Карта безразличия - все множество кривых безразличия в пространстве двух благ
|
Чем дальше кривая безразличия расположена от начала координат, тем большему уровню благосостояния она соответствует. Следовательно, рисунок иллюстрирует ситуацию роста благосостояния потребителя.
Основные типы предпочтений потребителя
Карта кривых безразличия
| Тип товарного набора
| Примеры
|
| Товарный набор со стандартными предпочтениями (удовлетворяющими положениям ординалистской теории полезности)
| хлеб и вода; стол и диван; автомобиль и холодильник
|
| Взаимозаменяемые товары (совершенные субституты)
| колбаса и сосиски; маркер и карандаш; велосипед и мотоцикл
|
| Взаимодополняемые товары (совершенные комплементы)
| стул и стол; автомобиль и бензин, фотоаппарат и фотопленка, плеер и 2 батарейки
|
| Набор с дискретным (неделимым) товаром
| посещение театрального спектакля и киносеанса
|
Оcновные типы предпочтений потребителя
Карта кривых безразличия
| Тип товарного набора
| Примеры
|
| Квазилинейные предпочтения.
Товарный набор разбивается на две составляющие: линейную и нелинейную.
Линейная часть представляет собой товар, который потребляется в относительно больших количествах по сравнению с нелинейным товаром, потребление которого практически не изменяется (изменяется сравнительно незначительно) при росте потребления второго товара.
| бумага и ручка
|
| Благо и антиблаго.
С точки зрения своих субъективных предпочтений индивид может считать вредным или неприятным для себя потребление, даже в малых количествах, какого – либо товара, называемого антиблагом. Предельная норма замены в данном случае положительна, так как чтобы свести на нет уменьшение полезности от потребления антиблага нужно потребить больше обычного блага. Следовательно, следовательно, наклон кривых безразличия тоже положителен.
| холодильники и фреоновый газ
|
| Строгое предпочтение (набор с нейтральным благом).
Количество одного из благ (в данном случае X) никак не влияет на полезность от товарного набора.
| подарочный косметический набор, в котором потребитель пользуется только одним предметом
|
| Предпочтения с точкой насыщения (точкой блаженства)
Точка насыщения – это точка, в которой для потребителя существует некий самый наилучший набор, и чем "ближе" потребитель находится к этому наилучшему набору, тем выше его благосостояние с позиций его предпочтений.
| алкоголь, cладости
|
| Несовместимые товары
| Мороженое и кислая капуста, спортивный костюм и деловая обувь
|