double arrow

Краткая история развития страхового дела

Возникновение страхования теряется в глубокой древности. Отдельные его операции можно об­наружить уже в Шумере. Местными торговцами выдавались финансовые гарантии или сумма денег (в фор­ме займа или создания «общей кассы») дли защиты их интересов в случае утраты груза во время перевозки. В Вавилонии за два тысячелетия до нашей эры законы царя Хаммурапи предусмат­ривали заключение соглашения между участниками торгового каравана о том, чтобы раз­делять на всех убытки, постигшие кого-либо в пути от нападения раз­бойников, ограбления, кражи и т. д.

Соглашения о взаимном распределении убытков от кораблекруше­ния и других морских опасно­стей заключались между корабельщика­ми-купцами на берегах Персидского залива, в Финикии и др.

Развитию начальных форм страхования способствовала быстро раз­вивавшаяся морская торговля Средиземноморья. Например, Демосфен (384-322 гг., до н. э.) свидетельствует, что торговец, полу­чивший ссуду, возвращал ее только в случае успешного завершения своего торгового путешествия. При этом он возвращал на 30% больше, чем получал. Эти тридцать процентов, составлявшие кредит­ную ставку, включали в себя элемент страхового тарифа. Заимодавец страховал себя на случаи воз­можных убытков.

Первичные зачатки организационных форм страхования в виде некоего подобия страхового фонда существовали в Древней Индии и Древнем Египте и были по преимуществу организациями взаимопомощи ремесленников и торговцев.

В Древнем Риме представители власти сами становились гарантами определенных рисков, под­писывая особые протоколы о возмещении ущерба от потери судов в случае военных действий или шторма с по­ставщиками и торговцами, которые брали на себя обязательство снаб­жать легионеров в Испании.

Длительная эволюция первичных страховых отношений заверши­лась введением в практику до­говора страхования. Самый первый из ныне известных датирован 1347 г. В нем впервые была отчет­ливо определена роль страхового платежа, и власти Генуи обязали всех страхователей
и страховщиков подписывать договоры страхования в присутствии но­тариуса.

В Генуе же появилось первое страховое общество, занимающееся транспортным страхованием. Появились регламентирующие доку­менты. Первый из них касался маршрутов движения морской тор­говли.

Дополнительный вклад в создание морского законодательства был сделан в 1435 г., когда были опубликованы «Барселонские капитулы».

Положения страхования отражены во многих их статьях. Страхова­тель был обязан деклариро­вать общую сумму займов, взятых для осу­ществления путешествия, в них устанавливалась презумп­ция гибели судна в случае отсутствия информации о нем, запрещалось фиктивное страхование.

Это был, по сути дела, Международный кодекс по мореплаванию и страхованию, признанный также и в арабском мире. Завершением пра­вового обеспечения морской торговли, мореплавания
и страхования можно считать «Вехи моря», изданные в Руане в 1500 г.

В 1662 г. Эдвард Ллойд основывает газету «Новости Ллойда», да­вавшую своим читателям све­дения об отправлениях и прибытиях судов во всех портах мира. Так появился один из краеугольных камней стра­хования — информация. Через четыре года была основана и «Страховая контора Ллойда». Когда торговец обращался туда с просьбой застрахо­вать груз, находившейся,
на корабле, страховщики Ллойда, в соответ­ствии со своим опытом, оценивали сумму риска, учиты­вали время года и продолжительность плавания, репутацию перевозчика и торговца, опыт капитана, команды, надежность судна, вид и вес груза. Уже через 60 лет Ллойд, несмотря на острую конкурен­цию, держал 99% рынка морского страхования.

В ХVII веке морское страхование не являлось еще собственно финан­совой операцией и было, скорее, разумным пари, а каждый корабль - ставкой. Отсюда и осторожность деловых людей: суда, как и товары, имели многочисленных собственников, чтобы в случае необходимости облегчить воз­мещение утраты. Стоимость крупных судов для целей страхования делилась на доли, и каждая часть, независимо от других частей, страховалась eго владельцем отдельно у Ллойда.

По уровню и темпам развития морское страхование опережало огневое страхование и страхова­ние жизни. Первый полис жизни был выдан в 1574 г.

Даже самое развитое морское страхование сохраняло в «техническом» плане свою специфику: было гораздо легче объединиться страховщикам, чем страхователям. Для развития взаимного стра­хования было необходимо, чтобы каждый осознал необходимость такого шага. Это и произошло по­сле опустошительного лондонского пожара 1666 г. Дальнейшее развитие страхования,
и прежде всего страхования жизни, неразрывно связано с достижениями в области математики.

В середине XVII в. Паскаль и Ферма вплотную подошли к форму­лированию принципов теории вероятностей. По результатам работ Паскаля оказалось возможным поставить страхование жизни на науч­ную основу. Дальнейшее развитие этой отрасли страхования связано с Голландией
и с именем Христиана Гюйгенса. В 1714 г. появляется ра­бота Швейцарского математика Бернулли, в которой был сформулиро­ван закон больших чисел.

Перечисленные успехи в области математики позволили Прайсу в 1762 г. создать первую стра­ховую компанию по действительному страхованию жизни.

В 1678 г. Лейбниц на основе своей работы «Искусство комбинаторики» (1666 г.) выступил
с идеей взаимного страхования на случай пожара, наводнения, несчастного случая и страхования жизни все это в системе Государственной автономной кассы. Cyммy взносов в эту кассу предлага­лось дифференцировать в зависимости от ypовня доходов, что давало абсолютную гарантию возме­щения ущерба неимущим. Иными словами, здесь был заложен основной принцип социальной за­щиты. К сожалению, все идеи остались на бумаге: время их реализации еще не пришло.

Появление страхования на Руси связывают с памятником древне-русского права — «Русской правдой» (X-XI в.), в которой приводятся нормы, касающиеся материального возмещения вреда об­щиной (вервью) в случае убийства. Например: «Если кто убьет княжеского мужа, совершив
на него нападение, и убийца не будет пойман, то платит за него 80 гривен та округа, где найден уби­тый. Если же убит простой человек, то округа платит 40 гривен».

Историческая наука утверждает, что чумаки торговали рыбой и солью, ездили к берегам Черного и Азовского морей, продавали эти товары на ярмарках, закупали там другие товары и развозили их по разным местам. Они совершали и свои путешествия ка­раванами (ватагами), на подводах, запря­женных волами. Обычаями чумацкой торговли устанавливалось, что если в пути у чумака падет вол, то на артельные деньги покупается другой.

В этом просматривается одна и та же цель — обеспечение возмеще­ния убытков от стихийных и других опасностей каждого из участни­ков сообщества за счет всех его членов.

Примеры государственного страхования можно найти во времена Московской Руси. Как из­вестно, в результате нескончаемых набегов крымских и ногайских татар в рабство попадало множе­ство людей. Их освободить мог выкуп. Для его обеспечения была создана специальная финансовая база. Предписание на этот счет содержится в 72-й главе «Стоглава» (1551 г.) «Об искуплении плен­ных». В ней предусматри­вался выкуп за счет царской казны, но затраченные средства возвра­щались в виде ежегодной раскладки среди населения.

До конца XVIII в. страхование в России развивалось медленно, по­требности в страховой защите рисков покрывались услугами ино­странных страховых компаний.

В 1765 г. в Риге, бывшей западной окраиной Российской империи, было основано первое обще­ство взаимного страхования от огня. В дру­гих русских городах в XVIII в. страхования не существо­вало. Исклю­чение составлял Санкт-Петербург. Во второй половине XVIII в. значительное число до­мов аристократии страховалось за границей.

Екатерина Вторая, одновременно с организацией ипотечного кредита, предприняла попытку создания государственного страхования. Ма­нифест от 28 июня 1786 г. «Об учреждении государст­венного заемного банка» запрещал страховать имущество в иностранных компаниях. При учрежден­ном банке была открыта Государственная страховая эк­спедиция, страховые операции которой огра­ничивались избранными объектами — каменные дома, каменные фабрики.

Страховая сумма не должна была превышать 75% стоимости недви­жимости, страховой тариф был для всех одинаков и составлял 1,5%.

В 1797 г. российское правительство открыло Страховую контору. Эта контора оказалась неус­тойчивой и была закрыта через восемь лет.

В 1798-1799 гг., была также предпринята попытка создать общество взаимного страхования под контролем государства. Но и она не получи­ла развития.

Так закончился первый этап истории российского страхования, за­кончился, по сути дела, круше­нием принципа государственной стра­ховой монополии.

Второй этап становления страхования в России обычно связывают с началом формирования страхового рынка и появлением частных страховых компаний. Происходит замена абсолютной
и бессрочной государственной монополии на монополию частную, которая просуществовала
до 1847 г., когда и была упразднена.

Наибольшее распространение в России того времени получило страхование от огня. Именно
в этих целях в 1827 г. было учреждено «Первое российское страховое от огня общество». Инициато­ром его создания был удостоенный впоследствии графского титула А.Х. Бенкендорф.
В течение последующих тридцати лет было открыто еще два общества по страхованию от огня — «Второе российское страховое от огня общество» (1835 г.) и «Саламандра» (1864 г.).

В 1835 г. в России было организовано первое акционерное общество по страхованию жизни, ко­торое получило название «Российское об­щество страхования капиталов и доходов». Закон
о морском страхова­нии был принят в 1846 г. В 1864 г. было утверждено Положение о земском стра­ховании.

Третий этап становления страхования в России характеризуется созданием полноценного нацио­нального страхового рынка. Отмена крепостного права, замена натурального хозяйства денежным, развитие капиталистических отношений — все это создавало предпосылки для образования такого рынка.

В 1874 г. владельцы страховых акционерных обществ по страхова­нию от огня заключают специ­альное тарифное соглашение (конвенцию), направленное на недопущение возникновения новых страховых организаций и раздробления операций между ними. Все эти страховые организации были связаны общим тарифом, но деятельность каж­дой регулировалась собственным уставом и полис­ными условиями, что приводило к жесткой конкурентной борьбе.

Развитие национального страхового рынка во второй половине XIX в. потребовало введения мер государственного регулирования страховых правоотношений и создания системы страхового над­зора.

В 1894 г. в России был установлен государственный страховой надзор за деятельностью страхо­вых компаний. Функции органа государ­ственного страхового надзора выполняло Министерство внутренних дел. Устанавливалась публичная отчетность страховых компаний.

В 1885 г. был снят запрет на деятельность в России иностранных страховых обществ, и в Петер­бурге открылось центральное агентство страхового общества «Нью-Йорк» (США). В 1889 г. была разрешена деятельность страховых обществ «Урбен» (Франция) и «Эквитебл» (США).

Все эти общества занимались страхованием населения. Активно раз­вивались операции по перестрахованию на зарубежном страховом рынке. Лидирующими партнерами для России выступали страховые общества Германии и Швейцарии. С другой стороны, акционерные страховые общества России активно участвовали в страховых операци­ях за границей. Так, страховое общество «Россия», крупнейшее среди русских акционерных обществ по объему операций и размеру капитала, проводило операции по 8 видам страхования на территории Российской Империи и осуществляло страховые операции в Александрии, Афинах, Белграде, Константинополе, Нью-Йорке, Берлине и других городах.

Все это обеспечивало интеграцию российского национального стра­хового рынка в мировой рынок.

Начавшаяся в 1914 г. Первая мировая война и последовавшие за ней крупнейшие политические и экономические потрясения в российском обществе привели, в конечном итоге, к развалу страховой системы. Вы­ход на политическую арену партии большевиков, одним из требова­ний которой была национализация банков и страхования, довершил распад (1917 г.) страхового бизнеса.

Практическая сторона национализации страхового дела в Совет­ской России имела две составляющие: установление государственного контроля над всеми видами страхования и объявление страхования во всех видах и формах государственной монополии.

Монопольное право Госстраха на страховую деятельность было оговорено в Положении
о Народном Комиссариате финансов СССР от 12 ноября 1923 г., а также в Постановлении Совнаркома СССР от 11 ноября 1924 г., и завершилось утверждением монополии Госстраха законодательным путем: «Положением о государственном страхова­нии СССР». При этом, однако, еще сохранялось взаимное кооператив­ное страхование.

Для укрепления доверия к советскому страхованию Госстрахом, при участии внешнеторговых организаций, в 1925 г. создается Черноморско-Балтийское страховое общество (Блекбалси),
а в 1927 г. в Герма­нии — Черноморско-Балтийское транспортное страховое общество (Софаг). Эти общества страховали импорт СССР из ведущих европей­ских стран и Америки; Госстрах страховал весь экспорт, а также часть импорта, преимущественно из приграничных стран.

Конец НЭПа, ознаменовавшийся налоговой реформой 1930 г., при­вел к прекращению страхования имущества государственных предприятий. Страховые взносы были включены в налог
с оборота и, следовательно, стали одним из источников бюджетных ресурсов.

Начало современного этапа развития страхового рынка начинается с принятия в 1988 году Закона СССР «О кооперативах», который разрешил создание страховых кооперативных организаций.

Постановление «О мерах по демонополизации народного хозяйства» от 16 августа 1990 г. определило, что на страховом рынке могут действовать конкурирующие между собой государственные, акционерные и кооперативные общества, которые могут проводить разнообразные виды страхования. С этого момента и начался отсчет современному состоянию страхового бизнеса в России.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: