Обучение тактике волейбола осуществляется с помощью освоения индивидуальных, групповых, командных тактических действий и воспитания тактического мышления.
Индивидуальные тактические действия связаны с развитием •тактического мышления и с целесообразным использованием средств тактики. К средствам тактики, как говорилось выше, относятся все действия без мяча и с мячом, т. е. перемещения по площадке, выбор места, своевременность действия и ориентировка на поле, передачи и приемы мяча, нападающие удары, блокирование и подачи.
Групповые тактические действия обусловлены взаимодействием двух и более игроков, а командные связаны с согласованными действиями игроков всей команды.
Этапы методики обучения тактике волейбола зависят от степени владения занимающимися спортивной техникой.
Например, овладение каким-либо техническим приемом создает предпосылки для расширения индивидуальных тактических возможностей волейболиста. Так, овладев техникой прямого нападающего удара по ходу разбега, волейболист осваивает удары с переводом вправо и влево, а умение пользоваться обычной верхней передачей позволяет игроку перейти к овладению отвлекающими действиями, применяемыми при скрытых передачах.
|
|
В свою очередь уровень групповых и командных действий на соревнованиях также зависит от технической подготовленности волейболистов.
Первый этап освоения тактики связан с изучением правил волейбола и элементарных индивидуальных, групповых и командных действий. В частности, на макете изучается расстановка спортсменов на площадке, переход игроков после отыгрыша подачи, применение элементарных тактических комбинаций. Обучающимся рассказывается, куда следует направлять первую и вторую передачи, как лучше расставить игроков в начале игры и как они должны располагаться при своей подаче и при подаче противника.
После теоретического занятия волейболисты на практике закрепляют изучаемый по тактике материал в индивидуальных, групповых и командных упражнениях. Закрепление тактических действий осуществляется в двусторонних учебных и товарищеских играх, а также на соревнованиях.
Второй этап освоения тактики заключается в изучении индивидуальных и командных тактических действий. Он соотносится с изучением и совершенствованием разновидностей спортивной техники и по существу протекает в период спортивной тренировки.
Овладение индивидуальными тактическими средствами осуществляется в упражнениях, приближенных к игровой обстановке, в учебных и контрольных играх и соревнованиях.
Для приобретения тактических знаний на данном этапе необходимо просматривать соревнования сильнейших волейбольных команд и проводить теоретические занятия по тактике.
|
|
На третьем этапе обучения решаются задачи, связанные с выбором тактических систем нападения и защиты и их вариантов во всех шести расстановках игроков на площадке.
Разучивание тактических систем нападения и защиты также осуществляется в упражнениях, приближенных к игровой обстановке, которые вначале проводятся при пассивном, а затем активном противодействии условного противника.
Закрепление разучиваемых систем и их вариантов производится в учебных, контрольных и официальных играх. Третий этап освоения тактических действий осуществляется также в период совершенствования спортивной техники.
Таким образом, процесс обучения спортивной технике несколько опережает процесс обучения тактике. Это связано с необходимостью иметь определенный уровень технической подготовленности к моменту изучения основ тактики волейбола. Отсутствие же навыков в технике игры является своеобразным препятствием для освоения индивидуальных, групповых и командных тактических действий.
В остальном методическая последовательность (постановка задач, средства и методы) при обучении тактике та же, что и при обучении технике.
Однако содержание и характер упражнений для овладения тактикой имеют свои специфические особенности. Ниже приводятся задачи, средства, методы и учебный материал для освоения индивидуальных, групповых и командных тактических действий.
Разучивание индивидуальных тактических действий
Обучение тактике приема мяча с подачи. Задача. Научить основам тактики приема мяча с подачи. Средства и методы. Рассказ и показ техники различных способов приема мяча. Выполнение приема мяча с подачи в упражнениях с облегченными условиями. Закрепление техники приема мяча с подачи при расположении волейболистов в игровых расстановках. Учебный материал.
Упр. 1. Выполнение приема мяча при его полете с незначительной скоростью.
Упр. 2. Выполнение приема мяча с подачи при произвольном расположении игроков на площадке.
Методические указания. Упражнение выполняется следующим образом: волейболисты стоят на обеих сторонах площадки в произвольном порядке и принимают мячи с подачи. После 10 попыток обучающиеся меняются местами.
Упр. 3. Волейболисты принимают мячи с подачи, располагаясь в игровых расстановках. После 10—15 подач занимающиеся производят переход.
Упр. 4. Выполнение приема мяча с подачи при расположении обучающихся в игровых расстановках при усилившейся скорости и сложности полета мяча с подачи.
Упр. 5. Выполнение приема мяча и его передача в конкретную
зону площадки в зависимости от принятой в данной расстановке комбинации (например, при игровой передаче в зону 3).
Методические указания. Закрепление техники приема мяча следует проводить в учебно-тренировочных играх.
Обучение тактике подачи мяча.
Задача. Обучить тактике подачи.
Средства и методы. Объяснение тактического назначения подач, показ различных разновидностей подач и их тактических вариантов (в частности, нижней прямой и боковой подачи и верхней прямой и боковой).
Учебный материал.
Упр. 1. Выполнение верхней прямой подачи на точность: в зоны 1,5 и 6.
Упр. 2. Выполнение верхней прямой подачи на точность: в зоны 2, 3 и 4.
Упр. 3. Выполнение верхней прямой планирующей подачи на точность: в зоны 1, 5 и 6.
Упр. 4. Выполнение верхней прямой планирующей подачи на точность: в зоны 2, 3 и 4.
Упр. 5. Выполнение верхней прямой планирующей подачи на точность с увеличением силы удара.
Методические указания. Перед выполнением подачи игрок встает в 4—5 м от лицевой линии и затем производит сильным ударом подачу. При этом, несмотря на значительную скорость, мяч должен остаться на площадке.
|
|
Упр. 6. Выполнение верхней прямой планирующей подачи на точность.
Методические указания. Перед подачей волейболист, фиксируя взгляд на одном из игроков команды противника, производит подачу на другого игрока, который не готовится к приему мяча.
Упр. 7. Выполнение верхней боковой планирующей подачи через сетку: то в дальнюю, то в переднюю части площадки.
Упр. 8. Выполнение верхней боковой планирующей подачи при увеличении силы удара. (Задание выполняется так же, как в упр. 5.)
Обучение тактике второй передачи мяча.
Задача 1. Научить тактике второй передачи мяча при выходах-к сетке в зону разводящего игрока.
Средства и методы. Показ, объяснение, выполнение упражнений, сопровождающихся указаниями тренера.
Учебный материал.
Упр. 1. Выполнение верхних передач в зону 4 после передвижения игрока вперед из зоны /.
Упр. 2. Выполнение вторых передач вдоль сетки или перед собой после передвижения вперед в зону выходящего игрока. (Упражнение выполняется поточно.)
Упр. 3. Выполнение верхних передач вперед и перед собой после передвижения в зону выходящего игрока при первых передачах» направленных неточно на игрока, выполняющего задание.
Упр. 4. Выполнение вторых передач вдоль сетки при перемещении игроков из зоны / в зону 2, из зоны 2 в зону 4, из зоны 4 в зону 6 и из зоны 6 в зону / (поточно).
Упр. 5. Выполнение верхних передач за голову (так же, как в упр. 1 и 2) при расположении игроков около сетки.
Упр. 6. Выполнение верхних передач за голову при расположении игроков треугольником в зонах 2, 3, 4.
Упр. 7. Выполнение верхних передач мяча за голову при том же построении с первой передачей из зоны 6 в зону 3 под утлом 90е.
Упр. 8. Выполнение верхних передач мяча за голову (поточно) при перемещении игроков по направлению передачи — из зоны 6 в зону 3 и из зоны 3 в зону 2.
Упр. 9. Выполнение верхних передач мяча за голову (как в аналогичных упражнениях) при расположении игрока, передающего мяч, левым боком к сетке с передачей за голову в зоны 3 и. 4.
|
|
Упр. 10. Выполнение нападающих ударов с передач, направленных за голову в зону 2.
Методические указания. Во всех упражнениях необходимо следить за правильностью исходного положения обучающихся, при котором кисти рук находятся над головой игрока, голова отклонена назад, туловище выпрямлено, ноги незначительно согнуты в коленных суставах. Следует контролировать правильность движений при встречном движении рук к мячу, добиваться плавности движений в момент соприкосновения рук с мячом и особенно при сообщении мячу нового движения, которое осуществляется в результате активного разгибания ног, отклонения туловища назад-вверх и движения рук, направленных также назад-вверх.
Задача 2. Научить технике верхней передачи мяча за голову из зоны выходящего игрока после перемещения его из исходной позиции (из зоны 7).
Средства и методы. Объяснение и показ техники верхней передачи мяча за голову с предварительным передвижением из исходной позиции в зону выходящего игрока. Объяснение тактического назначения таких передач. Выполнение техники передач мяча за голову в специальных упражнениях, сопровождающихся синхронными указаниями тренера.
Учебный материал.
Упр. 1. Выполнение верхней передачи мяча за голову после перемещения выходящего игрока к сетке. Первая передача на выходящего осуществляется из зоны 4.
Упр. 2. Выполнение верхней передачи мяча за голову после передвижения выходящего игрока к сетке с направлением первой передачи из зоны 5.
Упр. 3. Выполнение верхней передачи мяча за голову после
передвижения в зону выходящего игрока при первой передаче из зоны 6.
Упр. 4. Выполнение верхней передачи мяча за голову в зону 2 после передвижения в зону выходящего игрока при первой передаче из зоны /.
Упр. 5. Выполнение верхней передачи мяча за голову в зону 3 после передвижения в зону выходящего игрока при первой передаче из зоны 1.
Упр. 6. Выполнение верхней передачи мяча за голову в чередовании с передачами вперед при первых передачах из зон /, 4, 5, 6.
Упр. 7. Выполнение нападающих ударов из зоны 2 с передач, направленных за голову. Передача выполняется после передвижения в зону выходящего игрока из зоны /.
Упр. 8. Чередование нападающих ударов с передач, направленных перед собой (в зону 3) и за голову (в зону 2).
Методические указания. При выполнении верхних передач мяча за голову важно следить за своевременностью передвижения игрока по площадке, правильным выбором места по отношению к мячу и исходным положением. Необходимо корректировать точность траектории передач мяча в соответствии с техникой их выполнения и чередовать передачи мяча по высоте и направлению
траектории.
Обучение тактике нападающего удара.
Задача 1. Научить тактике обводки блока с помощью ударов с переводом вправо и влево.
Средства и методы. Объяснение тактического назначения ударов с переводом в связи с особенностями постановки рук блокирующих игроков. Показ ударов, выполняемых не в полную силу, с переводом влево и вправо при обходе блока в различных зонах площадки. Практическое выполнение заданий обучающимися.
Учебный материал.
Упр. 1. Выполнение нападающих ударов с переводом влево при проведении атак в зоне 3.
Упр. 2. Выполнение нападающих ударов с переводом влево при проведении атак из зоны 2. (Разбег выполняется под углом 90° к сетке.)
Упр. 3. Выполнение нападающих ударов с переводом вправо-при проведении атак из зоны 4 и с края сетки этой же зоны.
Упр. 4. Выполнение нападающих ударов с переводом вправо при проведении атак из зоны 3.
Упр. 5. Выполнение нападающих ударов с переводом вправо при атаках из зоны 2. (Разбег выполняется под углом 35—40° к сетке.)
Задача 2. Научить имитации сильного нападающего удара с последующим тихим ударом через блок противника.
Средства, методы и учебный материал те же, что и в задаче 1.
Задача 3, Научить имитации сильного нападающего удара с последующим тихим направлением мяча пальцами раскрытой ладони на незащищенное место площадки противника.
Средства, методы и учебный материал те же.
Задача 4. Обучить имитации передачи мяча в прыжке с последующим нападающим ударом.
Средства и методы те же.
Учебный материал.
Упр. 1. Стоя левым боком к сетке, имитировать передачу мяча;из зоны 3 с последующим нападающим ударом правой рукой.
Упр. 2. Стоя правым боком к сетке, имитировать передачу мяча из зоны 3 с последующим нападающим ударом левой рукой.
Обучение тактике блокирования.
Задача 1. Научить по подготовительным фазам движения нападающего игрока определять направление атакующего удара.
Средства и методы. Наблюдение за действиями атакующих игроков. Объяснение биомеханической обусловленности основной фазы нападающего удара от подготовительной фазы блокирующих. Объяснение своевременности и точности выбора места при блокировании. Практическое выполнение упражнений занимающимися.
Учебный материал.
Упр. 1. Блокирование, стоя на месте, с контролем за подготовительной фазой движений нападающего и предугадывание направления удара.
Упр. 2. То же после перемещений вправо и влево.
Задача 2. Научить определять направление атакующего удара по движению руки нападающего в безопорном положении.
Средства, методы и учебный материал те же.