9>
«О природе») — субстанция неопределенного характера, которую он называл «беспредельное» (апейрон), для Анаксимена — воздух, для Гераклита — огонь.
Последующая генерация натурфилософов, близких к ионийцам, пошла по несколько иному пути: они полагали в основу мира мельчайшие* невидимые глазом частицы, из которых слагаются все тела. Анаксагор» думал, что это частицы всех однородных веществ, которые существуют в= природе: воды, золота, кости и т. д.; он называл их «семена вещей». Поучению атомистов Левкиппа и Демокрита, мельчайшие, неделимые дальше-частицы — атомы имеют различную форму и совершенно не похожи на, видимые предметы, которые из них возникают.
Великое философское движение рано перешло с востока на запад, в италийские колонии Греции и Сицилию. Но там оно на первых порах: получило другое направление, далекое от естествознания ионийцев. Пифагор, современник Анаксимандра и Анаксимена, сделавший первые по-пытки математического трактования явлений природы, полагал в основу ее числа и числовые соотношения. А Парменид, крупный мыслитель, глава Элейской школы, развивал учение об умопостигаемом неподвижном^ бытии, «лежащем в основе» мира, учение настолько абстрактное, что оно-* никакого отношения к природе иметь не могло. Тем не менее во второй. части своей книги «О природе» он, исходя из других начал, дает объяс-нение тем же природным явлениям, о которых говорили ионийцы. Наибольшее значение для естествознания в западных колониях имели^ врачи-естествоиспытатели: Алкмеон Кротонский и Эмпедокл из Агригента в Сицилии. Последний в книге «О природе» дает учение о четырех стихиях, или элементах природы, соединяя^вместе три субстанции ионийцев — воду, воздух, огонь — и добавляя к ним землю.
|
|
Все натурфилософы, писавшие о природе, говорили главным образом о возникновении природных тел и явлений — в этом и состояло их объяснение; в связи с этим им, конечно, приходилось говорить о рождении животных и человека. В большей степени это, конечно, было близко врачам» и у них мы находим больше сведений по этому вопросу, а из натурфилософов — у Демокрита, научная деятельность которого была чрезвычайно разнообразна. К сожалению, ни одно из сочинений упомянутых здесь-натурфилософов не сохранилось, и мы принуждены довольствоваться фрагментами, приводимыми в виде цитат другими авторами, главным образом Аристотелем, а также изложениями отдельных взглядов по тому или иному вопросу, сделанными много веков спустя доксографами, т. е. «собирателями мнений», обыкновенно из вторых или третьих рук. Все эти отрывки* и мнения, тщательно собранные Муллахом, а затем Дильсом, изданы в&
to