О стиле мышления

Примеры и сравнения некоторых стилей мышления. Готовность к восприятию, детерминированному данным стилем. Старые и новые анатомические описания и иллюстрации как свидетельства того, что каждое наблюдение соответствует определенному стилю видения (Sinn-Sehen), а каждая иллюстрация есть не что иное, как идеограм­ма (Sinn-Bild). Специфический интеллектуальный настрой современ­ной науки.

На фоне специфической структуры современного мыслительного коллек­тива становится понятным его особый стиль мышления. Чтобы еще бо­лее прояснить понятие стиля мышления и приблизить его к нашей реальнос­ти, сравним одну современную научную версию с несколькими другими, более ранними.

4 Толдт пишет: «Сезамовидные, или суставные, кости являются костными, чаще все­го мелкими включениями в сухожилия». (Toldt С. Anatomischer Atlas fur Studierende und Aerzte, Berlin, Vienna, 1900-1903).

г Bilikiewicz Т. Die Embriologieim Zeitalter des Barock und des Rokoko. Leipzig. 193?. [Тадеуш Биликевич — польский социолог, последователь М. Шелера, К. Мангейма и других теоретиков социологии познания. Влияние культурной среды на развитие на­уки рассматривалось Биликевичем как чисто эвристическое, эпистемологические про­блемы решались им в духе «реалистической» теории познания. Идея JI. Флека об опре­деляющей роли коллектива в познавательном процессе критиковалась Биликевичем как «субъективный идеализм, релятивизм и агностицизм». — Прим. перев.].

Evolutinismus nicht bemerkten Momentes. Den Gedanken dazu gab ihm Bonnet durch seine Erwagungen iiber den Inhalt des Begriffes Keim, ausgesprochen in seiner Palingenesie philosophique (1769). Es handelt sich darum, ob man dem Keim als ein organisiertes Ganzes, nach verjiingtem Masstabe, zu dessen Vollendung nur Ausdehnung, Entwicklung und Ausfulung notwendig ist, wie ihn gewohnlich der Praformationnismus verstecht, anzusehen habe, oder aber in seinem weiteren Begriffssumfange, wie Bonnet ihn definiert, namlich als einen Termin, der nicht nur organisierten Korper im kleinen, sondern iiberhaupt eine jede Art von ursprunglicher Preformation, aus der sich dann ein

organisiertes Ganzes entwickeln kann, bezeichen soli. Bei einer solichen Definition wird, nach ansicht Patrins, der ganze Streit iiberhaupt gegenstandslos...». [Помимо этой не­

посредственной критики мы выражаем признательность Патрину (Patrin) за то, что

он затронул важный, но большинством участников дискуссии не замеченный вопрос

об эволюционизме. Мысль об этом была подсказана ему Бонне (Bonnet) в его размыш­лениях о содержании понятия «зародыш» (Palingenesie philosophique, 1769). В этой работе речь идет о том, можно ли понимать зародыш как некую организованную цело­стность, но очень юную, по какой-либо шкале измерения; с этим необходимо связано понимание развития как расширения или пополнения, что, как правило, свойственно преформизму. Однако необходимо отметить, что если рассматривать дефиницию Бон­не как один из терминов, обозначающий не только малый масштаб какого-либо орга­низма, но, и прежде всего, вид изначальной проформы, из которой может развиться целый организм, то, согласно взглядам Патрина, весь спор становится в принципе бес­предметным...]

1 С соответствующими изменениями (пат.). — Прим. перев.


[1] Кун Т. Структура научных революций. М.,1975, сс. 8-9.

>

[3] См.: Schnelle Т. Ludwik Fleck: Leben und Denken. Zur Entschtehung und Entwick- lung des sociologischer Denkstils in der Wissenschaftphilosophie. Hamburg. 1982; Lud­wik Fleck — a classical scholar of the sociology of science and of epistemology // Kwartal- nik historii nauki i techniki. 1983, №№ 3-4, ss. 526-543. Рассказывая о лагерной эпопее Флека, Т. Шнелле ссылается на воспоминания Э. Когона, одного из узников Бухенваль- да, а также на книгу: Bayle F. Gammee centre Caducee. Les experiences humanies en Allemagne pendant la deuxieme guerre mondiale. P., 1950.

[3] Cackowski Z. WstQp do wydania polskiego // Fleck L. Powstanie i rozwoj faktu naukowego. Lublin. 1986, s. 17.

[4] См. подробнее: Порус В. Н. О философских аспектах проблемы «несоизмеримос­ти» научных теорий // Вопросы философии. 1986, № 12, сс. 57-70.

[5] Неизбежным злом {лат.). —Прим. перев.

[6] Кун Т. Структура научных революций. М.,1975, с. 173.

[7] Лакатос И. История науки и ее рациональные реконструкции // Структура и развитие науки. М., 1978, сс. 203-269.

[8] Более подробное описание этого «озарения» можно найти в предисловии к не­давно опубликованному сборнику моих работ «The Essential Tension: Selected Studies in Scientific Tradition and Change». Chicago, 1977.

[9] Reichenbach Н. Experience and Prediction. Chicago, 1938, p. 224 ff.

[10] Кун Т. Структура научных революций. М., 1979, сс. 8-9.

[11] Суждений {франц.). — Прим. перев.

а

[12] Цитируя этот и следующие фрагменты книги Флека, я добавлял и выделял курсив по своему усмотрению.

г Здесь особенно следует упомянуть книгу Л. Витгенштейна «OnCertaity» (Oxford, 1959).

[13] Bloch I. Der Ursprung der Syphilis: Eine medizinische und kulturgeschichte Unter- suchung. Bd. 1-2., Jena, 1901-1911, S. 138; Baas J. Grundriss der Geschichte der Medi- zin und des heilenden Standes. Stuttgart, 1876, S. 259; Hergt F. Geschichte, Erkenntnis und Heilung der Lustseuche. Hadamar, 1826, SS. 47, 56;

[14] Bloch I. Op. cit., S. 26.

г\<Кроме того, у пораженного болезнью находят вначале изменения на половых органах, затем распространяющиеся по всему телу, и другой болезни, которая начи­налась бы так, нет. Но я предполагаю, что эта болезнь возникает из-за определенно­го сродства между гениталиями и этой болезнью под влиянием небес, как утверждают астрономы, при схождении Сатурна и Юпитера в третьей фазе Скорпиона на 2 3° в 1484 г., а также из-за одновременного схождения иных звезд, появлявшихся в то же время. В эти периоды наблюдались многие болезни и смерть стариков, как мы еще скажем позд­нее. Причина болезни заключена в положении звезд, но болезнь возвращается вновь в особенности под знаком Скорпиона, который правит половыми органами...» (Rinius Benedictus. De morbo Gallico, tiactatus. In: Luisinus. De morbo Gallico, v. 2, s. 18).

[15] Brassavolus Antonius Musa. De Morbo Gallico. Tractatus. Цит. no: Bloch I. Op. cit., Bd. 1, s. 17.

[16] Термин «morbus venereum», вероятно, идет от Бетенкура (Bethencourt) (1527), но венерическая природа заболевания подчеркивалась и раньше. «Summopere tamen са- vfcndum ne coitus fiat cum qua prius, brevi temporis spatio, concubit vir pustulatus, propter evitare contagionis periculum» [Чтобы избежать заражения, следует избегать половых сношений с женщиной, покрытой гнойниками, а также со здоровыми, кото­рые перед тем сожительствовали с мужчинами, имевшими гнойные язвы] (Цит. по: GeigelA. Geschichte, Pathologie und Therapie der Syphilis. Wurzburg, 1867, S. 11). «Caveat homo a nimia conversatione cum infectis et praecipue a coitu cum infecta muliere, est enim hie morbus contagiosus» [Надо остерегаться излишних разговоров с зараженны­ми, но прежде всего — половых сношений с зараженной женщиной, ибо болезнь эта заразительна] (Цит. по: Geigel A. Op. cit., S. 11).

[17] Взгляды Судхоффа на диагностирование сифилиса уже в XIV веке не были обще­принятыми. Во всяком случае, дискуссии об этом заболевании не начинались до конца

XV века. См.: Sudhoff К. Der Ursprung der Syphilis. Leipzig, 1913, SS. 13,14.

[18] Frizimelica Franciscus. De morbo Gallico, tractatus. In Luisinus. De morbo Gallico. v. 2, s. 33.

[19] Ibid., S. 33.

[20] Borgarutius Prosperus. De morbo Gallico, methodus. In: Luisinus. De morbo Gallico Op. cit., v. 2, 1567, s. 178.

[21] Hergt F. Op. cit. Эта книга имеет характерное посвящение: «Окисям ртути и солям ртути за их огромные заслуги перед страдающим человечеством свою огромную при­знательность выражает автор».

[22] Tomitanus Bewardus. De morbo Gallico, libri duo. In: Luisinus. De morbo Gallico, Op. cit., s. 66. Томитанус думал, что опроверг этот довод тем, что приводит следующую историю болезни. «Juvenis erat, aetatis 22 annorum, temperaturae sanguinica...[молодой человек, 22 лет от роду, здорового телосложения]», был добросовестным и усердным студентом в Падуе. Дурная компания завлекла его к «meretrix perpulchra» [гулящей девке]. «Sequenti die praepitio dolere coepit, ille nil cogitat. Alia vero die indoluit ma- gis, tandem adspiciens videt levem quandam erosionem in altera glandulae parte cum rubore, inde caries adnata est. Diebus 14 transactis Bubo in femore supervenit [На следу­ющий день у него заболела крайняя плоть, но он не придал этому значения. В последу­ющие дни боль усилилась, и когда он стал рассматривать болевшее место, обнаружил небольшую эрозию и покраснение вокруг него. Через 14 дней показался гнойник на половом члене, который был вскрыт лекарем и очищен от гноя]». «Ubi vero menses tres praeteriissent, coepit dolere, totus secundum articulos et depilate, factusque est deformis.

зом, ни в коем случае нельзя считать просто ошибкой. Это была последовательная си­стема воззрений, в частности реализовавшая призыв: «Назад, к до-ртутной эпохе!».

[24] Симон (около 1850 г.) считает, что «так называемая болезнь греховного наслаж­дения есть не что иное, как особая модификация давно известной лепры, которая в конце XV столетия вышла из-под контроля из-за особых обстоятельств» (Simon F. Re­cord's Lehre von der Syphilis, ihre bedenklic hen Mangel und groben Irrthumer kritisch beleuchtet und durch zahlreiche, schwierige und verzweifelte Krankheit sfalle erlautert; em praktisches Handbuch uber Syphilis. Hamburg, 1851-1852, S. 3).

[25] Hergt F. Op. cit., S. 78. Упомянутые врачи жили в XVIII веке.

г John Hunter, 1728-1793.

v, 1 Если оценивать некие концепции задним числом, они часто выглядят экономич­ными, в особенности если к ним привыкли. Уже существующее предприятие всегда более экономично, чем проектируемое, если стоимость инвестиций не обещает, что через некоторое время прибыль амортизирует это более экономичное само по себе новое предприятие. Поскольку убеждения живут недолго, дорогие переделки их почти всегда неэкономичны. Сомневаюсь, имела ли экономия мышления когда-либо влияние - на практические решения, если не считать очень небольших, малозначимых проблем.

[27] Решающий эксперимент (лат.). — Прим. перее.

[28] «В частности, речь идет о лихорадках, названия которых различаются по некото­рым изменениям в крови». (Sydencham Thomas. Opera omnia medica. Venice, 1735).

[29] «В частности, когда кости, мускулы или нервы питаются меланхолической кро­вью, вредные свойства которой не позволяют ей претворяться в питательные вещест­ва, значительно усиливаются выделения, и когда их становится много, это приводит к названным выше недомоганиям...» (Montagnanae В. unioris. De morbo Gallico consilium // Luisinus. De morbo Gallico. Bd. 2, s. 3).

[30] «И как во время эпидемии лихорадки, таинственное злое начало загрязняет воз­дух, портит сердце, дыхание и кровь» (Ibidem).

[31] «Кровь (при сифилисе) из хорошей становится испорченной и ненатуральной». (To'mitanus В. De morbo Gallico, libri duo // Luisinus. De morbo Gallico. Bd. 2, s. 74).

[32] «Известно, что это реально неотличимо от французской болезни, ибо с самого начала кровь заражается так, что при этом нет гноя, и потому это происходит относи­тельно незаметно». (Ibid., S. 113).

[33] «Французская болезнь вызывается общим заражением крови». (Цит. по: GeigelA. Op. cit., S. 12).

[34] «Кровь не такая, как в нормальном состоянии». (GeigelA. Op. cit., S. 39).

[35] Ibid.. S. 70.

[36] Bruck C. Handbuch der Serodiagnose der Syphilis. Berlin. 1924, S. 1.

[37] Wendt J. Die Lustseuche in alien ihren Richtungen und in alien ihren Gestalten. Vi­enna, 1827, S. 9. '

[38] Bierkowski L. von. Choroby syfilityczne czyli weneryczne oraz sposoby ich leczenia. Krakow, 1833, s. 36.

[39] Hergt F. Geschichte, Erkenntnis und Heilung der Lustseuche. Hadamar, 1826, S. 58.

[40] «При французской болезни выступают чирья, вызываемые выделением различ­ных соков тела». (Цит. по: Geigel A. Op. cit., S. 7).

[41] «Когда в членах тела накапливается зараженная кровь, поступающая в них ради их питания, они выбрасывают ее из тела через кожу, используя ее, так сказать, подоб­но носовому платку. Поэтому загрязнение кожи свидетельствует о начале заболева­ния, которое сопровождается появлением гнойников, огрублением и последующий от­миранием кожи». (Цит. по: GeigelA. Op. cit.,S. 19).

[42] GeigelA. Op. cit., S. 223. Здесь уже перед нами более детальная попытка анализа изменений крови.

[43] Reich Е. Uber den Einfluss der Syphilis auf das Familienleben. Amsterdam, 1894. Автор считает, что к последствиям сифилиса надо отнести все изменения костных тка­ней, абсцессы тазобедренных мышц, туберкулез в самых различных формах и в любом возрасте пациентов, рассеянные недомогания, связанные с волчанкой, рахит, болезни нервов, щуплую конституцию и пр.

[44] «Говорят, что опыт Уоллера (Waller) в 1850 г. был успешным». (Hermann J. Es gibt keine constitutionelle Syphilis: Ein Trostwort fiir die gesamte Menschheit. Leipzig, 1903, S. 24). Говорят! Другими словами, автор в этом сомневается, поскольку это не согласу­ется с его теориями. Кроме Уоллера, были и другие экспериментаторы: аноним из Па- латина [д-р J. Bettinger, по сообщению К. Судхоффа (Sudhoff К. Kurzes Handbuch der Geschichte der Medizin. Berlin, 1922, S. 450), Lindwarm, Fellizzari и др.).

[45] Ibid., S. 26. Германн видит здесь только перенесение заболевания через кожные сифилитические выделения, а не через кровь.

у г\

4bid.,S. 32.

[47] Вгиск С. Op. cit.

[48] Заразного живого существа (пат.). — Прим. перев.

[49] Schuberg A., Schlossberger Н. Zum 25. Jahrestag der Entdeckung der Spirohaeta pallida // Klinische Wochenschriften, 1930, Bd. 9, S. 582.

[50] Это контрастирует с отчетом Хоффмана, отличаясь от него и датировкой, и общим тоном уверенности, разделяемой этой группой исследователей. — Прим. ред. англ. перевода.

[51] Нейротропный вирус Левадити, тем не менее, часто принимают за Spirohaeta си- niculi.

[52] Как отмечает Ермольева, безвредные водные вибрионы часто трудно отличить от Vibrio cholerae. В атласе Лехмана и Неймана читаем: «После открытия Vibrio Cholerae свойства этого вибриона были столь ярко выражены, что его отличение от других бак­терий казалось делом нетрудным. С тех пор в окружающей человека среде было най­дено сначала несколько, а потом такое необозримое число вибрионов, что их уже дав­но не именуют отдельными названиями». (Lehmann К., Neumann R. Atlas und Grundriss der Bakteriologie und Lehrbuch der speziellen bakterologischen Diagnostik. Munich, 1896; 7 Hrsg., 1926-1927, S. 540).

[53] Например, отношение сифилиса к Frambosia tropica, а также к так называемой кроличьей спирохете все еще остается дискуссионным.

[54] Эпистемология воображаемого (пат.). —Прим. перев.

[55] На первый взгляд, может показаться, что это относится только к абстрактным по­нятиям. Существует мнение, что нет болезней как таковых, а есть только больные люди. Тогда сифилис — это состояние больных людей, а не конкретное понятие заболева­ния. На это можно ответить следующим образом: невозможно строго отличить конк­ретное от абстрактного. Такое деление основано на слишком примитивном способе мы-, шления. Тем не менее, в дальнейшем мы рассмотрим — в соответствии с этим различе­нием — нечто наиболее конкретное, так называемые непосредственные переживания.'

' Kirchberger P. Die Entwicklung der Atomtheorie.^Karlsruhe, 1922.

[56] Lange F. Geschichte des Materialismus und Kritik seiner Bedeutung in der Gegenwart. Leipzig, 1905, S. 37.

[57] Fliigge C. Die Mikrc organismen. Mit besonderer Bertihtigung der Otiologie der Infektionskrankheiten. Leipzig, 2 ed., 1886; 3 ed.,1896.

[58] Изменения крови (пат.). —Прим. перев.

[59] См. высказывания Метцгера о работах Хорнбостеля (Metzger W. Psychologie Mit- teilungen: Laut und Sinn // Naturwissenschaften, 1929, Bd. 17, S. 846).

zMach E. Die Mechanik in ihrer Entwicklung. Leipzig. 1833, S. 521 и далее.

[60] Kant I. Samtliche Werke. Bd. 3, Leipzig, 1921-1922, S. 22.

[61] Wundt W. Die Logik: Eine Untersuchung der Prinzipien der Erkenntnis und der Methoden wissenschaftlicher Forschung. Stuttgart 1893-1995, Bd. 1, S. 446.

[62] Эрлих ссылается на свой собственный анализ токсина.

[63] Такова была судьба Нэгели (Nageli) в его споре с Коном (Cohn) и Кохом (КосЪ) [См.: Hadley Ph. Microbic Dissociation: The Instability of Bacterial Species with Special Reference to Active Dissociation and Transmissible Autolysis // J. of Infections Diseases. 1927, v. 40, p. 8].

56 J

[64] Paracelsus. Von den unsichtbaren Krankheiten und ihren Ursachen (немецкий пере­вод под ред. Р. Коха и Е. Розенштока). В оригинале (Basel, 1589) читаем: «1st das nit ein wunderbarlich Werck durch Gott, das d'Mensch soli lebendig auff Erden ein Teufel zuha- ben, eischeinen?»

[65] См.: Mach E. Op. cit., S. 494.

[66] В обработке H. Фонтануса, (N. Fontanus).

[67] Дополненном именами, точными цифрами и воспроизводимыми измерениями.

[68] «Вопрос: Как может семя в момент эякуляции оплодотворить женщину, если мат­ка так плотно закрыта, что даже игла не может в нее войти, как утверждает Гиппок­рат (книга 5, афоризм 51 и 54)? Ответ: Через проток, ведущий к эякуляционному про­току, который выходит к шейке матки (как это изображено на рисунке)». (Bartholin Thomas. Anatome ex omnium,veterum recentiorumque observationibus. Leyden, 1673).

