Предисловие. Государственное образовательное учреждение

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«КОМИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

(Коми пединститут)

Кафедра французского языка

Е.С. Костромина

ОСНОВЫ ТЕОРИИ ВТОРОГО ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

(французский язык)

Сыктывкар

Рецензент:

Ж.К. Гух., кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков экономических и юридических специальностей Сыктывкарского государственного университета.

Костромина Е.С.

Основы теории второго иностранного языка (французский язык): учебное пособие / Е.С. Костромина. – Сыктывкар: Коми пединститут, 2011. – 156 с.

В данном учебном пособии «Основы теории второго иностранного языка» (французский язык) предлагаются для изучения некоторые трудные вопросы французского языка по следующим разделам: происхождение языка, распространение французского языка в мире и его функции, франкофония; теоретическая грамматика и лексикология. Для осмысления обсуждаемых проблем даются упражнения. Упражнения носят систематизирующий и сопоставительный характер.

Учебное пособие предназначено для студентов 5 курса, изучающих французский язык как вторую специальность.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие …………………………………………………………… Глава I. Французский язык в мире 1. 1. Происхождение и распространение французского языка в мире, функционирование французского языка в разных странах мира……………………………………………………………………… 1. 2. Французский язык – язык международного общения ………… 1. 3. Франкофония ……………………………………………………… Глава II. Грамматика 1.1. Части речи ……………………………………………………… 1.2. Грамматическая категория ……………………………………. 1.3. Имя существительное …………………………………………. а) Род имен существительных ………………………………………. б) Число имен существительных …………………………………….. в) Определенность-неопределенность имен существительных …… Глава III. Глагол 3.1. Семантико-грамматическая характеристика глаголов ………… 3.2. Типы спряжений ………………………………………………….. 3.3. Грамматические категории глагола ……………………………… Глава IV. Прямая и косвенная речь……………………………….. Глава V. Лексикология…………………………………………….. 5.1. Структура лексических значений ………………………………... 5.2. Этимологическое значение слова. Мотивированные и немотивированные слова. Внутренняя форма слова ………………... 5.3. Словарный состав современного французского языка …………. 5.4. Исконный фонд французской лексики ………………………….. 5.5. Способы пополнения словарного запаса во французском языке 5.6. Изменение значений слов (метафора, метонимия) …………….. 5.7. Словообразование …………………………………………………. 5.8. Фонетическое словообразование ………………………………… 5.9. Морфологическое словообразование ……………………………. 6.0. Семантическое словообразование ……………………………….. 6.1. Лексикография …………………………………………………….. Приложение: Tableaux de conjugaison ………………………………… Список литературы …………………………………………................  

Предисловие

Теоретический курс «Основы теории второго иностранного языка» был введен в учебные планы недавно, поэтому конкретное содержание этого курса еще четко не определено. Теоретический курс необходим при подготовке специалистов по двум иностранным языкам, т.к. именно этот курс будет отличать специалиста по двум иностранным языкам от обучения второму иностранному языку на различных курсах. «Этот курс неизбежно должен быть только кратким» - считал Б.А. Лапидус [10, с.160], так как в теоретическом курсе второго иностранного языка нет необходимости давать определения многим элементарным лингвистическим понятиям, которыми студенты владеют уже с 1-го курса. Теоретический курс второй языковой специальности не должен дублировать теоретические курсы первой языковой специальности. В идеале курс теории второго иностранного языка должен охватить основы всех теоретических дисциплин, но на практике это невозможно из-за небольшого количества часов. Владение научным аппаратом и терминологией по первому языку высвобождает время для обсуждения отдельных проблем по второму языку. Нельзя не согласиться с мнением Маркосян А.С. [13], которая считает, что теоретический курс должен охватывать наиболее сложные вопросы с теоретической и практической точки зрения, требующие теоретического и практического осмысления, необходимые для дальнейшей профессиональной деятельности выпускников. Кроме этого, на наш взгляд, этот курс должен помочь студентам систематизировать знания, ранее полученные на практических занятиях. Теоретический курс по второму иностранному языку должен быть также сопоставительным. Немаловажным является и язык изложения. Все теоретические дисциплины по первому языку читаются на иностранном языке. Более глубокое понимание теоретических проблем, наверно, будет легче восприниматься на русском языке.

Основная цель курса «Основы теории второго иностранного языка» (французский язык): научить студентов аналитически осмысливать и обобщать теоретические знания в области французского языка и применять их на практике.

Курс должен помочь студентам осознать, что системное изучение основ теории изучаемого языка повышает уровень практического владения им и расширяет общелингвистический кругозор.

В данном учебном пособии «Основы теории второго иностранного языка», предназначенном студентам 5 курса, изучающих французский язык как второй, предложены для изучения некоторые трудные вопросы французского языка по следующим разделам:

· происхождение языка: беглый обзор исторического развития языка;

· распространение французского языка в мире, его функции;

· теоретическая грамматика (ключевые темы): проблема частей речи; понятие грамматической категории; существительное и его категории (особое внимание категории определенности и неопределенности, функционированию этой категории, сопоставление с русским языком); глагол (категории глагола, особое внимание образованию времен и их употреблению, согласование времен, сравнение с русским языком); упражнения на практическое осмысление обсуждаемых проблем;

· лексикология: определение слова, мотивированность французского слова, лексическая структура значения, семантическая структура слова, словарный состав французского языка, некоторые способы обогащения словарного запаса французского языка, словари; упражнения на практическое осмысление обсуждаемых проблем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: