1. Выявление и экспресс-диагностика детей, имеющих отклонения в речевом развитии, учет детей с нарушениями речи.
2. Оказание логопедической помощи на индивидуальных занятиях для коррекции фонетических нарушений у детей в возрасте от 5 до 7 лет.
3. Индивидуальная логопедическая работа с учетом возрастных особенностей и основного расписания ребенка в дошкольном учреждении.
4. Оформление индивидуальных речевых карт и аудиозаписей произношения звуков, ведение индивидуальных тетрадей для работы с детьми и родителями.
5. Планирование, разработка и реализация индивидуальных логопедических программ.
6. Консультирование родителей и педагогов; участие в родительских собраниях.
7. Проведение просветительской работы (семинары, открытые занятия) среди родителей и педагогов с учетом потребностей учреждения.
8. Подготовка документации в папку «Из опыта работы».
9. Участие в экспериментальной программе «Наш дом — природа» (разработка занятий с учетом экологической тематики, проведение опытов, подбор наглядного природного материала).
|
|
10. Участие в экспресс-обзорах групп медико-психолого-педагогической службы.
График работы учителя-логопеда
Примечание: длительность индивидуальных занятий составляет 25 минут с учетом движения ребенка по детскому саду с учителем-логопедом.
Таблицы и дополнительные материалы
Список детей, занимающихся в логопедическом пункте
с__ сентября по____ декабря_____ года
(1-я логопедическая группа)
№ | Фамилия ИО | Звукопроизношение | Диагноз |
Ш, Ж, Л, слоговая структура | ФФНР | ||
Л, Р, Р' | ФФНР (ст.ф.д.) | ||
Ш, Ж | ФНР | ||
Ш, Ж, Щ, Ч, Л' | ФФНР (ст.ф.д.) | ||
С, 3, Ц, Ш, Ж, Р,Р' | ФФНР | ||
Л | ФНР | ||
С, 3, Ц, С, 3' | ФНР | ||
Л | ФНР | ||
С, 3',Ч, Р' | ФФНР | ||
Ш, Ж, Л, Р, Р' | ФФНР | ||
Л,Р | ФФНР | ||
Л, Л' | ФФНР | ||
С,С',3,3',Ц,Л | ФФНР (ст.ф.д.) | ||
С, 3, Ц, С',3', Ш, Ж, Л, Р,Р' | ФФНР (ст.ф.д.) | ||
с, з,ц | ФФНР | ||
С, 3, Ц,С',3' | ФФНР | ||
Л | ФФНР | ||
Л',Р, Р' | ФФНР | ||
Л, Л', Р, Р' | ФФНР | ||
Л, Р, Р' | ФНР | ||
Ш, Ж, Р, Р' | ФФНР | ||
Слоговая структура, грамматический строй, связная речь | ФФНР |
Примечание: ст. ф. д. — стертая форма дизартрии.
Список детей по группам звуков
Щ, Ж | С, З, Ц | С',3' | Ч, Щ | Л, Л' | Р,Р' |
Календарный план подгрупповых логопедических занятий
|
|
на октябрь, ноябрь, декабрь________ года
(1-я логопедическая группа)
Дата | Занятия |
Октябрь | Шипящие звуки. Звук [ш] Цель:развитие фонематического восприятия. Задачи 1.Знакомство со звуковыми замками. 2. Выделение звука [ш] из ряда звуков, слогов, слов. 3. Игры «Добавь звук», «Вставь пропущенный звук». 4. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика |
Свистящие звуки. Звук [с] Цель:развитие фонематического восприятия. Задачи 1. Знакомство со звуковыми замками. 2. Выделение звука [с] из ряда звуков, слогов, слов. 3. Игры «Добавь звук», «Вставь пропущенный звук». 4. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика | |
Сопоры Звук [л] Цель:развитие фонематического восприятия. Задачи 1. Знакомство со звуковыми замками. 2. Выделение звука [л] из ряда звуков, слогов, слов. 3. Игры «Добавь звук», «Вставь пропущенный звук». 4. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика |
Продолжение табл.
Шипящие звуки. Звук [ш] Цель:формирование навыков, звукового анализа и синтеза. Задачи
1. Определение места звука [ш] в слове.
2. Подбор слов со звуком [ш] к схемам.
3. Лексика. «Объясни словечко». 4. Пальчиковые игры | ||||
Ноябрь | Свистящие звуки. Звук [с] Цель: формирование навыков, звукового анализа и синтеза. Задачи 1. Определение места звука [с] в слове. 2. Подбор слов со звуком [с] к схемам.
3. Лексика. «Объясни словечко». 4. Пальчиковые игры | |||
Сопоры Звук [л] Цель: формирование навыков, звукового анализа и синтеза. Задачи 1. Определение места звука [л] в слове.
3. Лексика. «Объясни словечко». | ||||
Шипящие звуки. Звук [ш] Цель:формирование связной речи. Задачи 1. Составление рассказов по картинкам и серии картинок (автор Т. Ткаченко). 2. Чтение наизусть стихов и небольших рассказов, насыщенных звуком [ш], с записью на магнитофон | ||||
Свистящие звуки. Звук [с] Цель:формирование связной речи. Задачи 1. Составление рассказов по картинкам и серии картинок (автор Т. Ткаченко). 2. Чтение наизусть стихов и небольших рассказов, насыщенных звуком [с], с записью на магнитофон | ||||
Декабрь | Сопоры Звук [л] Цель:формирование связной речи. Задачи 1. Составление рассказов по картинкам и серии картинок, (автор Т. Ткаченко). 2. Чтение наизусть стихов и небольших рассказов, насыщенных звуком [л], с записью на магнитофон |
Продолжение табл.
Шипящие звуки. Звук [ж], [ш]—[ж]
4. Лексика. «Объясни словечко». | ||||
Свистящие звуки. Звук [з], [с] — [з]
4. Глухие и звонкие согласные звуки. | ||||
Соноры Звук [р], [р]—[р']
4. Твердые и мягкие согласные звуки. |
Советы логопеда родителям
|
|
Речью ребенок овладевает постепенно, путем подражания взрослым, сразу правильно произносить большинство звуков он не умеет. Это так называемый физиологический период возрастного косноязычия. Чем раньше родители обращают внимание на звуко-произношение у ребенка, тем быстрее оно формируется и нормализуется.
Ошибочно надеяться на самопроизвольное исчезновение недостатков произношения, они могут прочно закрепиться и превратиться в стойкое нарушение.
Любые недостатки речи офаничивают общение ребенка со сверстниками и взрослыми и отрицательно влияют на формирование его эмоциональной сферы.
Предлагаем ряд упражнений на развитие фонематического слуха и речевой моторики.
1. Развитие фонематического слуха.
Повторяйте слова парами:
жар — шар Саша — сажа накал — шакал бык — шик дар — шар мыло — шило |
сутки — шутки миска — мишка крыса — крышка топот — шепот стык — штык споры — шпоры
2. Развитие речевой моторики:
а) высовывайте язык наружу «лопатой» (бя-бя, мя-мя);
б) высовывайте язык «жалом»;
в) присасывайте спинку языка к нёбу сначала при закрытых
челюстях, а затем при раскрытых («лошадка»);
г) присасывайте язык без отрыва от нёба с раскрыванием и
закрыванием рта (кончик языка касается верхней десны —
«грамошка»);
д) кончик языка подводите под верхнюю губу и со щелканьем
отрывайте, втягивайте вниз-назад.
Звуки [ш] и [ж] — упражнения:
а) для губ: округлить губы и вытянуть вперед, как при звуке
[о]. Углы губ при этом не должны соприкасаться. Губы не
закрывают зубов. Расслабить губы и повторить 5—6 раз;
б) для развития выдоха: округлить губы, с силой вытолкнуть
воздух. Контролировать выполнение ладонью (теплая струя
воздуха);
в) для языка: поднять язык к передней части нёба с помощью
плоской палочки, подложенной под язык. Кончик языка под
нять к нёбу. Зубы разомкнуть, губы округлить. Удерживать
язык в верхнем положении некоторое время, повторить 8—
10 раз.