[69] Около 1520 г. «Итак, я утверждаю, что вены не берут начало ни в сердце, и ни во внутренностях, разве что в метафорическом и переносном смысле, но в таком случае они все же, скорее, берут начало во внутренностях, чем в сердце, и в этом отношении я более согласен с врачами, чем с Аристотелем». (Цит. по книге Roth М. Andreas Vesalius Bruxellensis. Berlin, 1892, S. 41).

[70] Даже и сегодня спекулятивная эпистемология преподается как наука, в которой отвлеченные исследования почти всегда сводятся к нескольким символическим при­мерам и логическим отношениям между ними, которым отдается предпочтение перед всеми прочими связями и,объектами исследования.

[71] «В чисто диссектирующей анатомии мраморная статуя с ее благородством и про­стотой художественной формы была бы превращена в груду бесформенных обломков мрамора». (Bolsche V/. Ernst Haeckel: Ein Lebensbild. Berlin, 1907, S. 140).

[72] Ерусалем (Yerusalem) называет это «консолидацией» [Verdichtung].

[73]В узком смысле (лот.). — Прим. перев.

[74] Глас народа (пат.).Прим. перев.

[75] Фраза Мефистофеля из «Фауста» Гете. — Прим. перев.

[76] Неизбежным злом (лат.). —Прим. перев.

[77] По Ерусалему, из предисловия к немецкому изданию книги Л. Леви-Брюля «Перво­бытное мышление» (Levy-BruhlL. Das Denken der Naturvolker. Vienna-Leipzig, 1926, S. vii).

[78] Леви-БрюлъЛ. Первобытное мышление. М., 1930, с. 5.

[79] Там же, с. 8.

[80] Там же, с. 13.

[81] Gumplowicz L. Grundriss der Sociologie. Vienna. 1905, S. 269. Цит. no: Jerusalem W. Die sociologische Bedingtheit des Denkens und der Denkformen // Versuche zu einer Sociologie des Wissens. Leipzig-Munich, 1924, SS. 182-207. [Курсив Л. Флека. — Прим. ред. англ. перев.] 4

[82] Ibid., S. 188.

[83] Ibid., SS. 191-192. [Ерусалем ввел понятие «soziale Verdichtung» не позднее 1909 г. — Прим. ред. англ. перевода].

[84] Ibid., S. 192.

[85] JIeeu-Брюлъ Л. Первобытное мышление. Цит. соч., с. 312.

[86] Там же, с. 317.

[87] Ibid., S. 193. Однако далее мы читаем: «Не всякое наблюдение, сделанное индиви­дом, может считаться опытом. Лишь после того, как в ходе продолжительной совмест­ной работы, через взаимное подтверждение и укрепление уверенности, из разрознен­ных идей возникает корпус общего и удостоверенного знания, лишь после всего этого можно говорить об опыте. Общий и проверенный опыт, в свою очередь, должен пони­маться как интеллектуально необходимый критерий истины» (S. 199). Подобное про­тиворечие нельзя ставить в упрек Ерусалему: оно только показывает, как в момент зарождения новых стилей мышления противоречие выступает выражением интеллек­туального «спора мнений».

[88] В действительности (лam.). — Прим. перев.

[89] Нельзя согласиться с мнением Ерусалема о возникновении логики. Он пишет: «Воз­никновение логики тесно связано с образованием идеи человечества как одного вели­кого индивида. Для всех разумных людей общелогическим является отношение гос­подства и подчинения, которое в своем дальнейшем развитии приходит ко все более широкому обобщению, включая экономическое подчинение, и-ко все более точным формулировкам универсального и проверенного опыта» (ibid., S. 206). Все это слиш­ком схематично. Следует ли первобытных людей считать принадлежащими всему че­ловечеству как определенному «индивиду»? А ведь они обладали особой логикой, зна­чение которой для всего человечества может быть сопоставлено с той логикой, кото­рой пользуемся мы. А куда отнести мистиков и гностиков, которых и по сей день не так уж мало среди нас? Понятие мыслительного коллектива, который охватывал бы весь человеческий род. Homo Sapiens, мало продуктивно, поскольку интеллектуальное вза­имодействие между различными типами человеческих обществ слишком слабо.

[90] Нечто неизменное (пат.). — Прим. перев.

[91] «Если современный биолог желает построить объективную картину живого мира, ему следует освободиться от всех идей, берущих начало из субъективной установки. Но иногда трудно вполне избавиться от подобных предубеждений. Самосознание че­ловека, как определенной и завершенной в себе целостности, как определенного объ­екта, коренится в инстинктивном представлении о разделенности всего живого мира на определенные множества таких существ, которые мы называем организмами» (Grad- тапп Н. Die harmonische Lebenseinheit vom Standpunkt exakter Naturwissenschaft // Naturwissenschaften, 1930. Bd. 18, SS. &41-644, 662-666).

[92] Ibid., S. 666.

[93] HirszfeldL. Prolegomena zur Immunitatslehre // Klinische Wochenschrift, 1931. Bd. 10, SS. 2153-2159.

[94] Здесь: руководстве (франц.). —Прим. перев.

[95] Как видно из схемы, комплемент полностью израсходован на бактериолиз и его уже не хватает для последующего гемолиза. Отсюда ясно, что для гемолиза нет отдель­ного комплемента; один и тот же комплемент участвует в обоих процессах. Такой экс­перимент должен, конечно, проводиться с учетом количественных параметров, для чего требуются особые подготовительные тесты.

[96] Вгиск С. Handbuch der Serodiagnose der Syphilis. Berlin, 1924, S. 3.

г Weil E. Das Problem der Serologie der Lues in der Darstellung Wassermanns // Berliner Klinische Wochenschrift, 1921, Bd. 58, S. 967.

[98] В Индонезию, где он в подходящем климате проводил свои опыты с обезьяна­ми. — Прим. ред. англ. перев.

[99] Wassermarm A. von. Neue experimentelle Forschungen iiber Syphilis // Berliner Klinische Wochenschrift, 1921. Bd. 58, S. 967. Согласно Бруку, который был участником исследовательского коллектива, возглавляемого Вассерманом, идея принадлежала Альт- хоффу, а не Нейссеру [(м.: Вгиск С. Zur Geschichte der Serodiagnose der Syphilis // Berli­ner Klinische Wochenschrift, 1921. Bd. 58, S. 581. — Ярил, перев.].

[100] Вероятно, бывало, что Вассерман и Брук менялись ролями.

[101] Wassermann A. von, NeisserA., Вгиск С. Eine serodiagnostische Reaktion bei Syphilis //Deutsche Medizinische Wochenschrift, 1906, Bd. 32, S. 745.

'Ibid., S. 746.

[103] Наименования соответствуют схеме реакции; однако сомнительно, чтобы речь шла о так называемых истинных амбоцепторах.

[104] Курсив мой. — JI. Ф.

[105] Вгиск С. Handbuch... Op. cit., S. 3.

[106] Wassermann A. vor>, Neisser А., Втиск С., Schucht A. Weitere Mitteilungen iiber den Nachweis spezifisch luetischer Substanzen durch Komplementverankerung // Zeitschrift fur Hygiene und Infektionskrankheiten. 1906. Bd. 55, SS. 451-477.

[107] Вейль писал об этих экспериментах: «Рассмотрев эту работу, каждый может убе­диться, что имеет дело с реакцией исключительной точности, особенно когда речь идет

об обнаружении спирохетного антигена. Из 69 вытяжек из сифилитической ткани в

[109] Citron J. Die Methoden der Immunodiagnostik und Immunotherapie und ihre prak- tische Verwertung. Leipzig, 1910, S. 187.

[110] Weil E. Das Problem.., Op. cit., S. 968.

[111] Это примечательное добавление холестерина вытекает из смешения понятий се­рологами: поскольку в спиртовых вытяжках нет белка, они искали действующую при­чину среди растворимых в спирте липоидных частиц, химическая природа которых не была им вполне известна. Добавление холестерина, вероятно, было причиной повы шенной нестабильности коллоидного экстракта.

[112] Вгиск С. Zur Geschichte.., Op. cit., S. 581.

[113] Weil Е. Op. cit., S. 969.

[114] Kolle W„ KrausR., Uhlenhuth P. Handbuch der pathologen Mikroorganismen. Jena- Berlin-Vienna, 1930, Bd. VII, S. 217. Лаубенхаймер также не видит, как сильно измени­лась реакция Вассермана, и что следует говорить не о доказательстве ее истинности, а только о ее развитии.

[115] Plaut F. Die theoretische Begrundung der Wassermannschen Reaktion// Monchener medizinische Wochenschrift, 1931, Bd. 78, S. 1463.

[116] Wassermann A. von. Neue experimentelle Forschungen iiber Syphilis// Berliner Klin. Wochenschrift, 1921, Bd. 58, S, 193.

[117] Я хотел бы особенно подчеркнуть, что вовсе не намереваюсь как-то умалить за­слугу исследователя и даже вообще обсуждать вопрос о его заслугах. Если я ссылаюсь на различные мнения по поводу авторства и степени участия в открытии этой исклю­чительно важной реакции, то только ради эпистемологического вывода: все соверша­ют ошибки. И еще к вопросу о почтении авторитета: о величии мастера свидетельст­вует не достигаемый им успех, а путь к цели, который был им избран. Я не думаю, что уважаемый исследователь станет более великим, если его водрузить на пьедестал, а не изображать как живого человека.

[118] Позволю себе еще раз обратить внимание на это единственное в своем роде ак­центирование этического аспекта какой-либо болезни. Например, в ранее уже цити­ровавшейся книге Рейха (1894) мы находим следующую характеристику семейства, члены которого, вероятно, болели сифилисом: «Вся семья Гаттолупино была абсолют­но неуправляемой; все они были подвержены приступам ярости, склонны к насилию, поведение их было жестоким и грубым, высокомерным; они были высокомерны и со­вершенно не отдавали себе отчета о возможных последствиях своих поступков. Им были свойственны склочность, способность без конца прекословить, изощренная болт­ливость, злословие, готовность высказываться по любому поводу при совершенном незнании людей, глубокое невежество, бестактность, безрассудство, несдержанность, а также презренное пресмыкательство перед богатством» и т. д. и т. п. «В основе всего этого морального зла непременно должны быть серьезные физические недостатки... Можно наверняка предположить, что среди них был и наследственный сифилис, кото­рый к тому же никогда правильно не лечился». Вряд ли можно найти какое-либо иное заболевание, которое в такой же степени трактовалось как следствие моральной низо­сти. Проказа также несла на себе сильный эмоциональный отпечаток, но он был свя­зан с несчастной судьбой, а не с плохой моралью. Один только сифилис, особенно в его связи с сексом, имел столь сильный моральный акцент; еще и сегодня многие склонны связывать его с моральными вопросами. Гайгель выразительно говорит об «особенном пагубном свойстве», которое изначально приписывалось сифилису, вследствие его свя­зи с половым актом (GeigelA. Op. cit., S. 4). «Его возникновение, столь загадочно свя­занное с таинственным актом, посредством коего продолжается род человеческий, с самого того момента, когда в конце XV века взрыв заболевания стал ужасом и для насе­ления, и для врачей, до наших дней остается кошмаром, нависшим над тончайшими человеческими отношениями, дыханием чумы, убивающим молодость и красоту, тяж­ким грузом греха, падающим на человека при одном неверном шаге, смертельным ядом, отравляющим кровь даже нерожденного, безвинного плода» и т. д. и т. п. (Op. cit., S. 1).

Друзья-соперники (пат.).Прим. перев.

[119] См. описанное выше обратное воздействие реакции Вассермана на развитие по­нятия сифилиса.

[120] Вгиск С. Serodiagnose der Syphilis... 0р. cit., S. 4.

[121] См. главу 3.

[122] Это «ультраметодика с личностным обертоном», которую Мейер требовал от пер­вых критиков реакции Вассермана, чем как раз и подчеркивал значение личностного фактора в процессе возникновения истины. [Ср.: Weil Е. Op. cit., S. 968].

[123] Fleck L., Elster О. Zur Variabilitat det Streptokokken 11 Zentralblatt fur Bakterio- logie, 1932, Bd. 125, SS. 180-200.

[124] Л. Флек имеет в виду одно из важнейших понятий, с помощью которых «логичес­кие эмпиристы» (М. Шлик, 0. Нейрат, Р. Карнап и др.) пытались определить «эмпири­ческий базис» научного знания. — Прим. перев.

[125] Система Карнапа (Carnap R. Der logische Aufbau der Welt. Berlin, 1928), возможно, станет последней значительной попыткой построения «мира» из «данных» или «непо­средственных восприятий» как фундаментальных оснований. Поскольку сам Карнап постепенно отошел от этой позиции (см.: Carnap R. Die physikalische Sprache als Uni- versalsprache der Wissenschaft // Erkenntnis, 1931, Bd. 2, S. 432), ее критика была бы здесь неуместной. Его нынешней концепции, в которой уже отвергается абсолютная значимость протокольных предложений (Carnap R. Uber Protokolsatze // Erkenntnis, 1932, Bd. 3, S. 215), не хватает только одного: признания социальной детерминирован­ности мышления. Это освободило бы его концепцию от абсолютизации норм мышле­ния, но, конечно, тогда ему пришлось бы отказаться от идеи «единой науки». [Идея «единой науки» (Einheitwissenschaft), охватывающей все познание реальности, была выдвинута представителями Венского кружка (1929 г.) и особенно активно пропаган­дировалась Р. Карнапом, который заявлял, что в реализации этой идеи он видит цель своей жизни. Суть идеи заключалась в унификации языка науки, позволяющей осуще­ствлять перевод любого научного предложения на этот язык, подчиненный исключи­тельно логическим правилам оперирования с предложениями «эмпирического бази­са» (или «протокольными предложениями»). Отказавшись от реализации замысла по­строения этого «базиса» из-за непреодолимых трудностей, Р. Карнап тем не менее до конца отстаивал идею «единой науки» (хотя более свободно трактовал само понятие «единства») в противовес попыткам связать многообразие научного знания с множе­ственностью типов его социальной детерминации, что, по его мнению, неминуемо при­вело бы к релятивизму. —Прим. перев.]

[126] Для социологии науки важна гипотеза о том, что грандиозные изменения стиля мышления, а следовательно, и значительные научные открытия, часто возникают в пе­риоды общего социального замешательства. «Беспокойные времена» обостряют борь­бу убеждений, различия позиций, противоречия, усиливают сомнения, уменьшается готовность к непосредственному восприятию гештальтов, исчезает кажущаяся опре­деленность значений. Для примера можно взять эпоху раннего Ренессанса или пери­од после мировой войны.

[127] См. главу 2.

[128] См. гл. 3, примечание на с. 98.

[129] Иксюолъ (в известной мере) видит проблему субъективной обусловленности кар­тины мира следующим образом: «Физика со своей верой в абсолютное существование объективного мира зашла в полный тупик». «В отличие от физики, биология утверж­дает, что существует столько миров, сколько познающих субъектов, что каждый мир — это мир явлений, который может быть понят только в связи с субъектом». (Uexkull J. von. Theoretische Biologie. Berlin, 1928, SS. 30, 61). Но далее он пишет: «Вселенная состоит из субъектов, каждый из которых живет в своем мире, и эти миры сочетаются посредством единых функциональных кругов в единую целостность». (S. 61). Значит ли это, что существует вселенная и единая целостность, которые не являются субъек­тивными? Оставим в стороне многие утверждения теории окружающего мира Икскю ля, с которыми нельзя согласиться, но в его рассуждении не хватает правильной оцен­ки социальных факторов познания. Нельзя также принять его деление на мир наблю­дения и мир деятельности, поскольку это деление невозможно соблюсти, к тому же оно ведет к излишней метафизике. Может ли состояться какое бы то ни было «воспри­ятие» только пассивно, без «деятельности», и vice versa? Могут ли «действия» и их ре­зультаты оцениваться иначе, чем через «восприятия»?

[130] В силу одних только социологических фактов (лат.). — Прим. перев.

[131] Легкая победа (англ.). — Прим. перев.

[132] Скандальное разоблачение (франц.). — Прим. перев.

[133] Социологи хорошо знают эффект от социальной коммуникации мыслительных ' структур. Г. Зиммель, например, в своей «Социологии» обсуждает проблему социаль­ной дифференциации (Simmel G. Soziologie: Untersuchungen tiber die Formen der Ver- gesellschaftung. Miinich, Leipzig. 1908, особенно во 2-й главе). Хорошо известная кни­га Лебона (le Bon G. La psychologie des foules. Paris, 1895) почти исключительна по­священа проблемам случайно возникшей толпы, находящейся в возбужденном, аффек­тивном состоянии. Лебон, по-видимому, далеко уходит в сторону от обсуждения про­блем психологии сообществ, подчиняющихся определенной дисциплине, работающих в обычном режиме, сообществ, которые могут и не локализоваться в каком-то опреде­ленном месте. В его книге/наряду с другими ситуациями, описывается случай массо­вой суггестии, когда целая команда корабля, разыскивавшего терпящую бедствие лод­ку, вдруг увидела эту лодку и ее пассажиров, услыхала крики и увидела сигналы. Лишь

[134] В узком смысле (пат.).Прим. перев.

[135] Gottstein A. Die Lehre von den Epidemien. Berlin. 1929. («Verstandliche Wissen- schaft», Bd. V), S. 30.

[136] Замкнутое сообщество вообще характерно тем, что выдает себя за tout le monde. за всю вселенную, и предписывает своим членам смотреть высокомерно на тех, кто не принадлежит к нему, или вообще не замечать таковых.

[137] АД

[138] Simon F. Ricord's Lehre von der Syphilis, ihre bedenklichen Mangel und groben Irrthiimmer kritisch beleuchterund durch zahlreiche, schwierige und verzweifelte Krank-

^heitsfalle erlautert; ein praktisches Handbuch iiber Syphilis. Hamburg, 1851-1852, S. 15.

[139] Это отрицание морфологии, биологических свойств бактерий; предпочтение ис­следований чистых культур и отказ от исследования популяций, ошибки таксономии и т. д.

7Ramsay W. Vergamgenes und Konftiges aus der Chemie: Biographische und chemische Essays. Leipzig, 1913, S. 191.

[141] Ostwald W. Jak powstala Chemia? [Л. Флек цитирует по польскому переводу из: «Leitlinien der Chemie: Sieben gemeinverstandliche Vortrage aus der Geschichte der Chemie». Leipzig, 1906. — Прим. перев.] S. 25, 26.

[142] Ramsey W. Op. cit., S. 58.

[143] Paracelsus. Von den unsichtbaren Krankheiten und ihren Ursachen. Basel. 1589- 1591, S. 247. В переводе Коха и Розенстока читаем: «Wenn ihr einem Glauben wie ein Senfkorn habt und seid schon irdische Geister, wieviel mehr wird euch werden, wenn euer Glaube ist wie die Melonen? Wie sehr werden wir die Geister tibertreffen, wenn er ist wie die grossen Kiirbisse und so weiter».

[144] Paracelsus. Von der Gebarung der empfindlichen Dinge in der Vernunft. Ibid., S. 350.

[145] Schreger 0. Studiosus jovialis: seu, Auxilia ad jocose et honeste discurrendum, in gratiam et usum studiosorum juvenum, aliorumque litteratorum virorum, honeste recreationis amantium collecta. Munich, 1749.

[146] Ср. с предыдущей цитатой из Шрегера. Эта «ошибка» с понятием «тяжести» [die Schwe- ie] повторяется уже несколько веков и до сих пор еще живет в"человеческом знании.

[147] Подобное сходство мотивов имеет место между современным научным и старым по­нятием сифилиса. С этой точки зрения историческое развитие каждого научного понятия могло бы исследоваться в смысле теории стилей мышления.

[148] В своей теории «сигнатур» Парацельс утверждал, что вид каждого предмета может указать, какое лечебное свойство он имеет. Например, лечебное свойство очанки лекар­ственной [Suphrasia officinalis] можно узнать по тому, что в ее цветке находится рисунок человеческого глаза (Paracelsus. Krankheit und Glaube. Op. cit., S. 24). Яйцевидная фор­ма корня орхидеи говорит о его эффективном воздействии при заболеваниях мужских яичек (Baas J. Grundriss der Geschichte der Medizin und des heileiten Standes. Stuttgart, 1876, S. 316). Нечто весьма похожее есть в древнеиндийской медицине (желтые расте­ния помогают от желтухи) и в народной медицине некоторых народов Запада.

[149] Thomae Bartolini. Anatomae, ex omnium veterum recentiorumque observationibus, inprimis Institutionibus b. m. Parentis Caspari Bartholini, ad circulationem Harvejanam et vasa luphatica quartum renovata, Lugdini Batavorum, 1673.

[150] «Ключицами называют эти кости потому, что они замыкают грудную клетку и прикрепляют лопатки к грудине, а также напоминают ключи от старых замков, какими запирались дома, что видел Шпигель в старинных домах в Падуе. Цельс (Celsus) назы­вает ключицу яремной костью (jugula), потому что она связывает другие кости. Дру­гие называют ее вилочной костью или верхней опорой... — Ключицы расположены поперек тела, ниже шеи, в верхней части грудной клетки, по одной с каждой стороны. Они имею форму, напоминающую вытянутую литеру «S», т. е. две полуокружности, соединенные в обратном направлении, вогнутые с внутренней стороны и слегка уг­лубленные, чтобы жилы, которые в этом месте расширяются, не были ими стиснуты. У мужчин ключицы более изогнуты, чтобы не затруднять движения тела; у женщин они меньше изогнуты, чтобы подчеркнуть их красоту; поэтому углубление в этом месте менее заметно у женщин, чем у мужчин; поэтому женщины менее ловки в бросании камней... — Костный материал толстый, но пористый и дырчатый, поэтому он часто ломается, но легко срастается... — Поверхность кости грубая и неровная... — Ключи­цы связаны с лопатками хрящами таким образом, что движения лопаток и плеч'не ог­раничиваются. Но они скреплены связками, опоясывающими сустав с широкой и уд­линенной стороны, а другим концом связаны с грудиной, как уже было сказано выше. Ключица участвует во многих движениях тела, а поскольку она-стабилизирована кос­тью, являющейся как бы подпорой, она может двигаться вперед и назад. Поэтому жи­вотные, за исключением обезьян, мышей, белок и ежей, не имеют ключицы (Bartholim Thomas. Anatome ex omnium veterum recentiorumque observationibus b. m. Parentis Caspa- ri Bartholini ad circulationem Harvejanam et vasa lymphatica quartum renovata. Leyden. 1673, s. 743).

1G7

[151] M'oller 3., Milller P. Grundriss der Anatomie des Menschen fur Studium und Praxis. Leipzig, 1914. Этот предназначенный для врачей компендиум имеет около 510 страниц против 850 страниц анатомии Бартолина; при этом полезная площадь страниц почти одинакова.

[152] And. Vesalii Brux. Suorum humani corporis Fabrica librorum Epitome, cum adno- tationibus Nic. Fontani. Amsterdam, 1642.

[153] См. рис. 3. Есть особая обязательная ментальная ассоциация между скелетом и смертью. «По-моему, когда духи.или ночные тени страшат человека, они являются ему в виде скелетов» (Fontani. Op. cit., S. 3).

[154] См. рис. 5.

[155] См. рис. XII века (рис. 7).

[156] См. рис. 5

[157] См. рис. 7

[158] См. рис. 6

[159] См. рис. 4.

[160] Это требование максимизации информации должно быть особенно подчеркнуто, поскольку оно характеризует современный естественнонаучный стиль мышления. Его можно сформулировать следующим образом: «Никакая система знания (будь то зна­ние о химической связи или биологическом виде и т. п.) не может считаться завер­шенным в такой степени, что возможное новое знание могло бы отвергаться как не­нужное». Различие будет особенно очевидным, если сравнить это требование с проти­воположной установкой, например установкой догматического знания, считающегося совершенным. В то же время это требование характеризует демократический харак­тер естественнонаучного стиля мышления, непризнающего за предыдущим знанием какого-либо превосходства или каких-либо привилегий перед новым знанием.

[161] Перевод с польского выполнен по изданию: Fleck L. Nauka i srodowisko // Przeglqd Wspolczesny, 1939, №№ 8-9, ss. 149-156.

[162] Я. Дембовский (1889-1963) — выдающийся польский психолог, президент Поль­ской Академии наук (1951-1956), иностранный член АН СССР (1958). В тексте нет биб­лиографической отсылки, неясно, о какой именно статье Дембовского идет речь. — Прим. перев.

[163] Русский перевод: Шредингер Э. Обусловлено ли естествознание окружающей сре­дой? //Шредингер Э. Новые пути в физике. М., 1971, сс. 22-46. — Прим. перев.

[164] Здесь: жизненная первооснова (пат.). — Прим1 перев.

[165] Анималькулисты, овисты — представители соперничающих в XVII—XVIII веках направлений в эмбриологии; анималькулисты полагали, что взрослый организм пре- добразован в сперматозоиде, овисты — в женской половой клетке, а развитие зароды­ша сводится только к увеличению в размерах. — Прим. перев.

[166] Преформизм — учение о наличии в половых клетках материальных структур, предопределяющих всю полноту признаков развивающегося из них организма. Эпи- генетизм — противоположное преформизму учение о постепенном и последователь­ном новообразовании органов и частей зародыша из бесструктурной субстанции оп­лодотворенного яйца. Витализм — объяснение биологических явлений наличием в организмах нематериальной, сверхъестественной силы. Механицизм — здесь: учение о принципиальной объяснимости биологических явлений через физические (механи­ческие) закономерности неживой природы. — Прим. перев.

