double arrow

В. П. КАРПОВ. области его многочисленными предшественниками


области его многочисленными предшественниками. Он сам часто цитирует Эмпедокла, Демокрита, Анаксагора, Алкмеона и других писателей, ко­торых он называет просто «некоторые». Живя в самом конце блестящего периода греческой жизни, охватывающего V и IV века до н. э., Аристотель нашел богатое наследство во многих областях знания; он его усвоил, до­полнил собственными обширными наблюдениями и переработал. В резуль­тате им была создана система наук, своего рода научная энциклопедия, объединявшая все области теоретического знания-того времени за ис­ключением математики. Недаром К. Маркс называет Аристотеля Александ­ром Македонским греческой науки.

Учение о возникновении животных — эмбриология — является в этой энциклопедии частным случаем природного возникновения вообще, кото­рому было посвящено особое исследование («О возникновении и уничто­жении»), Чтобы составить надлежащее представление, в чем собственно заключался личный вклад Аристотеля в учение 6 возникновении животных, необходимо познакомиться с тем, что было сделано до него.

II

Начатки естествознания стали появляться у греков, начиная с VI века до н. э., в произведениях ранних греческих натурфилософов, которых Аристотель называет «древними». Каждое из подобных произведений но* сило название «О природе». Оно передавало результат наблюдений и глубо­ких размышлений автора над всем окружающим его миром: из чего воз­ник мир и как он устроен, что такое солнце, луна, звезды, какую форму имеет земля, отчего происходит гром и молния, как произошли люди, животные и растения, что такое душа, почему мы видим и слышим и т. д. Таково^было обычное содержание книг о природе/ Вопросы эти и раньше задавал себе каждый человек, но ответы натурфилософов отличались от прежних тем, что они отвергали всякое участие богов в создании тех или иных явлений; на их место они ставили «природу» с ее порождающей си­лой и присущей ей «необходимостью» и даже самих богов трактовали как природные существа. Начало этого умственного движения возникло в ма­лоазиатских колониях Греции, в торговом городе Милете, где жили пер­вые ионийские натурфилософы Фалес, Анаксимандр и Анаксимен; к ним следует причислить и Гераклита Эфесского. Они впервые поставили основ­ной для философии природы вопрос: какое вещество или субстанция ле­жит в основе всех тел природы, вечно возникающих и гибнущих. Для Фа-леса это была вода, для Анаксимандра (который первый написал книгу










Сейчас читают про: