double arrow

В. П. КАРПОВ. Рассуждение о семени, взятое в целом, дает представление о том ме­тоде, при помоши которого Аристотель разрешает трудные вопросы — апории— и который он широко


Рассуждение о семени, взятое в целом, дает представление о том ме­тоде, при помоши которого Аристотель разрешает трудные вопросы — апории— и который он широко применяет. Предварительно перечис­ляются все аргументы, которые можно привести в защиту какого-либо выставленного другими положения, и каждый из них подвергается рас­смотрению; если результаты отрицательны, проблема формулируется вновь. Теперь надо собрать все возможные решения и пересматривать их по порядку, руководствуясь фактами и теми положениями, истинность ко­торых была установлена раньше (в данном случае физиологические взгля­ды, которые были разобраны в другом месте). Приемлемое решение затем подтверждается рядом косвенных доказательств. Такова схема диалекти­ческого метода в том виде, как его применяет Аристотель. «Диалектик — синоптик», говорил Платон; эта сторона диалектики особенно усвоена Аристотелем. Анализ путем дихотомии — выбора между двумя возможно­стями, исключающими друг друга по закону противоречия, Аристотель применяет редко, чаще он заменяет его тройным делением.

Что же приносит самка для произведения зародыша? Возможно, что она приносит с своей стороны семя, воз­можно, что ничего, только дает место, но возможно также, что, не принося семени, она нечто приносит. Аристотель высказывается в пользу по­следнего предположения: самка приносит нечто, и это нечто, как он дока­зывает, есть месячное очищение, по крайней мере у человека и других живородящих. Месячные есть тоже «выделение» и по сути дела довольно близкое к семени: оно представляет собой как бы недова­ренное семя, недоваренное вследствие слабости и холодности жен­ского организма, почему оно и содержит в себе значительную примесь не-переработанной крови. Там, где семя образуется в избытке, оно выделяется в большдм количестве, например, у женщины, из других живородящих у лошади, у прочих — в меньшем количестве и даже едва заметно. Выделение это имеется и у яйцеродящих животных, но только наружу оно не выходит, а тратится на образование «несовершенных» яиц, какими являются «жировые яйца» птиц и все яйца рыб, которые вполне дозревают только после оплодотворения. Что месячные соответствуют мужской «семенной влаге», доказывает их появление в том же возрасте, как и семенной влаги, и влияние на них тех же условий. Во время беременности они прекращаются, но выделение их в теле продолжается и идет на питание зародыша.

В процессе оплодотворения самец приносит форму, самка — материю; это положение, установленное Аристотелем и формулированное им в терминах его натурфилософии, прочно держалось


Аристотель и античная эмбриология



в науке до Гарвея (1628), впервые доказавшего, что «материя» самки есть-яйцо. Для Аристотеля яйцо было вторичным продуктом. Не следует, од­нако, представлять себе материю чем-то пассивным; понятие материи у Аристотеля всегда относительно: она материя для данной формы, а взя­тая сама по себе всегда имеет свою форму. И когда возникает зачатокг форма семени овладевает материей не без труда, возникает борьба, в кото­рой семя может оказаться частично побежденным; на этом построена тео­рия наследственности Аристотеля. Но о ней будет речь дальше, те­перь же:

Как действует семенная влага при образо­вании зачатка? Хотя основа4 ее вещественная, но вещество-семени для зачатка не нужно, здесь главную роль играет сила ш движение.

Решающим доказательством этого является факт (для нас ошибочный,. а для Аристотеля достоверный), что самцы насекомых не отдают семени, а действуют, так сказать, динамически на материю самки. Семя одуше­влено, оно имеет «питательную душу», как растения, и ее действ'ие прояв­ляется в движении. Первое, что производит семенная влага, — это сгу­щение, свертывание материи, процесс, аналогичный свертыванию молок». от действия сычужины, т. е. в основе своей ферментативный -или катали­тический. Сгущенный зачаток выделяет жидкость и окружается оболочкой* «По необходимости», т. е. в силу причин механических.

Первым в образующемся зачатке появляется! сердце — начало жизни. В этом отношении Аристотель согласен с* Эмпедоклом, и основанием для этого служЬт наблюдение над птичьими зародышами. От сердца сейчас же отходят вены, при посредстве которых идет питание зародыша, и образуется пуповина, соединяющая тело заро­дыша с маткой или с питательными запасами яйца. В этом сочинении Ари­стотель не определяет в деталях порядок появления частей, но указывает, что внутренние части дифференцируются раньше наружных (против Де­мокрита) и передние раньше задних. Расчленение происходит при участии пневмы, т. е. воздуха (как в книге «О семени»). Вообще тепло, холод ш пневма являются главными средствами, при помощи которых осущест­вляется развитие.

Обсуждая появление частей, Аристотель поднимает ряд вопросов, разработка которых началась уже в новой эмбриологии и которые по сей. день не получили окончательного разрешения. Существуют ли в семенз или материи части, которые затем могут возникнуть в зачатке иразу? Аристотель отвечает на этот вопрос отрицательно: части существуют только в потенции и возникают последовательно, одна за другой»




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: