По форме правления современная Италия – парламентарная республика. В системе органов власти основное место занимает Парламент, и только Парламент избирается прямым голосованием граждан. Ему принадлежит исключительное право определять в полной мере политику государства.
Парламент состоит из двух палат – Палаты депутатов и Сената Республики. Обе палаты равноправны, как в плане их законодательных полномочий, так и в части осуществления конституционного контроля деятельности правительства. Парламент избирает президента Республики, консультирует президента при назначении правительства, участвует в формировании суда и ряда органов государственного управления.
К компетенции Парламента относится:
- объявление состояния войны и предоставление правительству в этой связи необходимой власти;
- ратификация международных договоров политического характера;
- ежегодное утверждение бюджета и отчета о расходах;
- принятие конституционных законов, связанных и изменениями в территориальном устройстве страны.
|
|
Палата депутатов избирается всеобщим и прямым голосованием по отдельным избирательным округам пропорционально числу населения и состоит из 630 депутатов.
Сенат Республики имеет смешанный состав, он включает 315 избранных сенаторов, а также сенаторов, назначенных «по праву».
На совместные заседания палаты Парламента собираются для избрания президента Республики, рассмотрения обвинений президента в государственной измене, предания суду Парламента председателя Совета министров и членов правительства за преступления, совершенные при исполнении своих обязанностей, формирования Конституционного суда.
Заседания Парламента, как правило, публичные, решения действительны при наличии большинства их членов и если они приняты большинством присутствующих. В отдельных, предусмотренных Конституцией случаях, требуется квалифицированное большинство. В каждой из палат избирается председатель, четыре заместителя, три квестора и четыре секретаря. Все они образуют бюро палаты. Парламентскую группу может образовать партия, имеющая не менее 20 членов в Палате депутатов и 10 в Сенате, либо получившая на выборах не менее 300 тыс. голосов избирателей в стране в целом. В каждой палате образуются постоянные комиссии, главной функцией которых является подготовка, рассмотрение и одобрение законопроектов.
Любой законопроект первоначально рассматривается в одной из палат Парламента и в случае его одобрения направляется для прохождения аналогичной процедуры в другую палату.
В отдельных случаях, предусмотренных Конституцией, правительство может принимать временные декреты, наделенные силой закона, Однако они должны быть представлены в Парламент для утверждения. Если в течение 60 дней утверждение не состоится, то декрет теряет силу.
|
|
Президент Республики по Конституции является главой государства, олицетворяет собой национальное единство, представляет государство в международных отношениях.
Ему принадлежат следующие полномочия:
- участие в процедуре представления палатам законопроектов, промульгирует утвержденные Парламентом законы, издает одобренные правительством декреты, обладающие силой закона и регламентарные акты, участвует в правительственных инициативах по возбуждению дел в Конституционном суде;
- назначает и освобождает от должности Председателя Совета министров, по его рекомендации назначает министров и государственных секретарей, назначает пять пожизненных сенаторов «по праву». Обладает правом в определенных случаях роспуска палат Парламента и назначения новых выборов. Назначает, в случаях указанных законом, должностных лиц государства;
- аккредитует и принимает дипломатических представителей, ратифицирует международные договоры с предварительной санкции палат Парламента;
- является командующим вооруженными силами, возглавляет Верховный Совет обороны и по решению палат Парламента объявляет состояние войны;
- распускает на основании предварительного постановления совместной комиссии палат Парламента областные советы;
- возглавляет Высший Совет магистратуры, назначает членов этого совета и треть судей Конституционного суда;
- обладает правом помилования и награждения за заслуги.
Любой акт президента должен быть контрассигнован предложившими его министрами, которые несут ответственность за этот акт.
Порядок избрания президента косвенный. Он избирается на 7 лет Парламентом на совместном заседании палат с участием по три делегата от каждой области. Для избрания необходимо получить две трети голосов, а после третьего тура достаточно абсолютного большинства.
В случае болезни, зарубежной поездки и т.п. функции президента исполняет председатель Сената.
Президент является главой своего рабочего аппарата – президентской администрации, которая делится на гражданскую и военную части.
Правительство (Совет Министров) является высшим органом исполнительной власти и состоит из председателя Совета и министров.
Правительство обладает широкой функциональной автономией и исполняет свои полномочия в большем объеме, чем в аналогичных республиках парламентского типа. В условиях слабой президентской власти оно как бы восполняет политическую безответственность президента и берет на себя многие его полномочия. По ст. 89 Конституции никакой акт президента не действителен, если он не контрассигнован председателем Совета министров или соответствующим министром.
Правительство выступает с законодательными инициативами, обеспечивает принятие законов и декретов. В соответствии со ст. 76 и 77 правительство в случае необходимости и срочности осуществляет прямые законодательные функции, издавая декреты, равноценные законам. Председатель Совета министров является «первым среди равных», на практике же его роль постоянно увеличивается. В конечном счете именно глава правительства при чисто формальном участии президента назначает министров и их заместителей, выступает с законодательными инициативами, взаимодействует с главами областей. Заместители министров, в силу сложившейся традиции, являются членами Парламента и представляют в правительстве партии большинства.
Формами политической ответственности правительства и отдельных министров является: голосование по вопросу доверия, а также ответы на парламентские запросы.
|
|
Должности в государственной администрации замещаются на конкурсной основе, за исключением установленных законом случаев.
Конституционный суд входит в систему судебных органов Италии. Ему подсудны дела по трем категориям:
- споры о конституционности законов и имеющих силу законов актов государства. Положения, объявленные неконституционными теряют свою силу;
- споры о компетенции между властями государства, а также между государством и областями и между самими областями. Суд закрепляет оспариваемую компетенцию за соответствующим органом;
- обвинения, выдвигаемые в соответствии с Конституцией, против президента Республики и отдельных министров.
Конституционный суд состоит из 15 судей, назначаемых по третям президентом Республики, Парламентом и высшими инстанциями юстиции: Высшим советом магистратуры, Государственным советом и Счетной палатой.
Полномочия КС длятся 9 лет и не подлежат возобновлению.
Государственный совет выполняет консультативные функции и осуществляет юрисдикцию в области административного права, дает заключения о законопроектах, направляемых правительством. В Совет входят 74 государственных советника, назначаемых декретом президента Республики.
Счетная палата контролирует законность актов правительства, исполнение государственного бюджета, финансовую деятельность организаций, финансируемых государством. Она состоит из 20 местных отделений и 31 контрольного бюро.
Высший совет магистратуры выполняет функцию защиты автономии и независимости магистратуры как отдельной и самостоятельной гильдии магистратов (назначения на судебные должности, переводы, повышения). Председателем является президент Республики. В его состав входят высшие должностные лица судебной системы – первый председатель и генеральный прокурор Кассационного суда, а также 30 избираемых членов.
Судебная система. Судьи подчиняются только закону. Магистраты (судьи и прокуроры) назначаются на конкурсной основе, независимы и несменяемы.
|
|
Низшим звеном судебной системы является мировой суд, который создается в каждой коммуне, выполняет функции примирения сторон в гражданско-правовых спорах. Преторский суд образуется в преторских округах, выполняет судебные функции по гражданским делам в первой и в апелляционной инстанциях; по трудовым спорам в первой инстанции, по уголовным делам и по вопросам опеки.
Трибунал – основа итальянской судебной системы. Создается в судебных округах, совпадающих с провинциями. Рассматривает в первой и апелляционной инстанциях гражданские дела, индивидуальные трудовые споры; в первой и апелляционной инстанциях уголовные дела.
Апелляционный суд создается в специальных апелляционных округах (всего 23). Рассматривает апелляции на решения судов первой инстанции по гражданским и уголовным делам, осуществляет следственные функции.
Суд присяжных учреждается в каждом апелляционном округе, рассматривают уголовные дела, отнесенные к их компетенции и состоят из апелляционного магистрата (глава суда), магистрата трибунала и шести народных судей.
Верховный кассационный суд. Является верховным органом правосудия разрешает коллизии компетенции и функций.
Прокуратура осуществляет надзор за соблюдением законов. Прокурор возбуждает гражданские и уголовные дела.
Административная юстиция осуществляется Государственным советом.