Задачи товароведения

Для достижения этой цели товароведение как наука и учеб­ная дисциплина должно решать следующие задачи:

•четкое определение основополагающих характеристик, со­ставляющих потребительную ценность;

• установление принципов и методов товароведения, обу­словливающих его научные основы;

• систематизация множества товаров путем рационального применения методов классификации и кодирования;

• изучение свойств и показателей ассортимента для анализа ассортиментной политики промышленной или торговой орга­низации;

• управление ассортиментом организации;

• определение номенклатуры потребительских свойств и по­казателей товаров;

• оценка качества товаров, в том числе новых отечествен­ных и импортных;

• выявление градаций качества и дефектов товаров, причин их возникновения и мер по предупреждению реализации нека­чественных товаров;

• определение количественных характеристик единичных экземпляров товаров и товарных партий;

• обеспечение качества и количества товаров на разных эта­пах их технологического цикла путем учета формирующих и регулирования сохраняющих факторов;

• установление видов товарных потерь, причин их возник­новения и разработка мер по их предупреждению или сниже­нию;

• информационное обеспечение товародвижения от изгото­вителя до потребителя;

• товароведная характеристика конкретных товаров.

Товароведение относится к основополагающим учебным дисциплинам при формировании профессиональной компе­тентности товароведов, экспертов, коммерсантов и маркетоло­гов. Кроме того, основы товароведных знаний необходимы бух­галтерам, экономистам, менеджерам и технологам, так как учет, планирование товарных ресурсов, анализ финансово-хо­зяйственной деятельности, управление производством и другие виды профессиональной деятельности должны осуществляться с учетом особенностей товаров, их основополагающих характе­ристик и возможных изменений при транспортировании, хра­нении и реализации.

Товароведение далеко не единственная учебная дисциплина, необходимая для профессиональной подготовки экспертов, товароведов, коммерсантов, маркетологов и иных специалистов. Она связана с другими дисциплинами межпред­метными связями: предшествующими, сопутствующими и по­следующими.

Предшествующими связями товароведение соединено с ря­дом естественно-научных и математических дисциплин — фи­зикой, химией, биологией, микробиологией, математикой, а также с общепрофессиональной дисциплиной — основы стан­дартизации, метрологии и сертификации. Знания этих дисцип­лин необходимы для более глубокого понимания и оценки по­требительских свойств товаров, их изменений при производстве и хранении.

Одновременно товароведение является базовой учебной дисциплиной для многих общепрофессиональных и специаль­ных дисциплин — организации и технологии коммерческой деятельности, экономики, бухгалтерского учета, маркетинга и др. Их объединяют последующие и сопутствующие межпред­метные связи.

Товароведение как научная дисцип­лина включает общую часть и частное товароведение.

Общая часть товароведения посвящена рассмотрению теоре­тических основ, которые являются основополагающими для его частных разделов. В ней не приводятся товароведные характе­ристики конкретных трупп товаров. Однако без знания теоре­тических основ сложно дать полную и объективную оценку ос­новополагающих характеристик любого товара.

Частное товароведение анализирует состояние и перспекти­вы развития соответствующего сегмента рынка, классифика­цию товаров на ассортиментные группы и другие структурные элементы низших ступеней. В отдельных подразделах частного товароведения приводится обобщенная и систематизированная товароведная характеристика ассортиментных групп, видов и разновидностей товаров.

Объектами изучения в частных разделах товароведения мо­гут быть не только потребительские товары, но и товары про­мышленного назначения (сырье, средства производства), сель­скохозяйственная продукция, фармацевтические товары и ле­карственное сырье. В некоторых сельскохозяйственных и технологических вузах, колледжах и техникумах уже введено преподавание указанных частных разделов товароведения.

Такой подход не случаен и диктуется теми социально-эконо­мическими преобразованиями, которые происходят в стране. Переход к рынку требует иного отношения к запросам потреби­теля и к товару как средству их удовлетворения. Поэтому уже не­достаточно в технологических и сельскохозяйственных вузах изучать только технологию производства продукции. Необходи­мо досконально знать конечный результат этого производства — товарную продукцию или товар, а также потребности в нем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: