олигополисту координировать свою ценовую политику, не вступая в тайные альянсы. В ходе реализации данной стратегии за изменениями цен ведущего предприятия отрасли практически автоматически следует изменение цен других предприятий, что позволяет, копируя действия лидера, встраиваться в его ценовую политику. Ценовой лидер, как правило, не реагирует изменением цен на небольшие повседневные изменения в спросе и предложении. Обычно повышение цены происходит при существенном изменении издержек производства во всей отрасли (повышение цен на сырьё и электроэнергию, увеличение налогов, заработной платы и т.п.).

4. Активная неценовая конкуренция определяется невозможностью достичь желаемых результатов с помощью манипулирования ценами, так как конкуренты быстро и легко могут ответить на снижение и повышение цен. В то же время значительные финансовые ресурсы олигополиста позволяют ему проводить широкомасштабную рекламу и продвижение товаров на рынке, что даёт большие результаты и позволяет избежать «ценовой войны».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: