double arrow

Муниципальные интересы и МСУ


Понятие, типы и видовое многообразие муниципальных интересов. Муниципальные интересы и вопросы местного значения. Субъекты обеспечения муниципальных интересов в современной России.

Муниципальные интересы (МИ) – специфическая форма социальных интересов, используются с конкретной смысловой нагрузкой, выявляются как фактор жизнедеятельности местного сообщества, развития системы местного самоуправления и активизации субъектов муниципального управления.

Основные характеристики МИ:

1. По-разному интерпретируются в правовых документах и литературе по муниципальному праву, в сочетаниях правоустанавливающего и регулятивного характера.

2. неотделимы от решения вопросов местного значения.

3. характеризуются как явление, нуждающееся в правовой защите и гарантиях осуществления.

4. отличаются от государственных интересов и требуют учёта их соотношения с региональными интересами.

5. многообразны в видовых формах проявления (из-за особенностей локальной территории проживания).

6. МИ - активизирующая основа деятельности по решению вопросов местного значения, соотносимая с субъектами их осуществления.

7. удовлетворение МИ неотделимо от конкретных способов их обеспечения: правовых, организационных, ресурсных.

Понятие “муниципальные интересы” равнозначно понятию “местные интересы”. (ФЗ-131)

Важность МИ отражена в международно-правовых актах организационного обеспечения местного самоуправления. В Европейской Хартии о местном самоуправлении (Страсбург, 1985 г.) записано: «Под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона под свою ответственность в интересах местного населения».

Учёт местных интересов с целями установления добрососедских отношений между народами важен при обеспечении организации и правовых рамок приграничного территориального сотрудничества. Качественные характеристики МИ должны соотноситься с выявлением своеобразия организационного обеспечения и недопустимости принижения общегосударственного интереса.

Местное самоуправление как властный институт находится не вне государственнос­ти, но в трёхуровневой системе публичной власти: с правом на наделение государственными органами органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по закону.

В Российской Федерации территорию МО составляют: земли городских, сельских поселений; прилегающие к ним земли общего пользования; рекреационные зоны; земли, необходимые для развития поселений; другие земли в границах муниципального образования, независимо от форм собственности и целевого назначения.

Содержательное отличие понятий «вопросы местного значения»и «вопросы местного значения межпоселенческого характера» относительно самостоятельной части вопросов местного значения, которые находятся вне управленческой компетенции органов местного самоуправления поселений, входящих в состав муниципального района. Решение этих вопросов в соответствии с федеральным законом и муниципальными правовыми актами осуществляется населением и органами муниципального района самостоятельно.

Вопросы местного значения являют объективацию основных позиций жизнедеятельности местного сообщества и обеспечения муниципальных интересов. Обязательна подзаконность вопросов местного значения и установление посредством Устава муниципального образования. На этот аспект обращают исследователи при выявлении соотношения муниципальных интересов и вопросов местного значения, обосновании права «исходя из интересов населения» принимать к рассмотрению и иные вопросы, отнесённые к вопросам местного значения. Например, законами субъектов Российской Федерации, а также вопросы, не исключённые из их ведения и не отнесённые к веде­нию других муниципальных образований и органов государственной влас­ти.

При вычленении иных вопросов, связанных с удовлетворением муниципальных интересов, значимы культурное развитие и учёт традиций, обеспечение межнационального согласия и добрососедские отношения в местах совместного проживания представителей различных этнических групп.

Местное самоуправление – форма осуществления народовластия на локальных территориях и с учётом этих аспектов идентифицируется в № 131-ФЗ, как обеспечивающая основа самостоятельного и под свою ответственность решения населением непосредственно и через органы местного самоуправления вопросов местного значения «исходя из интересов населения с учётом исторических и иных местных традиций».

Территориальные основы местного самоуправления и функционирования муниципальных образований, таким образом, определяются с учётом исторических и иных местных традиций. Значим, например, учёт исто­рических традиций и культуры компактно проживающего казачества в Волгоградской области, Ростовской области, Краснодарском крае. Обязателен учёт и иных местных тра­диций: например, этнических традиций поволжских немцев в Саратовской области; татар в поселении Малые Чапурники Светлоярского района Волгоградской области. Здесь ежегодно проводится старинный национальный татарский праздник «Сабантуй», имеющий областное значение, с приглашением гостей из Казани, Астрахани, других городов Российской Федерации.

Посредством культурного и этнокомпактного факторов выявляется необходимость учёта комплекса существенных условий к обеспечению межэтнического согласия и добрососедского проживания при решении вопросов местного значения (установление нормативов обеспечения земельными ресурса­ми, достаточность материальных и финансовых ресурсов, способность местного сообщества посредством его органов и структур самостоятельно управлять муниципальной собственностью).

Существенно, что с учётом традиций возможно изменение границ территорий муниципальных обра­зований, где осуществляется местное самоуправление. Изменение допустимо только с учётом мнения населения соответствующих территорий. Конституционная норма (ч. 2 ст. 131) содержит обязательность императива чётко выраженного мнения посредством процедуры его закрепления на референдуме, сходе, ме­стном собрании сообщества. Это важно, например, при намерении региональной власти изменить административные границы местных территорий и особо при спорных подходах (как это выявилось в позиционировании руководителей Чечни и Ингушетии по вопросу административно-территориальной границы между двумя республиками в 2012 г.). Конституционная норма, однако, определяет, что территория муниципального образования устанавливается и изменяется только на основе учёта мнения всего населения как основного субъекта муниципальных интересов.


Сейчас читают про: