Частный предприниматель открыл новый продовольственный магазин. При этом необходимо заключить долгосрочный договор с одной из оптовых баз по поставке продукции. В городе имеется пять оптовых баз: А,В,С,D и Е. В качестве альтернатив, определяющих выбор базы выступают: широта ассортимента (К1); кредитные и финансовые условия (К2); сервисные и транспортные условия (К3); репутация и надежность (К4). По всем критериям были получены экспертные оценки в баллах по 10-балльной системе. Также имеются оценки весов критериев.
Критерий Альтернатива | К1 | К2 | К3 | К4 |
А | ||||
B | ||||
C | ||||
D | ||||
E | ||||
Вес |
С какой базой лучше всего заключить договор?
Откроем электронную книгу EXCEL. Введем данные и подписи для дальнейших расчетов.
Ставим курсор в ячейку F2 и вводим формулу =B2*B$7 и автозаполняем ячейки от F2 до I 6, растягивая сначала ячейку F2 за нижней правый угол на диапазон F2 - F6, а затем этот выделенный диапазон вправо на 4 столбца до I 6. Ставим курсор в К2 и вводим =СУММ(F2:I2). Автозаполняем данные этой ячейки на К2-К6. Видно, что максимальная функция полезности, равная 145, у альтернативы D, следовательно с этой базой лучше всего заключить договор.
|
|
Рассмотрим теперь ситуацию, когда по каждой шкале оценки критериев шкала измерений разная и направление показателей привлекательности разные. В этом случае нужно проводить нормализацию показателей по критериям. Рассмотрим решение такой задачи с помощью ЭВМ на примере.