Аристотель и античная эмбриология. «О природе») — субстанция неопределенного характера, которую он назы­вал «беспредельное» (апейрон), для Анаксимена — воздух


9>


«О природе») — субстанция неопределенного характера, которую он назы­вал «беспредельное» (апейрон), для Анаксимена — воздух, для Геракли­та — огонь.

Последующая генерация натурфилософов, близких к ионийцам, по­шла по несколько иному пути: они полагали в основу мира мельчайшие* невидимые глазом частицы, из которых слагаются все тела. Анаксагор» думал, что это частицы всех однородных веществ, которые существуют в= природе: воды, золота, кости и т. д.; он называл их «семена вещей». По­учению атомистов Левкиппа и Демокрита, мельчайшие, неделимые дальше-частицы — атомы имеют различную форму и совершенно не похожи на, видимые предметы, которые из них возникают.

Великое философское движение рано перешло с востока на запад, в италийские колонии Греции и Сицилию. Но там оно на первых порах: получило другое направление, далекое от естествознания ионийцев. Пи­фагор, современник Анаксимандра и Анаксимена, сделавший первые по-пытки математического трактования явлений природы, полагал в основу ее числа и числовые соотношения. А Парменид, крупный мыслитель, глава Элейской школы, развивал учение об умопостигаемом неподвижном^ бытии, «лежащем в основе» мира, учение настолько абстрактное, что оно-* никакого отношения к природе иметь не могло. Тем не менее во второй. части своей книги «О природе» он, исходя из других начал, дает объяс-нение тем же природным явлениям, о которых говорили ионийцы. Наи­большее значение для естествознания в западных колониях имели^ врачи-естествоиспытатели: Алкмеон Кротонский и Эмпедокл из Агригента в Сицилии. Последний в книге «О природе» дает учение о четырех сти­хиях, или элементах природы, соединяя^вместе три субстанции ионийцев — воду, воздух, огонь — и добавляя к ним землю.

Все натурфилософы, писавшие о природе, говорили главным образом о возникновении природных тел и явлений — в этом и состояло их объяс­нение; в связи с этим им, конечно, приходилось говорить о рождении жи­вотных и человека. В большей степени это, конечно, было близко врачам» и у них мы находим больше сведений по этому вопросу, а из натурфило­софов — у Демокрита, научная деятельность которого была чрезвычай­но разнообразна. К сожалению, ни одно из сочинений упомянутых здесь-натурфилософов не сохранилось, и мы принуждены довольствоваться фраг­ментами, приводимыми в виде цитат другими авторами, главным образом Аристотелем, а также изложениями отдельных взглядов по тому или иному вопросу, сделанными много веков спустя доксографами, т. е. «собирате­лями мнений», обыкновенно из вторых или третьих рук. Все эти отрывки* и мнения, тщательно собранные Муллахом, а затем Дильсом, изданы в&


to



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: