double arrow
АРИСТОТЕЛЬ И АНТИЧНАЯ ЭМБРИОЛОГИЯ


II


вике» имеются книги, составленные несомненным последователем Герак. лита и частью передающие его собственные слова. Таковы книги «О пище» и «О диэте». В последней несколько глав посвящено развитию зародыша, и о ней будет речь дальше, в главе о «Гиппократовом сборнике» (см. стр» 20—25).

Гораздо больше фрагментов, относящихся к эмбриологии, сохрани­лось от италийских врачей-натурфилософов, старшим из которых является Алкмеон Кротонский. В Кротоне в VI веке была основана книдским врачом Каллифонтом медицинская школа, которая, по словам Геродота, пользовалась в свое время большой известностью. В Кротоне основал свой союз и Пифагор, учеником которого считают Алкмеона. Он был, по преданию, первым анатомом древности, и ему принадлежит пер­вое теоретическое сочинение по медицине, оказавшее большое влияние на всю последующую медицинскую литературу (учение о правильном сме-шзнии противоположностей). Алкмеон первый признал мозг органом ду­шевной жизни и дал учение об органах чувств; душу он считал бессмерт­ней и вечно движущейся (что заимствовал у него Платон). Аристотель написал особую книгу — «Против Алкмеона», до нас не дошедшую Свидетельства доксографов о взглядах Алкмеона на семя и развитие человека скудны и противоречивы (в их время книги Алкмеона давно уже ее было), но по ним все-таки можно судить, какими вопросами дн зани­мался; из числа других упоминаемых рядом с ним лиц он был, несомнен­но, первым-




13. А э ц и й. Алкмеон: (Семя есть) часть мозга.

Ц е н з о р и н. Но это мнение (что семя вытекает из мозгов) некото­рые опровергают, как то: Анаксагор, Демокрит и Алкмеон Кротон­ский. А именно, их возражение заключается в том, что после случки животных самцы истощаются не только в отношении мозга, но также в от­ношении жира и в значительной степени в отношении мяса. Также вызы­вает спор среди авторов решение следующего вопроса: рождается ли плод исключительно из семени отца, как утверждает в своих сочинениях Дио­ген, Гиппон и стоики, или также и семени матери, как полагает Анакса­гор, Алкмеон, а также Парменид, Эмпедокл и Эпикур. Что же ка­сается образования плода, то Алкмеон признался, что он не знает вполне определенно, полагая, что никто не может увидеть, что в ребенке образуется раньше всего.

А э ц и й. (В чреве матери образуется прежде всего) голова, в кото­рой находится господствующая (часть души).



14. Ц е н з о р и н. От которого из родителей было больше семени,
того пол воспроизводится у ребенка, сказал Алкмеон.

17. А э ц и й. Алкмеон: (Зародыши) принимают пищу всем своим: телом. А именно: они вбирают в себя питательные вещества от пиши им, как бы губкой.



В. <Т. КАРПОВ


Иначе Р у ф: неправильно думает Алкмеон, будто, находясь в матке, Дитя ело ртом. Ведь это никоим образом невозможно.

В. 3. А э ц и й. Алкмеон: Самцы-мулы бесплодны вследствие неж­ности и холодности их семени, самки же — так как их матки не раскры­ваются.

Кроме того, в сочинении «О возникновении животных» (III, 2) Аристо­тель указывает, что Алкмеон считал белок птичьего яйца пищей для раз­вивающихся птенцов, аналогичной молоку.

Следующий по времени представитель италийской натурфилософии Парменид Элейский во второй части своей поэмы «О природе», где он излагает учение, основанное «на мнении», производит все в мире из огня и земли; кроме того, он вводит в природу движущее начало, которое на­зывает «Любовь». Относительно его взглядов на происхождение и разви­тие человека сохранились следующие свидетельства.

51. Ц е н з о р и н. Эмпедокл... утверждает нечто в следующем роде* Сперва из земли, бывшей как бы беременной, в разных местах возникли от­дельные члены, затем они соединились и образовали тело настоящего че­ловека, представляющее собой смесь огня и влаги. Точно такое же мнение за исключением незначительных уклонений находим и у Парменида из Велии.

52. Аристотель («О частях животных», II, 2). Парменид и неко­торые другие говорят, что женщины теплее мужчин, полагая, что менструа­ция происходит вследствие теплоты и обилия крови, Эмпедокл же — про­тивоположное.

"53. А э ц и й. Парменид (учит) противоположным образом (чем Эм­педокл): северные страны породили самцов (ибо они в большей степени причастны плотному началу), южные же страны произвели самок вслед­ствие разреженности... (при зарождении самцов). Анаксагор, Парменид; семя с правой стороны сбрасывается в правую часть матки и семя с левой стороны — в левую часть. Если же произойдет скрещение частей при из­вержении семени, то рождаются самки.

Цензорин. Итак, учителям мудрости неизвестно, откуда изли­вается семя. Ибо Парменид был того мнения, что оно появляется то справа, то слева.

54. А э ц и й. По мнению Парменида, рождаются дети, похожие на отцов, в том случае, если плод отделился от правой части матки, и похо­жие на матерей, если он отделился от левой части.

Цензорин. Впрочем, мнение Парменида таково: когда семя вы­шло из правой части, тогда сыновья похожи на отца, когда из левой, то на мать.

С другой стороны, Парменид учит, что между женщинами и их мужьями происходит состязание, и чья сторона одержит верх, того свойства воспро­изводятся в ребенке.

В. 17. Г а л е н («Эпидемии», VI, 48). Однако и другие из древней­ших мужей говорят, что зачатие мужского пола происходит в правой ча-







Сейчас читают про: