Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

АРИСТОТЕЛЬ И АНТИЧНАЯ ЭМБРИОЛОГИЯ





II


вике» имеются книги, составленные несомненным последователем Герак. лита и частью передающие его собственные слова. Таковы книги «О пище» и «О диэте». В последней несколько глав посвящено развитию зародыша, и о ней будет речь дальше, в главе о «Гиппократовом сборнике» (см. стр» 20—25).

Гораздо больше фрагментов, относящихся к эмбриологии, сохрани­лось от италийских врачей-натурфилософов, старшим из которых является Алкмеон Кротонский. В Кротоне в VI веке была основана книдским врачом Каллифонтом медицинская школа, которая, по словам Геродота, пользовалась в свое время большой известностью. В Кротоне основал свой союз и Пифагор, учеником которого считают Алкмеона. Он был, по преданию, первым анатомом древности, и ему принадлежит пер­вое теоретическое сочинение по медицине, оказавшее большое влияние на всю последующую медицинскую литературу (учение о правильном сме-шзнии противоположностей). Алкмеон первый признал мозг органом ду­шевной жизни и дал учение об органах чувств; душу он считал бессмерт­ней и вечно движущейся (что заимствовал у него Платон). Аристотель написал особую книгу — «Против Алкмеона», до нас не дошедшую Свидетельства доксографов о взглядах Алкмеона на семя и развитие человека скудны и противоречивы (в их время книги Алкмеона давно уже ее было), но по ним все-таки можно судить, какими вопросами дн зани­мался; из числа других упоминаемых рядом с ним лиц он был, несомнен­но, первым-

13. А э ц и й. Алкмеон: (Семя есть) часть мозга.

Ц е н з о р и н. Но это мнение (что семя вытекает из мозгов) некото­рые опровергают, как то: Анаксагор, Демокрит и Алкмеон Кротон­ский. А именно, их возражение заключается в том, что после случки животных самцы истощаются не только в отношении мозга, но также в от­ношении жира и в значительной степени в отношении мяса. Также вызы­вает спор среди авторов решение следующего вопроса: рождается ли плод исключительно из семени отца, как утверждает в своих сочинениях Дио­ген, Гиппон и стоики, или также и семени матери, как полагает Анакса­гор, Алкмеон, а также Парменид, Эмпедокл и Эпикур. Что же ка­сается образования плода, то Алкмеон признался, что он не знает вполне определенно, полагая, что никто не может увидеть, что в ребенке образуется раньше всего.

А э ц и й. (В чреве матери образуется прежде всего) голова, в кото­рой находится господствующая (часть души).

14. Ц е н з о р и н. От которого из родителей было больше семени,
того пол воспроизводится у ребенка, сказал Алкмеон.

17. А э ц и й. Алкмеон: (Зародыши) принимают пищу всем своим: телом. А именно: они вбирают в себя питательные вещества от пиши им, как бы губкой.






В. <Т. КАРПОВ


Иначе Р у ф: неправильно думает Алкмеон, будто, находясь в матке, Дитя ело ртом. Ведь это никоим образом невозможно.

В. 3. А э ц и й. Алкмеон: Самцы-мулы бесплодны вследствие неж­ности и холодности их семени, самки же — так как их матки не раскры­ваются.

Кроме того, в сочинении «О возникновении животных» (III, 2) Аристо­тель указывает, что Алкмеон считал белок птичьего яйца пищей для раз­вивающихся птенцов, аналогичной молоку.

Следующий по времени представитель италийской натурфилософии Парменид Элейский во второй части своей поэмы «О природе», где он излагает учение, основанное «на мнении», производит все в мире из огня и земли; кроме того, он вводит в природу движущее начало, которое на­зывает «Любовь». Относительно его взглядов на происхождение и разви­тие человека сохранились следующие свидетельства.

51. Ц е н з о р и н. Эмпедокл... утверждает нечто в следующем роде* Сперва из земли, бывшей как бы беременной, в разных местах возникли от­дельные члены, затем они соединились и образовали тело настоящего че­ловека, представляющее собой смесь огня и влаги. Точно такое же мнение за исключением незначительных уклонений находим и у Парменида из Велии.

52. Аристотель («О частях животных», II, 2). Парменид и неко­торые другие говорят, что женщины теплее мужчин, полагая, что менструа­ция происходит вследствие теплоты и обилия крови, Эмпедокл же — про­тивоположное.

"53. А э ц и й. Парменид (учит) противоположным образом (чем Эм­педокл): северные страны породили самцов (ибо они в большей степени причастны плотному началу), южные же страны произвели самок вслед­ствие разреженности... (при зарождении самцов). Анаксагор, Парменид; семя с правой стороны сбрасывается в правую часть матки и семя с левой стороны — в левую часть. Если же произойдет скрещение частей при из­вержении семени, то рождаются самки.

Цензорин. Итак, учителям мудрости неизвестно, откуда изли­вается семя. Ибо Парменид был того мнения, что оно появляется то справа, то слева.

54. А э ц и й. По мнению Парменида, рождаются дети, похожие на отцов, в том случае, если плод отделился от правой части матки, и похо­жие на матерей, если он отделился от левой части.

Цензорин. Впрочем, мнение Парменида таково: когда семя вы­шло из правой части, тогда сыновья похожи на отца, когда из левой, то на мать.

С другой стороны, Парменид учит, что между женщинами и их мужьями происходит состязание, и чья сторона одержит верх, того свойства воспро­изводятся в ребенке.

В. 17. Г а л е н («Эпидемии», VI, 48). Однако и другие из древней­ших мужей говорят, что зачатие мужского пола происходит в правой ча-






Дата добавления: 2015-02-14; просмотров: 681; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10300 - | 7840 - или читать все...

Читайте также:

 

34.204.189.171 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.002 сек.