[167] Ср. попытку анализа термина Phosphor и термина Mangel an Kochung в моей кни­ге «Возникновение и развитие научного факта» (см. наст, изд.,с. 155 — Прим. перев.).

[168] Bilikiewicz Т. Die Embriologie, S. 148 («ausser dieser reinen Kritik verdanken wir Patrin die Beriihrung eines wichtigen, von der Mehrheit der Teitnehmer am Streite des

[169] Свои взгляды Флек изложил в следующих работах: 1) Zur Krise der «Wirklichkeit» // Die Naturwissenschaften, 1935, 17. Jahrg., H. 23, S. 425 п.; 2) 0 obserwacji naukowej i postrzeganiu w ogole, Przegl. Fil. 1935. R. XXXVIII, s. 58 п.; 3) Zur Frage der Grundlagen der medizinischen Erkenntnis // Klinische Wochenschrift, 1935, Jahrg., 14, S. 1255; 4) Zagadnienie teorii poznawania // Przegl. Fil. 1936, R. XXXIX, zesz. 1; 5) Entstehung und Entwicklung einer wissenschaftlichen Tatsache. Einfiihrung in die Lehre von Denkstil und Denkkollektiv. Basel, Benno Schwabe & Co., 1935.

[170] См.: Bilikiewicz Т. Z rozwazan nad «sensem» historii // Przeglqd Wspolczesny, № 189, ss. 114-126.

[171] Перевод с польского по изданию: Przeglqd Wspolczesny, 1939, №№ 8-9, ss. 168- 174.

[172] Аналогично утверждалось также, что тяжесть тела возрастает при испускании духа, т. е. в момент смерти.

[173] Перевод с польского по изданию: Przeglqd Wspolczesny, 1939. №№ 8-9, ss. 175- 176.

[174] Перевод с польского выполнен по изданию: Fleck L. Problemy naukoznawstva // Zycie nauki. Miesi^cznik Naukoznawczy, 1946, Т. 1, № 5, ss. 322-336.

[175] Симпатий, конечно, неточен: апория «Ахиллес и черепаха» занимала не софис­тов, а Зенона из Элей; мнение, разделявшееся многими историками философии, о том, что зеноновские апории можно считать софизмами, т. е. мнимыми логическими пара­доксами, поверхностно. См.: Яновская С. А. Зенон Элейский// Философская Энцикло­педия. Т. 2, М„ 1962, сс. 170-174. — Прим. перев.

[176]В споре с Симпатием Симплиций выступает как представитель логико-аналитиче­ского направления в философии науки, развивавшегося в Польше «Львовско-Варшав- ской школой» до войны и сохранившего значительное влияние в послевоенные годы. Логистикой тогда называли исследования логических проблем средствами математи­ческой логики; философское значение таких исследований исключительно высоко оце­нивалось философами указанного направления. — Прим. перев.

[177] Т. е. науки, не имеющие эмпирического содержания; по мнению логических эм- пиристов, такими науками являются логика, математика и вообще всякая система, по­строенная в виде неинтерпретированного исчисления. См.: Тарский А. Введение в ло­гику и методологию дедуктивных наук. М., 1948. — Прим. перев.

[178] Все течет (древнегреч.). — Прим. перев.

[179] Ирония Симпатия, возможно, направлена в адрес неогегельянской философии, стремившейся выразить суть бытия в предельно абстрактных формулах; как бы то ни было, ясно, что идея «абсолютно завершенного знания» выглядит в его глазах напы­щенной метафизикой. — Прим. перев.

[180] Всеобщее согласие (лат.). — Прим. перев.

[181] Что имеет в виду Симпатий? Если он таким образом формулирует позицию «кон­венционализма», к которой в большей или меньшей степени склонялись логические эмпиристы, то она выражена им не вполне корректно: для принятия конвенций требу­ется не всеобщее согласие, а целесообразность, соответствующая системе ценностей данной научной элиты (0. Нейрат, М. Шлик, К. Айдукевич и др.). В этом смысле назы­вал себя конвенционалистом И. Лакатос, присоединяясь к традиции П. Дюгема. С точ­ки зрения Л. Флека, от имени которого здесь говорит Симпатий, «принудительная сила» стиля научного мышления основывается как раз на том, что мнение конкретной науч­ной элиты (или «эзотерического круга», в его терминологии) выступает для данного мыслительного коллектива как основа для «всеобщего согласия». По его мнению, Симп­лиций напрасно пытается отыскать основу... этой основы — в объективном и рацио­нальном содержании научного знания, которое не может быть поставлено в прямую зависимость от воззрений какой бы то ни было элиты. Тем самым спор касается наибо­лее фундаментальных проблем теории познания. — Прим. перев.

[182] Задорный полемист Симпатий явно перегибает палку. Симплицию, «обожающему ло­гистику», конечно, хорошо известны огромные успехи современной математики, теории множеств, теоретической физики и других исследований «оснований науки». Симпатий борется против идеи «последних оснований», якобы доступных сверхсовершенному эпис­темологическому или логико-методологическому анализу, против претензий науки на «последнее» слово в какой бы то ни было области познания, против грубого «фундамента­лизма», будь то естественнонаучный или метафизический фундаментализм. Но, увлечен­ный полемикой, он выражается неточно, а его «гастрономические сравнения» выглядят неубедительно. — Прим. перев.

[183] Неизбежной биологической неточности (нем.). — Прим. перев.

[184] Регресс в бесконечность (пат.). —Прим. перев.

1 Fleck L. Entstehung und Entwicklung einer Wissenschaftlichen Tatsache. Benno Schwa- be. Basel, 1935 [см. наст.изд. — Прим. перев.]; Jakpowstalodczyn Bordet-Wassermanna

[185] jak w ogole powstaje odkrycie naukowe 11 Pol. Gaz. Lec.,1934; Zagadnienia teorii poznawania// Przegl. Filozof., 1936.

[186] Fleck L. О obserwacji naukowej i postrzeganiu w ogole 11 Przegl. Fi7ozo/.,1935; Zur Frage der Grundlagen des medizinischen Erkenntnis 11 Klin. Wbch.,1935; Zur Krise der Wirklichkeit // Naturwissenschaften. 1928.

[187] Der mangel an mathematischer Bildung gibt sich durh nichts so auffallend zu erkennen wie durh masslisse Schafe in Zahlenrechnen. — Прим. перев.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: